Учет материалов в строительстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы выпускной квалификационной (дипломной) работы заключается в cсовершенствовании способов учета материалов в строительных организациях в соответствии с требованиями рыночной экономики, которые во многом изменили решение задач учета и принципы формирования учетной информации в системе бухгалтерского учета.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Порядок бухгалтерского учета материалов в строительных организациях
1.1.Характеристика и задачи их учета материалов в строительных организациях 7
1.2.Методы оценки материалов в строительных организациях 19
1.3.Документальное оформление материалов в строительных организациях 32
1.4.Учет движения материалов в строительных организациях 39
ГЛАВА 2. Учет материалов в ОАО «Приволжтрансстрой»
2.1.Экономическая характеристика ОАО «Приволжтрансстрой» 55
2.2.Документальное оформление материалов в ОАО «Приволжтрансстрой» 62
2.3.Бухгалтерский учет материалов в ОАО «Приволжтрансстрой» 64
2.4.Анализ материалов в ОАО «Приволжтрансстрой» 71
ГЛАВА 3. Пути совершенствования бухгалтерского учета материалов в ОАО «Приволжтрансстрой»
3.1.Совершенствование учета материалов с в ОАО «Приволжтрансстрой» 76
3.2.Совершенствование анализа материалов в ОАО «Приволжтрансстрой» 83
Заключение 85
Список литературы 88

Работа содержит 1 файл

Учет материалов в строительных организациях.doc

— 807.00 Кб (Скачать)

Материально-производственные запасы, принадлежащие организации, но находящиеся в пути, либо переданные покупателю под залог, учитываются  в бухгалтерском учете в оценке, предусмотренной в договоре, с последующим уточнением фактической себестоимости.

В бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию с учетом существенности, как минимум, следующая информация:

  • о способах оценки материально-производственных запасов по их группам (видам);
  • о последствиях изменений способов оценки материально-производственных запасов;
  • о стоимости материально-производственных запасов, переданных в залог;
  • о величине и движении резервов под снижение стоимости материальных ценностей.

В управленческом учете  применяются как методы оценки финансового  учета, так и другие.

При обособленном учете отклонений фактическая себестоимость материалов определяется путем суммирования их стоимости по учетным ценам плюс перерасход или минус экономия по материалам, поступившим в текущем месяце. Если планово-расчетные и средние цены существенно отклонены от рыночных, они подлежат пересмотру. Такие отклонения не должны превышать десяти процентов.

Для отражения в отчетности, прежде всего, предусматривается оценка для  финансовой отчетности согласно ПБУ 5/01, где в раскрытии информации должна быть рыночная, а по международным может быть любая близкая к реальной или справедливой.

Метод оценки материально – производственных запасов должен быть закреплен в учетной политике предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Документальное  оформление материалов  в строительных организациях.

 

Строительство является отраслью материального производства и имеет ряд специфических  особенностей, которые отличают его  от других отраслей материального производства: Характер конечной продукции строительства, условия труда и применяемой техники, порядок производства работ, ценообразование конечной продукции. Этими особенностями и определена специфика документооборота в строительных организациях.

Документальное оформление материально-производственных запасов, как способ учета, обеспечивающий решение задач учета, определяется организацией при утверждении первичных документов и графика документооборота в учетной политике организации.

Применение форм первичных  документов формы первичных учетных  документов, для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности по п.4. ПБУ 1/08   в п.5., ПБУ 1/98  внесены редакционные изменения касающиеся форм применяемых документов «формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности

Первичными документами  по учету материально-производственных запасов могут быть унифицированными или разрабатываемые организацией самостоятельно. При применении унифицированных форм документов используются  документы, утвержденные Госкомстатом РФ*: доверенность (ф № М-2 и № М-2а); приходный ордер (ф.№ М-4); акт о приемке материалов (ф. № М-7); лимитно-заборная карта (ф. № М-8); требование-накладная (ф. № М-11); накладная на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15); карточка учета материалов (ф. № М-17); акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и

 демонтаже зданий  и сооружений (форма № М-35); ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения (форма № МХ-19); инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3).

Кроме них в практической деятельности предприятий могут  применяться и другие традиционные документы, например: справка об отклонениях материала от установленных норм.

