Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 09:40, аттестационная работа
Теория и практика управления по результатам (Management By Objectives) возникли около пятидесяти лет назад как ответ бизнеса на те управленческие проблемы, с которыми после второй мировой войны столкнулись практически все страны с развитой рыночной экономикой. Основная задача, которую должна была решить система Management By Objectives — повышение маневренности бизнес-организации.
Введение……………………………………..……………………………………….3
Смысл и исторический контекст возникновения концепции управления по
результатам…………………………………………………………………………..4
Базовые принципы системы управления по результатам…………………………5
О границах российского бизнеса…………………………………………………...7
Эволюция первичных очагов предпринимательства и проблема управления
организацией………………………………………………………………………...8
Темп изменений в постсоветской России как фактор восприимчивости к МВО.9
Порядок постановки систем управления…………………………………………10
Механизм стратегического управления или управленческий каркас
консалтингового проекта? ………………………………………………………12
Внедрение МВО как «школа управления»………………………………………13
Трудности и препятствия при внедрении МВО………………………………….14
Заключение …………………………………………………………………………16
Список литературы ………………………………………………………………..17
Порядок постановки систем управления
Превращение
первичных бизнес-коллективов
Сравнивая идущее сегодня в России освоение системы МВО с аналогичными процессами 50-х годов, нельзя не заметить: для российских бизнес-организаций характерен обратный порядок постановки управленческих технологий. В большинстве случаев система МВО не надстраивается над уже сложившимися механизмами функционирования и «управления по отклонениям», а разрабатывается и внедряется либо параллельно, либо еще до того, как налажен контроль над текущим функционированием.
«Обратный» порядок построения систем управления в компаниях является следствием двух обстоятельств. Во-первых, сказалась большая готовность к МВО со стороны владельцев бизнесов, предпринимательский опыт которых во многом созвучен принципам этой системы. Как уже отмечалось, многие российские бизнесмены с недоверием относятся к перспективе функционализации, формализации и «обюрокрачивания», и чем в более динамичном окружении работает компания — тем больше такого рода опасений. Если же одновременно с построением функциональной структуры происходит внедрение МВО, то это позволяет уравновесить и скомпенсировать такие угрозы дробления компании на функциональные ячейки как бюрократизация, плохая проходимость значимой информации по компании, затягивание принятия решений, сползание смысла работы с целей бизнеса на поддержание постоянных процедур. Дополнение создания организационной структуры системой МВО не дает коллективу замкнуться на внутренних процедурах, ориентирует его на выполнение стратегических задач, на достижение реальных бизнес-результатов.
Существует и другая причина, в силу которой в организациях с отсутствием артикулированного управления отправной точкой постановки регулярного менеджмента становится МВО: именно цикл МВО, пусть даже проведенный в усеченной форме и только для генерального менеджера, — оказывается тем единственно возможным первым шагом, с которого систематически, без откладывания на неопределенное будущее, начинаются проектирование, согласование и внедрение элементов функциональной структуры, т.е. системы «управления по отклонениям».
Для
того, чтобы «управление по отклонениям»
стало возможным и заработало хотя бы
на уровне подразделений, необходимо структурировать
компанию, установить границы, функции
и состав ее подразделений. Это само по
себе является масштабной задачей, решение
которой находится в компетенции генерального
менеджера и логично становится одним
из пунктов его планового задания при
постановке МВО. Однако, и для того, чтобы
МВО заработало в полную силу, чтобы в
нее было вовлечено значительное количество
менеджеров и специалистов, чтобы на решение
ключевых задач была мобилизована компания
в целом — необходимо достаточно глубокое
структурирование компании «сверху вниз»
и разграничение зон компетенции на всех
уровнях, от топ-менеджера до рядового
сотрудника. В компаниях с размытой структурой
и нераспределенной ответственностью
— разумное разложение задач руководителя
на подзадачи подчиненных часто становится
невозможным, и МВО оказывается применимым
только на самом верхнем иерархическом
уровне. Таким образом, наиболее эффективный
путь постановки регулярного менеджмента
в российских компаниях — это параллельное
внедрение МВО и функциональной структуры
компании, в котором результаты, получаемые
в одном из направлений, становятся условием
продвижения в другом направлении.
Механизм стратегического управления или управленческий каркас консалтингового проекта?
