Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Июля 2011 в 09:40, аттестационная работа
Теория и практика управления по результатам (Management By Objectives) возникли около пятидесяти лет назад как ответ бизнеса на те управленческие проблемы, с которыми после второй мировой войны столкнулись практически все страны с развитой рыночной экономикой. Основная задача, которую должна была решить система Management By Objectives — повышение маневренности бизнес-организации.
Введение……………………………………..……………………………………….3
Смысл и исторический контекст возникновения концепции управления по
результатам…………………………………………………………………………..4
Базовые принципы системы управления по результатам…………………………5
О границах российского бизнеса…………………………………………………...7
Эволюция первичных очагов предпринимательства и проблема управления
организацией………………………………………………………………………...8
Темп изменений в постсоветской России как фактор восприимчивости к МВО.9
Порядок постановки систем управления…………………………………………10
Механизм стратегического управления или управленческий каркас
консалтингового проекта? ………………………………………………………12
Внедрение МВО как «школа управления»………………………………………13
Трудности и препятствия при внедрении МВО………………………………….14
Заключение …………………………………………………………………………16
Список литературы ………………………………………………………………..17
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЙКАЛЬСКИЙ
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
«БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ АНАЛИЗ И АУДИ»
ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ»
«Управление
реализацией бизнес-планов
по результатам»
Выполнил: студент заочной формы обучения
ТОНКИХ АНАСТАСИЯ (_________)
Логин _______
Проверил
______________________________
Оценка
___________________ подпись ________________
Улан-Удэ
2011
Содержание
Введение……………………………………..………………
Смысл и исторический контекст возникновения концепции управления по
результатам…………………………………………………
Базовые принципы системы управления по результатам…………………………5
О границах российского бизнеса…………………………………………………...7
Эволюция первичных очагов предпринимательства и проблема управления
организацией………………………………………………
Темп изменений в постсоветской России как фактор восприимчивости к МВО.9
Порядок постановки систем управления…………………………………………10
Механизм стратегического управления или управленческий каркас
консалтингового проекта? ………………………………………………………12
Внедрение МВО как «школа управления»………………………………………13
Трудности и
препятствия при внедрении МВО…
Заключение …………………………………………………………………………16
Список литературы
………………………………………………………………..17
Введение
Теория
и практика управления по результатам
(Management By Objectives) возникли около пятидесяти
лет назад как ответ бизнеса
на те управленческие проблемы, с которыми
после второй мировой войны столкнулись
практически все страны с развитой рыночной
экономикой. Основная задача, которую
должна была решить система Management By Objectives
— повышение маневренности бизнес-организации.
В послевоенном мире проблема маневренности
бизнеса стала одной из ключевых в связи
с интенсификацией социальных и технологических
изменений, повлекших резкое ускорение
рыночной динамики. Компании, действующие
участники рынка того времени, в большинстве
своем сформировались в эпоху стабильной
бизнес-среды. Они были эффективны и прибыльны
в стабильных условиях, когда единожды
построенная и заведенная «машина бизнеса»
могла проработать не одно десятилетие.
Но эпоха стабильности закончилась —
и бизнесы вынуждены были расставаться
с таким наследием довоенных времен как
бюрократизация, неповоротливость, неспособность
перестраиваться и оперативно реагировать
на рыночные изменения. Система Management
By Objectives (МВО) несла с собой новую философию,
новый взгляд на бизнес, новый принцип
управления. В чем заключалась эта новизна?
Смысл и исторический контекст возникновения концепции управления по результатам
Традиционная бизнес-организация довоенного типа — это компания с устойчивой специализацией на определенных товарах или услугах, с постоянным кругом клиентов и поставщиков, с неизменной структурой, устоявшимися технологиями и способами работы. Несколько утрируя, можно сказать: по сути своей подобная организация — это машина, которая циклически, из года в год, воспроизводит одни и те же операции. Соответственно, основная задача управления бизнесом заключается в том, чтобы следить за исправной работой машины, вовремя замечать неполадки и устранять их. Приоритеты, ориентиры, способы работы — все это необходимо было менять в зависимости от изменений рыночной ситуации, а также по мере появления новых технических и технологических возможностей, за скорость освоения и использования которых шла жесткая конкурентная борьба. Такое понимание сути бизнеса в корне меняло и концепцию управления: из «надзорно-наладочной» функции управление превращалось в искусство делать прогнозы, ставить задачи и обеспечивать их исполнение.