При оприходовании материалов составляют следующие документы:

  • приходный ордер (форма № М-4) - если качество и количество материалов соответствуют документам поставщика;
  • акт о приемке материалов (форма № М-7) - если выявлены расхождения.

Методические рекомендации по учету материально-производственных запасов предусматривают упрощенную процедуру документального оформления поступивших материалов.

Если качество и количество материалов соответствуют данным, указанным в документах поставщика, приходный ордер можно не оформлять.

Вместо этого на накладной  поставщика ставят специальный штамп  с реквизитами приходного ордера.

Материалы приходуют  в тех единицах измерения, которые  указаны в товаросопроводительных документах поставщика (тоннах, штуках, погонных метрах и т.д.). Однако зачастую в документах поставщика указаны более крупные единицы измерения (например, тонны), чем те, что используются в организации (килограммы). В этом случае материалы можно приходовать в тех единицах измерения, которые используются в организации.

Если материалы поступают  в одних единицах измерения (например, в кубических метрах), а расходуются в других (например, в килограммах), то учет нужно вести одновременно в двух единицах. Если такой учет вести затруднительно, разрешено составить акт перевода единиц.

Со склада товарно-материальные ценности могут быть переданы:

  • в производство;
  • на другой склад.

При перемещении материалов оформляют лимитно-заборную карту (если отпуск материалов со склада ограничен) (форма № М-8) или требование-накладную (форма № М-11).

Важно, чтобы эти документы  имели необходимые реквизиты.

Приемка материалов обычно осуществляется по приходному ордеру. Чаще всего поставки материалов для  нужд производства производятся по договорам купли-продажи с поставщиками. В соответствии с этими договорами в адрес предприятия поступает груз с товаросопроводительными документами (или они пересылаются предприятию отдельно). Эти документы вместе с доверенностью, которую выписывает бухгалтерия своему материально-ответственному лицу, служат основанием для получения груза. Если налицо фактическое совпадение груза с документами, то приемка материальных ценностей может быть оформлена приходным ордером. В случаях расхождения, а также при поступлении груза без документов, оформляется акт о приемке с участием представителя поставщика (или третьего лица).

Затем материалы заносятся  в карточки учета материалов в  соответствии с сортом, видом и  размером, где фиксируется все  их состояние и дальнейшее движение.

Важными учетными документами  являются: ведомость учета остатков товарно-материальных ценностей в местах хранения и сигнальная справка об отклонении фактического остатка от установленных норм. Первый документ служит для сверки двух учетов: складского и бухгалтерского. Второй документ позволяет руководству принимать решение о необходимости дополнительных закупок материалов.

Если на склад поступили  материалы без соответствующих  документов (счетов-фактур, накладных), составляют акт по форме № М-7 в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передают в бухгалтерию, второй - направляют поставщику.

Материалы в этом случае приходуют так:

  • если организация ведет учет материалов по учетным ценам - по учетной цене;
  • если организация ведет учет материалов по фактической себестоимости: по рыночной цене.

После того как от поставщика поступят сопроводительные документы, стоимость материалов при необходимости  корректируется, а расчеты с поставщиком уточняются.

Если расчетные документы  поступили только в следующем году (уже после того, как годовая бухгалтерская отчетность за предыдущий год была утверждена), балансовая стоимость материалов не корректируется.

В этом случае бухгалтер  должен лишь уточнить расчеты с поставщиком, а образовавшуюся разницу отразить на счете 91 "Прочие доходы и расходы" (в зависимости от ситуации как прибыль или убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году).

Отпуск материалов в  производство осуществляется по требованиям-накладным  или лимитно-заборным картам (если ценности лимитированы).

Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов). Если материалы со склада отпускаются нечасто, то их отпуск оформляют одно - или многострочными требованиями-накладными на отпуск материалов, которые выписываются цехом-получателем в двух экземплярах: первый, с распиской кладовщика, остается в цехе; второй, с распиской получателя, - у кладовщика.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют одно или многострочные требования-накладные, которые составляют материально  ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте с распиской получателя, а второй с распиской лица, отпускающего ценности, передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним  организациям или хозяйствам своей  организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения в двух экземплярах на основании нарядов, договоров и других документов.

