Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 08:09, реферат
Задачи:
- рассмотреть характеристику международного туризма: понятие и классификация, этапы развития, раскрыть теоретические идеи международного туризма.
- исследовать тенденцию развития международного туризма в отдельных регионах, факторы, влияющие на развитие мирового туризма, перспективы и прогнозы.
Объектом исследования является международный туризм, его характеристика и перспективы развития.
Введение
1. Потенциал развития туристско-рекреационной деятельности в Казахстане на системном и институциональном уровне
1.1 Законодательная база туристско-рекреационной деятельности в ООПТ
1.2 Устранение противоречий и совершенствование туристсткого законодательства
1.3 Планирование, регулирование и мониторинга туристско-рекреационной деятельности в ООПТ
2. Обзор значимых природных и культурно-исторических объектов на территории проекта
2.1 Рекреационный туризм в Казахстане
2.2 Туристская сеть Казахстана: Всемирная туристская организация системы ООН
3. Виды туристско-рекреационной деятельности на проектной территории
3.1 Рекреационные зоны на проектной территории
3.2 Туристско-рекреационная инфраструктура
4. Туризм на ООПТ
4.1 Обзор количественного и качественного состояния туристской инфраструктуры
4.2 Меры, принимаемые к снижению антропогенных факторов, вызванных туристской деятельностью
5. Факторы, оказывающие негативное влияние на развитие туристско-рекреационной деятельности и возможности по их преодолению
6. Маркетинговое исследование по развитию туристско-рекреационной деятельности
Заключение
Список использованной литературы
организация сети ООПТ;
осуществление государственного регулирования в области ООПТ;
создание условий для
регулируемого туризма и отдыха
в природных условиях, дальнейшее
развитие туризма и рекреации
с учетом вида ООПТ, его функциональных
зон, социально-экономических
организация экологического просвещения населения.
Целью организации туристской
и рекреационной деятельности в
рамках данной концепции является обеспечение
активного отдыха населения в
природных условиях и ознакомление
туристов и посетителей с природными
и историко-культурными
В национальных парках необходимо
внедрить систему регулирования
потока туристов и посетителей с
учетом рекреационной емкости
В заповедниках, в случае
достаточной социально-
В частности, объекты туризма и рекреации, имеющие особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность, обозначены в качестве объектов окружающей среды, взятых под государственную охрану. Охрана, а также установления запретов и ограничений в пользовании данными объектами, обеспечивается путем создания особо охраняемых природных территорий, одним из видов которых являются ГНПП.
Для отдельных территорий, включая особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны, могут устанавливаться целевые показатели качества окружающей среды.
Согласно Закону РК «Об
особо охраняемых природных территориях»,
Государственный национальный природный
парк – это «особо охраняемая природная
территория со статусом природоохранного
и научного учреждения, предназначенная
для сохранения биологического и
ландшафтного разнообразия, использования
в природоохранных, эколого-просветительных,
научных, туристских и рекреационных
целях уникальных природных комплексов
и объектов государственного природно-заповедного
фонда, имеющих особую экологическую,
научную, историко-культурную и рекреационную
ценность». При этом к основной деятельности
ГНПП, наряду с сохранением (и восстановлением
нарушенных) природных комплексов,
уникальных и эталонных природных
участков, объектов государственного
природно-заповедного фонда, природного
и историко-культурного
На территории государственных национальных природных парков выделяются зоны:
1) заповедного режима;
2) экологической стабилизации;
3) туристской и рекреационной деятельности;
4) ограниченной хозяйственной деятельности.
Организация туристско-рекреационной
деятельности с разной степенью ограничений
предусматривается последних
На сегодняшний день не существует универсальной методики расчета норм рекреационной нагрузки, ввиду многообразия естественных условий и форм туристско-рекреационной деятельности. Преобладает качественный подход, когда результат заранее ориентирован на аналогичные (сходные) природные условия других ООПТ, имеющих положительный опыт регулирования рекреационных потоков. И это, на наш взгляд, вполне нормальное явление.
Помимо государственного финансирования природоохранные учреждения имеют право оказания платных услуг физическим и юридическим лицам при пользовании ими природными комплексами особо охраняемых природных территорий в туристских и рекреационных целях, в том числе:
по предоставлению туристских троп, смотровых площадок, бивачных полян, стоянок для транспорта, кемпингов, палаточных лагерей или мест для их размещения; гостиниц, мотелей, туристских баз, объектов общественного питания, торговли и другого культурно-бытового назначения, находящихся в управлении особо охраняемых природных территорий, или мест для их размещения, туристского инвентаря;
по проведению любительской (спортивной) охоты и рыболовства;
услуг проводников, экскурсоводов,
гидов и переводчиков, по проведению
кино-, видео- и фотосъемки при посещении
и изучении объектов государственного
природно-заповедного фонда, природного
и историко-культурного
Допускается и ограниченная хозяйственная деятельность по производству сувенирной продукции, оказанию услуг по договорам о совместной деятельности в туристских, рекреационных и ограниченных хозяйственных целях.
Несмотря на отдельные неточности, местами – несоответствие используемых терминов понятийному аппарату, применяемому в туризме и встречающиеся противоречия, данные документы являются актуальными и полезными с практической точки зрения. Однако ряд положений уже устарел (в связи с изменением экономической ситуации, базового законодательства, реструктуризации систем управления и т.д.) и нуждается в редактировании.
1.2 Устранение противоречий
и совершенствование
Туризм, как система, в
полной мере воспринимает регулирующее
воздействие норм различных отраслей
права: административного, экологического,
страхового, таможенного, защиты прав
потребителей и других, которые относятся
к неопределенному кругу
Стратегия и Концепция развития туризма в Республике Казахстан, определяющие основные перспективные направления развития отрасли, должны отражать кластерный подход формирования отечественной туристской индустрии.