За
истекшие полвека система управления
по результатам доказала свою эффективность
и получила широкое распространение
во всем мире. Однако, если на уровне теории
и идеологии МВО и «управление по отклонениям»
резко противопоставлялись, то в реальной
практике управления оба подхода оказались
необходимыми и взаимодополняющими. Любому
бизнесу присущи не только процессы изменения,
но и «зашитые» в функциональную структуру
компании процессы воспроизводства. Смысл
управленческой революции послевоенного
времени заключался, таким образом, не
в смене типа управления организациями,
а в формировании дополнительного типа
и дополнительного контура управления.
МВО, как эволюционно более позднее приобретение,
— не замещало систему управления по отклонениям,
а как бы «надстраивалось» над ней.
Базовые принципы системы управления по результатам
В основе функционирования системы управления по результатам лежат три базовых принципа: декомпозиция задач «сверху вниз», обратная связь «снизу вверх» и «внутрифирменный рынка труда». Остановимся на них более подробно.
Принцип декомпозиции задач «сверху вниз». Работа системы МВО основана на разложении стоящих перед организацией задач согласно существующей в компании управленческой иерархии. Задачи компании — их ставят перед генеральным менеджером владельцы бизнеса или генеральный менеджер формулирует их сам — генеральный менеджер раскладывает на подзадачи, которые распределяет затем между своими подчиненными. При этом подзадачи выделяются таким образом, чтобы их решение обеспечивало решение той исходной задачи, которая ставилась перед генеральным менеджером и, соответственно, перед компанией в целом. Точно такая же процедура разложения задач на подзадачи повторяется и на более низких ступенях управленческой иерархии: топ-менеджеры формируют на основе своих задач подзадачи для своих прямых подчиненных и т.д.
Принцип обратной связи «снизу вверх». В процессе согласования задачи менеджером, который ее сформулировал — и его подчиненным, перед которым задача ставится, может происходить корректировка содержания задачи, уровня ее приоритетности или сроков выполнения. Корректировка задачи является важным и в целом позитивным процессом. С одной стороны, в ходе совместного обсуждения и обмена аргументацией достигается одинаковое понимание формулировок задач, а сама задача может трансформироваться в более точную и корректную по содержанию. С другой стороны — в процессе согласования обеспечивается необходимый баланс между желаемыми результатами и имеющимися в компании ресурсами. Насколько «объективна» такого рода ресурсная оценка? Не возникает ли здесь опасность занижения подчиненными своих «реальных» возможностей? Здесь необходимо иметь ввиду: основным ресурсом в данном случае могут оказаться не деньги, не производственные мощности, не количество работающих людей, а прежде всего сам подчиненный. Вместе с находящимися в его распоряжении деньгами, мощностями, сотрудниками. И вместе со своим умением или неумением, желанием или нежеланием достичь нужного результата имеющимися средствами. Это тем более справедливо, чем выше должностная позиция подчиненного. Главный ресурс менеджера — в его мастерстве управления другими ресурсами. Отсюда следует: чем выше иерархический уровень, на котором происходит согласование задачи — тем большее значение имеет обсуждение и добровольное, ответственное принятие задачи на основе реалистичной самооценки возможностей исполнителя.
В ходе согласования руководитель может и должен подсказать подчиненному менеджеру пути решения, которых тот не смог увидеть. Он может и должен убеждать и вдохновлять его. Важно, однако, удерживаться на грани, за которой давление на подчиненного становится равносильным спускаемым сверху приказам, которые «не обсуждаются». Стоит перейти эту грань — и согласие исполнителей превратится в формальный ритуал. В подобных ситуациях вероятность получения результатов, — особенно если это требует нестандартных ходов и исключительных усилий, — будет резко снижаться: без внутреннего принятия задач невозможны ни инициатива, ни прорыв за пределы того, что делается и делалось в компании до сих пор.