По своей природе и предназначению МВО является основным инструментом стратегического управления, который позволяет ежегодно или с иной периодичностью производить мобилизацию и «перенацеливание» всей компании на задачи, адекватные текущей ситуации, текущим возможностям рынка, текущему состоянию бизнеса. Соответственно, задача постановки управления по результатам в значительной степени совпадает с задачей постановки системы стратегического управления. Различие состоит лишь в том, что помимо МВО в систему стратегического управления входит такой компонент как долгосрочное стратегическое планирование.
Именно
эта проблема и решается посредством
МВО — наиболее мощного из всех
известных способов включения консультантов
в реальную деятельность компании,
в каждодневную работу менеджеров и специалистов.
Достигается это за счет того, что цели
консалтингового проекта дублируются
в плановом задании генерального менеджера
и затем, по иерархии «сверху вниз», раскладываются
на подзадачи специалистов и менеджеров
более низкого ранга. Как только удается
завершить первый цикл планирования и
согласования задач, консультант автоматически
приобретает в глазах менеджера и ценность,
и вполне определенный статус: консультант
превращается в… ресурс решения важной
задачи, за результаты которой он, менеджер,
несет персональную ответственность.
Справедливости ради следует заметить:
даже в тех случаях, когда задача построения
системы стратегического управления изначально
не ставилась, владельцы и генеральные
менеджеры практически всегда распознают
ценность МВО как «разового» инструмента
и начинают использовать его в последующей
деятельности, то есть уже в качестве постоянного
управленческого механизма.
Внедрение МВО как «школа управления»
Во многих российских компаниях, с которыми нам пришлось работать, внедрение МВО выполняло функцию не только начала, но и основного рычага постановки менеджмента как такового. Дело в том, что реально работающая система управления, реальная управляемость компании — это не просто процедурная схема или управленческий принцип. Не менее важно и наличие у руководителей конкретных управленческих навыков, зачастую востребованных и значимых для решения самых разных задач управления и в рамках самых разных управленческих парадигм. Обычно процесс внедрения МВО становился настоящей «школой управления» и давал руководителям подразделений возможность освоить универсальные, базовые менеджерские навыки — такие как планирование, реалистичная оценка сроков достижения результата, постановка задач подчиненным, организация исполнения этих задач, соотнесение задач и требуемых ресурсов, соотнесение задач и необходимых полномочий, контроль исполнения, определение мотивационных мероприятий в зависимости от достижения результатов.
Мощный
обучающий эффект имел место прежде
всего благодаря тому, что в
теории и практике МВО большое
внимание уделяется процедурным
аспектам этого метода. Процедуры МВО
детально проработаны и описаны в литературе;
отработке процедур отводится значительное
время при организации совместной внедренческой
работы консультантов и менеджеров. В
отличие от стихийной практики повседневного
менеджмента, при внедрении МВО руководителями
усваиваются «продвинутые» образцы менеджерских
действий, отвечающие стандартам делового
администрирования: корректная постановка
задач, точные формулировки и критерии
исполнения, всесторонняя оценка ресурсов
и т.п. В результате последовательнее прохождение
руководителем всех шагов цикла МВО сопровождается
их основательным, глубоким освоением.
Трудности и препятствия при внедрении МВО
Обобщая опыт постановки системы МВО в нескольких десятках отечественных бизнесов, перечислим наиболее типичные трудности, проблемы и ошибки, с которыми может столкнуться компания при внедрении управления по результатам.
Приведенный
перечень «подводных камней» МВО
— далеко не полный, и, тем не менее,
внушительный, — наталкивает на следующий
очевидный вывод. Непродуманные попытки
внедрения системы управления по результатам,
отсутствие гибкости и достаточно глубокого
понимания реальной ситуации в компании
— могут приводить к непреодолимому сопротивлению
персонала, сбоям в работе, потере ценных
сотрудников и значительному ухудшению
организационной культуры.
Заключение
В переводной литературе по МВО почти не рассматривается вопрос о таком параметре МВО как глубина внедрения. Каков оптимальный объем охвата этой системой иерархических уровней организации? Должны ли проходить элементарные циклы управления по результатам и иметь плановые задания все сотрудники компании?
Опыт
работы с российскими компаниями
свидетельствует о явном
Отметим, что рассмотренные выше особенности использования МВО в российских компаниях в относятся скорее к техническим деталям и не затрагивают сути и базовых принципов данной системы управления. Что же касается прецедентов и результатов внедрения МВО в отечественных бизнес-организациях, то они оказались весьма впечатляющими. Многие из компаний, попытавшихся внедрить МВО, смогли сделать за счет этого быстрый рывок в своем развитии либо с минимальными потерями выйти из серьезных кризисов.
Список литературы
Информация о работе Управление реализацией бизнес-планов по результатам