Требует изучения вопрос упрощения
туристских формальностей для
Необходимо пересмотреть
действующие стандарты, касающиеся
безопасности и качества туристского
обслуживания на активных маршрутах, разработать
образовательный стандарт по специальности
«Экологический туризм», нормативы
по организации экологических
Обеспечению мер по охране окружающей среды, смягчению отрицательных социальных воздействий и сохранению культурного наследия может способствовать подготовка и принятие «Кодекса туристского обслуживания».
1.3 Планирование, регулирование
и мониторинга туристско-
Основу планирования составляет
зонирование территории нацпарка по
функциональному признаку. В частности,
рекомендуется выделение
Зона туристской и рекреационной деятельности подразделяется на участки регулируемого кратковременного отдыха и продолжительного отдыха посетителей государственного национального природного парка. Здесь устанавливается заказной режим охраны, обеспечивающий сохранение природных комплексов и объектов государственного природно-заповедного фонда, на территории которого допускается регулируемое туристское и рекреационное использование (кроме охоты), в том числе организация туристских маршрутов, троп, устройство бивачных стоянок и смотровых площадок с учетом норм рекреационных нагрузок.
В зоне ограниченной хозяйственной
деятельности размещаются объекты
административно-хозяйственного назначения,
ведется хозяйственная
Во всех зонах государственного национального природного парка проводятся охрана, защита и восстановительные мероприятия, предусмотренные планом управления
Одним из ориентиров планирования посещаемости ООПТ служит показатель рекреационной нагрузки – единовременного количества отдыхающих на единице площади с учетом суммарного времени вида отдыха за учетный период или за единицу времени.
Другой важной нормативной характеристикой является рекреационная емкость, определяемая для каждого конкретного типа ландшафта и функциональной зоны, и показывающая, какое количество отдыхающих может находиться на данной территории в единицу времени без нанесения существенного ущерба природной среде, не испытывая при этом психологического дискомфорта.
Результаты определения величин допустимых рекреационных нагрузок и рекреационной емкости функциональных зон представлены в виде таблицы.
Таблица: Расчет величины допустимых рекреационных нагрузок и рекреационной емкости функциональных зон
Функциональная зона |
Коэффициенты |
Величина допусти- мой нагрузки, чел/га |
Месячная нагрузка, чел/га | ||||
Функции охраны |
Окультуренности ландшафта |
Режима рекреационного использования |
Доступности |
Пожарной опасности | |||
Зона заповедного режима |
Рекреационная емкость не рассчитывается | ||||||
Зона экологической стабилизации |
0,7 |
0,6 |
0,8 |
0,5 |
0,4 |
0,07 |
2,10 |
Зона туристской и рекреационной деятельности |
0,9 |
0,7 |
1,0 |
0,7 |
0,6 |
0,26 |
7,8 |
Зона ограниченной хозяйственной деятельности |
Рекреационная емкость не рассчитывается | ||||||
Всего по природному парку |
9,90 |
А.А. Бегембетов отмечает, что
«до сих пор отсутствует
В целом, предельно допустимая рекреационная нагрузка в подзоне рекреационного использования принимается как 1 чел/га единовременно. Исходя из этого показателя, суммарная численность туристов и посетителей в подзоне рекреационного использования не должна превышать 30722 человека в день.
Общая численность туристов и посетителей парка не должна превышать 35300 человек в день.
2. Обзор значимых природных
и культурно-исторических
Проектная территория практически вся является территорией с огромным туристским потенциалом, собравшая большое количество объектов, представляющих интерес для туризма.
Согласно классификации, приведенной немецкой фирмой IPK International, которая проводила оценку туристского потенциала Казахстана в 2005 - 2006 гг. по заказу Правительства РК, в том числе и по ВКО и НПО "Эко-Алтай", памятники природы, истории и культуры и ООПТ, расположенные на проектной территории, можно классифицировать по следующей схеме:
Табл. 1. Оценка памятников природы (и ООПТ), культуры и истории
№ |
ООПТ, памятники природы, истории и культуры |
Международного уровня А |
Международного уровня В |
Регионального уровня А |
Регионального уровня Б |
Существующие ООПТ и памятники природы | |||||
1 |
Маркакольский ГПЗ |
+ |
|||
2 |
Катон-Карагайский ГНПП |
+ |
|||
3 |
Оз. Маркаколь |
+ |
|||
4 |
Оз. Рахмановское |
+ |
|||
Перспективные ООПТ В состав предлагаемого ранее Проектом ПРООН\ГЭФ Южно-Алтайского ГПП входили 5 участков: Беркутаульский (снежный барс и др), Кызылтас (аргали и др.), Кальжыр (каменная куница, зимние стации марала и косули и др.), Бас-Теректы (зимние стации марала и косули, редких растений), Кабинский (зимние стации марала, косули, лося, медведя) | |||||
5 |
Южно-Алтайский ГПП |
+ |
|||
Памятники природы, культуры и истории | |||||
6 |
Австрийская дорога |
+ |
|||
7 |
Рахмановские Ключи |
+ |
|||
8 |
Водопад Кокколь |
+ |
|||
9 |
Брошенный рудник Кокколь |
+ |
|||
0 |
Гора Белуха |
+ |
|||
Мараловодческие фермы – маральники |
+ |
||||
Северная Золотая Ветвь Великого Шелкового Пути |
+ |
||||
Берельские захоронения |
+ |
||||
Поселение старообрядцев – «кержаков» - алтайское горное село Коробиха, |
+ |
||||
Ареал снежного барса, Южный Алтай |
+ |
||||
Ареал алтайского горного барана - аргали, Южный Алтай |
+ |
||||
ВСЕГО: |
6 |
3 |
2 |