При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной  применяют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов вследствие их непригодности оформляют  актом на списание материалов, который  составляется специально созданной комиссией с участием материально ответственного лица.

Вместо первичных документов по расходу материала можно использовать карточки учета материалов. С этой целью представители цехов-получателей расписываются в получении материалов в самих карточках, которые становятся в связи с этим оправдательными документами.

На фактически израсходованные  материалы в строительных организациях подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. В необходимых случаях в акте указывают количество изготовленной продукции либо объем выполненных работ. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

В установленные дни  документы по приходу и расходу  материалов сдают в бухгалтерию  организации по реестру приемки-сдачи  документов, составленному в двух экземплярах первый сдается в  бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, а второй остается на складе.

Проверка сохранности  материалов проверяется путем инвентаризации и составления соответствующей описи.

При разборке и демонтаже  зданий и сооружений, которые исчерпали  срок полезного использования, подрядные организации или отделы капитального строительства предприятия обычно извлекают ряд материальных ценностей, пригодных для дальнейшего производственного использования. Составляется соответствующий акт, согласно которому эти ценности приходуются на склад в качестве материалов, запасных частей или топлива.

По окончании месяца заведующий складом или кладовщик  обязан переносить из проверенных карточек складского учета в ведомость (книгу) учета остатков, получаемую от бухгалтерии, количественные остатки материалов на начало нового месяца. В отдельных случаях перенесение остатков материалов в ведомость остатков допускается поручать работнику бухгалтерии или МСБ с тем, чтобы правильность записей остатков была подтверждена материально ответственным лицом.

Данные об остатках материалов на начало второго и третьего месяца квартала могут заноситься в ведомость (книгу) остатков только по материалам, имевшим движение в отчетном месяце, с тем, однако, что количественные и денежные итоги записываются по всем группам материалов.

В условиях далеко расположенных  складов перенесение остатков материалов в ведомость (книгу) остатков осуществляется бухгалтерией предприятия (стройки) на основе получаемых от материально ответственных лиц ведомостей остатков материалов. В этом случае остатки материалов в ведомость (книгу) остатков кладовщик не проставляет.

Ежемесячно количественные остатки по ведомостям (книгам) учета  остатков материалов таксируются (умножаются на принятые учетные цены). По группам материалов, синтетическим счетам или субсчетам подсчитываются итоговые данные (для этого следует использовать вычислительные машины).

Выведенные в ведомости (книге) остатки материалов в денежном выражении должны быть сопоставлены по каждой группе материалов или по каждому синтетическому счету (субсчету) с аналогичными данными, приведенными в накопительных ведомостях или оборотных ведомостях группового синтетического учета. Тождество указанных данных служит подтверждением правильности ведения складом аналитического (сортового) учета материалов.

Данные об отпуске  материалов на производство, необходимые  для составления отчетности, получаются балансовым методом. Если эти данные скорректировать на прирост (-) или убыль (+) остатков материалов на рабочих местах, получают расход материалов на производство.

Составление отчетности о наличии и движении материалов целесообразно производить и  непосредственно по данным карточек складского учета.

На основании данных указанной отчетности и ведомостей учета остатков материалов отдел  снабжения предприятия (стройки) должен систематически выявлять и мобилизовать внутренние материальные ресурсы - излишние и неиспользуемые материальные ценности.

Бухгалтерии при этом следует осуществлять систематический  контроль за ходом работы по мобилизации  внутренних ресурсов.

К отраслевым документам в строительных организациях относятся  также: строительные нормы и правила (СНиП), строительные расценки, правила  формирования сметной стоимости строительства и заключения договора подряда, сборники монтажных работ, типовые методические рекомендации по планированию себестоимости работ. Все эти документы разрабатываются и выпускаются Госстроем России.

Также к нормативным  документам, обязательным к применению в строительстве, относятся ГОСТы в области строительства, своды правил по проектированию, ряд нормативных документов субъектов РФ, строительные нормы территориальных органов управления, издаваемые в пределах их компетенции. Эти документы регламентируют порядок разработки, согласования, утверждения и состав проектной документации на строительство зданий и сооружений на территории РФ и предназначены для применения заказчиками (инвесторами), органами государственного управления и надзора, предприятиями, организациями, объединениями, иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса.

Информация о работе Учет материалов в строительстве