Принцип «внутрифирменного рынка труда». В отличие от функциональных обязанностей, задачи в системе управления по результатам каждый раз уникальны и не могут быть заранее предусмотрены в типовых контрактах, заключаемых при приеме на работу. В каком-то смысле плановые задания — это дополнительные трудозатраты, не предусмотренные первоначальными условиями найма. Именно в силу этого обстоятельства так важны отношения добровольности и равноправие сторон в процессе согласования задач. К условиям такого локального контракта относятся сама задача, сроки ее выполнения, предоставляемые исполнителю дополнительные ресурсы, а также форма и размер вознаграждения/депремирования в зависимости от достижения конечного результата.
О границах российского бизнеса
В первые годы перехода на рыночные рельсы российскую экономику поразил обширный распад технологических связей между производствами, быстро приведший к распаду самих производств. Наиболее жизнеспособными в этих условиях оказались отрасли, стоявшие либо в самом начале, либо в конце технологических цепочек. В первом случае устойчивость и независимость от внутрироссийской ситуации обеспечивалась налаженными каналами экспорта. Во втором — предшествующие технологические этапы создания продукции внутри страны постепенно замещались импортом товаров из-за рубежа. В этот период определились два основных вектора экономического развития.
Одним путем двинулись крупные и высокорентабельные производства топливно-сырьевого комплекса, за приватизацию и участие в доходах которых развернулась ожесточенная борьба. Другим — армия «бывших научных сотрудников», на собственный страх и риск начавших с нуля свою предпринимательскую деятельность. В результате сегодня частный сектор российской экономики представлен двумя абсолютно разными и по разным законам живущими сферами. Жизнь и развитие «большого» бизнеса определяется, главным образом, политическими факторами и политической ситуацией в стране, в то время как малый и средний бизнес — живут в рыночной среде и вынуждены решать проблемы, характерные для бизнес-организаций во всем мире. Обсуждая тему «МВО в российских бизнес-организациях», под сферой бизнеса и бизнес-организациями мы будем подразумевать прежде всего круг экономических субъектов, относящихся к малому и среднему бизнесу.
Эволюция первичных очагов предпринимательства и проблема управления организацией
В 1998 году была сформулирована концепция поэтапного развития бизнес-организаций, базовые идеи которой до сих пор используются в практической работе Консалтинг-Центра «ШАГ». В ее основе лежит представление об эволюционной лестнице, по ступеням которой проходили и проходят большинство создаваемых «с нуля» российских бизнес-организаций. Эволюционная концепция обобщает историю первого десятилетия рыночной экономики и содержит точные, детально прорисованные портреты тех первичных очагов предпринимательства, на основе которых формировался малый и средний бизнес. Эти первоначальные формы ведения бизнеса не были организациями в собственном смысле слова: они представляли собой бизнес-коллективы, сцементированные не столько организационными механизмами, сколько личными отношениями и связями. «В сфере малого бизнеса первые компании не только складывались на «неформальной» основе, но затем довольно долго продолжали жить столь же «неформальной» жизнью. Как при этом выглядел бизнес изнутри? Люди работают тесным коллективом, буквально плечом к плечу. Все переживают за успех фирмы, все более-менее в курсе текущих дел и всем более-менее ясно, что нужно в тот или иной момент и в том или ином случае сделать. Несколько заостряя и утрируя ситуацию, можно сказать: все могут делать все и все фактически делают все…. Это — естественная, а иногда и единственно возможная форма организации для маленького «бизнес-спецназа» из десятка человек.».
Содержание управленческой деятельности составляют планирование, постановка задач и их распределение между исполнителями, координация работы отдельных членов коллектива, контроль за ходом и результатами выполнения задач, мотивационные воздействия на исполнителей. Уже начиная со второй половины 90-х владельцы растущих бизнесов начали ощущать потребность во внутренней упорядоченности, создании механизмов организационного управления. Иными словами — потребность в регулярном менеджменте.
Темп изменений в постсоветской России как фактор восприимчивости к МВО
Российские
бизнес-организации возникали
Информация о работе Управление реализацией бизнес-планов по результатам