Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 16:00, контрольная работа
Создание производства всегда связано с людьми, работающими на
предприятии (фирме). Правильные принципы организации производства, оптимальные системы и процедуры играют важную роль. Однако производственный успех зависит от конкретных людей, их знаний, компетентности, квалификации, дисциплины, мотиваций, способности решать проблемы, восприимчивости к обучению.
В то же время трудовые отношения — едва ли не самая сложная проблема предпринимательства, особенно когда коллектив предприятия насчитывает десятки, сотни и тысячи человек. Трудовые отношения охватывают широкий круг проблем, связанных с организацией трудового процесса, подготовкой и набором кадров, выбором оптимальной системы заработной платы, созданием отношений социального партнерство на предприятии.
Поэтому, для того чтобы предприятие работало эффективно, необходимо правильно организовать труд работников, при этом постоянно контролируя деятельность работников, используя различные методы управления персоналом.
Введение …….…………………………………………………………….3
I. Управление персоналом на малом предприятии…………….4
1.1. Управление персоналом малого предприятия…………………...4
1.2. Функции управления персоналом………………………………...7
1.3. Формирование состава персонала………………………………...8
1.4. Оценка результатов работы персонала…………………………..12
1.5. Делопроизводство в управлении персоналом…………………...13
1.6. Деятельность руководителя малого предприятия……………….13
1.7. Конфликт…………………………………………………………...15
1.8. Корпоративная культура…………………………………………..16
II. Особенности управления персоналом ………………………....17
2.1. Особенности управления персоналом малого предприятия на примере ООО Туристическая фирма"Лина""……………..……..17
2.2.Профессионализм персонала туристской фирмы……………….19
Заключение……………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………22
Многих работников привлекает работа на малых предприятиях. Кроме малопривлекательных аспектов в организации деятельности малых предприятий можно выделить и ряд положительных, которые способны удерживать высококвалифицированных рабочих и служащих:
• место работы и место жительства обычно находятся близко друг к другу;
• небольшой коллектив быстрее объединяется, что способствуют укреплению отношений в коллективе;
• тесные деловые отношения
между работодателем и
• достижения работников быстрее признаются и вознаграждаются;
• у персонала предприятия больше возможностей для карьерного роста;
• работники могут участвовать в процессе принятия решений;
• заработная плата может быть сравнима с заработной платой на крупных предприятиях;
• возможно участие в доходах предприятия;
• работники могут
стать акционерами или
• малые предприятия не ограничены многочисленными правилами.
Не все из перечисленных возможностей доступны для каждого малого предприятия, но многое может стать частью плана по управлению персоналом. В целом управление персоналом малого предприятия представляет собой мало системный порядок действий. Однако комплексный характер деятельности работников и подчиненность всех функций одному лицу создают предпосылки для возникновения системного подхода к управлению персоналом.
На малом предприятии, как правило, отсутствует кадровая служба. Работой с персоналом занимается либо руководитель организации, либо сотрудник, которому эта работа поручена. Многие малые предприятия нуждаются в профессионале в области управления персоналом, даже если их состав не превышает 80 человек. Наличие специалиста по персоналу имеет следующие преимущества:
• знания в области трудового законодательства, что важно при приеме, увольнении, обучении персонала;
• оказание помощи руководителю предприятия при формировании организационной структуры, системы вознаграждения, увеличению численности работников или сокращению штатов;
• возможность обратиться за советом и помощью к специалисту по персоналу. Одежда камуфляж для охоты в Москве
Наем специалиста по
персоналу имеет некоторые
• специалист по персоналу должен будет приспособиться к сложившейся на данном малом предприятии корпоративной культуре и к невозможности карьерного роста;
• у кандидата на данную должность должен быть опыт работы на малом предприятии, так как опыт работы в крупной организации здесь не всегда применим;
• руководителю следует сопоставить затраты на специалиста по персоналу с получаемой выгодой. Альтернативой может стать договор с консультационным агентством по некоторым вопросам управления персоналом.
В классическом понимании функции управления персоналом следующие:
1) планирование персонала
— обеспечение рабочей силой
необходимой численности и
2) подбор и отбор
персонала — формирование
3) адаптация работников
— процесс приспособления
4) профессиональная подготовка
и повышение квалификации
5) оценка работников - определение соответствия работника квалификационным требованиям, способности развития;
6) управление конфликтами
— изучение состояния
7) кадровое делопроизводство — полный цикл обработки и движения документов, необходимых для функционирования управления персоналом;
8) анализ качества
управления персоналом —
Рассмотрим, как реализуются функции по управлению персоналом на малых предприятиях. Руководители малых предприятий сами решают, какие функции необходимы для успешной деятельности их предприятия. Характерен следующий набор первостепенных функций:
• формирование состава персонала (подбор, отбор и наем персонала; адаптация персонала; увольнение);
• обучение и развитие работников;
• оценка результатов работы персонала и вознаграждение за труд;
• делопроизводство в управлении персоналом.
Подбор персонала — наиболее ответственный этап в управлении малым предприятием, так как ошибка обходится слишком дорого. Это кропотливая работа, требующая специальных способностей, черт характера, знаний в области права, экономики, социологии и психологии, так как в успехе предприятия большое значение приобретают личные качества сотрудников. Для малых предприятий возможны два основных варианта подбора персонала: индивидуальный (по рекомендациям, через личные знакомства); по объявлениям, через службу занятости населения.
Поиск работников по личным каналам приводит к ненужности специальных процедур отбора, поскольку на работу приглашается человек, о котором уже многое известно.
