Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:36, реферат
В статье представлена авторская методика диагностики действующих систем управленческого учета в организациях оптовой торговли, позволяющая комплексно и рационально осуществлять постановку управленческого учета с использованием инструментария, взаимоувязанного с функциями управления организацией. Разработана модель информационной взаимосвязи диагностики и постановки управленческого учета.
Внедрение системы управленческого учета либо ее оптимизация в конкретной организации не имеют универсального алгоритма. Согласно исследованиям Экспертно-консультативного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России эффективная система управленческого учета должна способствовать решению следующих задач:
- определению стратегии развития бизнеса, формулировке целей и выработке путей их достижения;
- расчету эффективности бизнеса в целом, эффективности каждого структурного подразделения и деятельности каждого сотрудника путем внедрения сбалансированной системы показателей (ССП);
- проведению качественной оценки инвестиционных проектов и любых инноваций, осмыслению всех бизнес-процессов компании, разумной детализации всех хозяйственных операций;
Поскольку в современной рыночной экономике ключевым участником торговых отношений становится покупатель, его требования начинают играть главенствующую роль в выборе долгосрочных стратегических целей и контрольных показателей деятельности компании.
Для разработки стратегии необходимо выработать миссию компании (т.е. видение руководством и собственниками компании своего будущего). Затем провести стратегический анализ, выбрать приоритетные направления развития и определить стратегические цели с точки зрения удовлетворенности клиентов и владельцев, эффективности бизнес-процессов и персонала. После того как стратегические цели определены, важно сформулировать задачи, стоящие перед системой управленческого учета, и определить информационные потребности управления, в полной мере отражающие индивидуальные особенности бизнеса, конкурентную ситуацию и стратегию предприятия.
При описании существующих бизнес-процессов можно оценить их эффективность, увидеть проблемные места (дублирование ответственности, документов или, наоборот, отсутствие необходимых действий и документов). Кроме того, от сотрудников часто поступают предложения по улучшению существующих бизнес-процессов. В соответствии с ними можно разработать модель действующей системы управления и построить диаграммы усовершенствованных бизнес-процессов, которые необходимо моделировать таким образом, чтобы деятельность компании была максимально ориентирована на своевременное и качественное удовлетворение требований клиентов.
При
описании бизнес-процессов выявляется
и необходимость корректировки
организационной структуры
Грамотно проведенная диагностика системы управленческого учета позволит своевременно выявить и идентифицировать различного рода риски, в том числе и в сфере управления (например, систематические ошибки и злоупотребления персонала), а также разработать мероприятия по предотвращению их возникновения [2].
При
внедрении системы
При постановке учета может быть сделан вывод о необходимости создания новой структуры - отдела управленческого учета. Возможен вариант организации ведения управленческого учета в рамках уже существующей финансово-экономической службы. Можно создать аналитический центр или группу аналитиков разных направлений (финансы, IT, экономика и т.д.), которые будут заниматься управленческим учетом. Достаточно часто используется следующий вариант: в каждом подразделении подбираются сотрудники (или группа сотрудников), ответственные за ведение управленческого учета по своему направлению. Какой бы вариант организации управленческого учета ни был избран, важно, что практически у всех сотрудников организации появляются новые функции, ответственность делится между службами в зависимости от объектов учета.
Цель оптимизации системы управления на этом этапе постановки - сделать организационную структуру схемой управления. Это означает, что должна прослеживаться система принятия решений руководителями разных уровней. Кроме того, должны быть понятны механизмы контроля и отчетности, при этом четко определяются основные задачи и ответственность структурных подразделений (за что и перед кем). Очень важно создать систему контроля за достижением показателей, заданных в системе сбалансированных показателей, и при этом установить личную ответственность менеджеров подразделений за их выполнение. В процессе оптимизации организационной структуры формируются принципы взаимодействия как между подразделениями внутри каждой компании, так и между компаниями, входящими в состав холдинга.