Однако при использовании других источников набора должна быть проведена процедура отбора персонала. Для того чтобы быть уверенным в будущем сотруднике, нужно знать не только его возраст, образование и опыт работы, но и его социальные и индивидуальные психологические качества. Поэтому в личной беседе с кандидатом помимо общих сведений необходимо выяснить:
• основной род деятельности в настоящее время, профессиональные интересы;
• причины, по которым кандидат хотел бы поменять место работы, какие цели ставит перед собой;
• что прогрессивного он может предложить на новом месте работы;
• чего он ожидает от предстоящего места работы;
• какая работа ему наиболее по душе;
• на какую заработную плату рассчитывает;
• как повышает свои профессиональные знания;
• как строит свои взаимоотношения с коллегами и испытывает ли трудности в общении;
• есть ли у него вопросы.
Кроме того, следует обратить внимание на его внешний вид (стиль одежды, умение держаться), культуру поведения (жестикуляцию, манеры), культуру речи (умение формулировать), умение слушать, его активность и заинтересованность.
Очевидно, что успешность деятельности кандидата зависит от ситуации, в которой ему придется работать, индивидуального стиля руководителя, иерархии ценностей уже сложившегося коллектива. Поэтому важное значение имеет ознакомление кандидатов с профилем предстоящей работы, системой оплаты труда, социальными услугами предприятия, а также с некоторыми аспектами психологического климата в коллективе.
Кандидату следует разъяснить
некоторые специфические особен
• каковы основные требования, предъявляемые к работнику, критерии оценки производительности его труда и связанная с ними оплата, а также санкции;
• кто определяет, каким образом должна быть обеспечена требуемая производительность и качество труда;
• откуда и какую помощь он может ожидать;
• каковы важнейшие негласные нормы, касающиеся работы и межличностных отношений сотрудников;
• что требуется для
успешной работы на предприятии и
что ценится здесь как
• что считается серьезным просчетом в работе, какие ошибки не прощаются;
• каким основным правилам должен следовать каждый сотрудник предприятия (стиль одежды, о чем не принято говорить и чего не следует делать и т.п.).
Наем — этап поиска и отбора персонала. Он должен проводиться при строгом соблюдении законов, ведомственных и других актов, касающихся трудовых отношений. Наем персонала оформляется трудовым договором и приказом, содержание которого должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.
В процессе адаптации персонала не следует спешить с вводом нового работника в его деятельность и исключать ситуации, которые могли бы отрицательно повлиять на вхождение работника в трудовой режим коллектива (трудовые перегрузки, дефицит или избыток информации и т.д.). Примерный порядок адаптации следующий:
• подробное ознакомление с малым предприятием, его особенностями, внутренним трудовым распорядком, социальными льготами и стимулами;
• представление коллективу;
• инструктаж по пожарной безопасности и технике безопасности;
• ознакомление с должностными обязанностями;
• начало работы.
На некоторых малых
Адаптация считается успешной, если работник правильно понимает и выполняет свои должностные обязанности, чувствует свою причастность к делам предприятия и личную заинтересованность в улучшении дел на предприятии.
Увольнение работника означает прекращение действия трудового договора. Оно возможно лишь при наличии оснований, закрепленных в законе, т.е. при наступлении определенных юридических фактов. Последние делятся на два вида:
1) волевые действия сторон или третьего лица, имеющего право требовать увольнения (суд, военкомат), при проявлении ими инициативы прекратить трудовой договор. При одностороннем волеизъявлении закон трактует расторжение трудового договора;
2) некоторые события, например, смерть работника или истечение срока договора, окончание обусловленной работы.
Наличие предусмотренных законом оснований увольнения и установленный порядок увольнения по каждому основанию — важная юридическая гарантия права на труд. Прекращение трудового договора правомерно лишь в том случае, если одновременно существуют три обстоятельства: есть указанное в законе основание увольнения; соблюден порядок увольнения по данному основанию; есть юридический акт по прекращению трудового договора (приказ об увольнении).
Обучение и развитие работников. Вопрос о необходимости обучения работников - - прерогатива руководителя предприятия или специалиста по персоналу. Необходимость обучения персонала возникает, если:
• работники не в состоянии качественно выполнять свои обязанности, пока они не усвоили нужные для работы знания и навыки;
• применяемые на предприятии методы контроля выявили снижение производительности труда работников;
• осуществляются организационные изменения (технологические, системы управления и т.п.).
Следует определить, что должны изучать работники, как и где будет проходить обучение. На многих малых предприятиях обычно обучение проводится во время работы на рабочем месте опытными рабочими или служащими, объясняющими новому работнику, что и как следует делать.
Подготовка специалистов с отрывом от работы проводится в случае, например, активного расширения деятельности предприятия или выхода на международный рынок, а также в других случаях, когда от работника требуются специальные знания, навыки.
Обучение и развитие дальнейших профессиональных знаний помогает работнику понять перспективу работы и способствует выработке ответственности за свою работу. Обучение и развитие работников может включать несколько видов:
• вводное обучение для новых сотрудников;
• производственное обучение для овладения в кратчайший срок необходимыми навыками работы;
• ротация, перевод работника на другую работу для получения дополнительной профессиональной квалификации на срок от нескольких дней до нескольких месяцев;
• управленческое обучение для делегирования работникам больших полномочий и ответственности.
Информация о работе Управление персоналом на малом предприятии ООО Туристическая фирма"Лина"