При разработке организационной структуры компании в первую очередь определяются целевые ориентиры и критерии ее совершенствования. Формируется структура административного и функционального подчинения. Достаточно сложным этапом является распределение областей ответственности и функциональных обязанностей между подразделениями и сотрудниками. Разработанная структура должна обеспечивать информационное взаимодействие подразделений.
Основными организационными документами, фиксирующими изменения, должны являться положение об организационной структуре и должностные инструкции, отражающие распределение функциональных обязанностей сотрудников.
Основными результатами этого этапа будут являться определение организационной структуры компании, основных составляющих ее блоков, их функций и направлений деятельности, а также согласование основы структурных решений для построения системы управленческого учета.
Второй этап - П 2. Анализ и классификация коммерческих расходов, выделение центров ответственности и их типов.
На основе ретроспективного анализа учетной информации необходимо произвести группировку платежей по видам расходов, сформировать перечень статей издержек и согласовать их с пользователями системы управленческого учета. В результате согласования может происходить укрупнение отдельных статей при нецелесообразности чрезмерной детализации.
На основе статистического анализа и исследования параметров хозяйственной деятельности компании выделяются постоянная и переменная части, определяются влияющие на поведение затрат факторы. При этом важна не столько точная детерминация постоянных и переменных затрат, сколько их разделение в соответствии с принципом существенности, так как рациональное ведение учета издержек обращения "смещено" от переменных затрат к постоянным. К тому же наиболее объемной статьей полной себестоимости в организациях оптовой торговли является стоимость проданных товаров, оцененная в соответствии с методом, предусмотренным в учетной политике (ФИФО, по средней себестоимости, по себестоимости единицы).
Для
определения количества и типов
центров ответственности
Третий этап - П 3. Формирование систем показателей, разработка форм отчетности и их движение.
На основе ретроспективного анализа и перспективного планирования целей необходимо произвести выбор показателей оценки деятельности подразделений (центров ответственности) и компании в целом.
Для
целей унификации согласовываются
структура и периодичность
Для
обеспечения будущей
Четвертый этап - П 4. Разработка регламентирующих документов.
Выполнение процедур управленческого учета и анализа должно соответствовать принципам общности подхода к формированию и оценке показателей и гибкости в их модификации на основе оценки рациональности применяемых систем.
Это
неразрывно связано с разработкой
единых внутрифирменных стандартов
- регламентов, формализующих учетно-
Пятый этап - П 5. Формирование требований к компьютерной системе.
Формулирование
минимальных требований к компьютерной
информационной системе управленческого
учета в специфических условиях
организаций оптовой торговли представлено
на рис. 1.
Требования к компьютерной информационной системе
автоматизации
управленческого учета в
┌─────────────────────────────
┌───┤Развернутый анализ остатков и движения товаров ├───┐
│
└─────────────────────────────
│- Виды движения: поставка, возврат, продажа, внутреннее перемещение, │
│списание
│- Аналитический учет в разрезах: товарной номенклатуры, партий, сортов, │
│сезонов, коллекций, торговых марок, размеров и других индивидуальных │
│признаков, производителей, поставщиков, дилеров, складов (мест хранения),│
│материально
ответственных лиц, брака и др.
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
┌───┤Анализ
состояния расчетов с поставщиками
│
└─────────────────────────────
│- Анализ состояния расчетов с каждым поставщиком по предоплатам, текущим │
│платежам, поставкам, скидкам, отсрочкам, задолженностям и др. │
│- Аналитический учет в разрезах: контрагентов, партий, цен, валют и др. │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
┌───┤Анализ
состояния расчетов с покупателями
│
└─────────────────────────────
│- Анализ состояния расчетов с каждым покупателем по авансам полученным, │
│текущим платежам, поставкам, скидкам, отсрочкам, задолженностям и др. │
│- Аналитический учет в разрезах: контрагентов, партий, цен, валют и др. │
└─────────────────────────────
┌─────────────────────────────
┌───┤Анализ состояния расчетов с торговыми агентами ├───┐
│
└─────────────────────────────
│- Анализ состояния расчетов с каждым агентом (посредником) по текущим │
│платежам, договорам, размерам вознаграждений, скидкам, отсрочкам, │
│задолженностям
и др.