- более полное
самостоятельное обеспечение товарными
ресурсами поможет организациям
потребительской кооперации снизить
влияние негативных изменений
на товарных рынках, позволит
удерживать цены на приемлемом
уровне, сохранить и расширить
сферу влияния кооперативной
торговли в районных центрах,
вернуть и укрепить ранее утраченные
позиции на городских рынках.
Каждая кооперативная организация
должна не пассивно приспосабливаться
к изменившемуся рынку, а активно
влиять на него, завоеёвывать новые
(стратегические) позиции. При этом вероятны
кардинальные перемены в организационной
структуре, ценовой и ассортиментной политике,
устранение убыточности и другие качественные
преобразования. 2. Модернизация
структуры управления с ориентацией на
экономический рост и повышение эффективности,
т.к. отсутствие интеграции организаций
потребкооперации в систему, основанную
на единых экономических и социальных
интересах, не способствует повышению
эффективности работы в целом.
3. Меры по
предотвращению банкротств кооперативных
организаций. Для своевременного
выявления признаков и причин
неплатёжеспособности и банкротства,
оказания помощи в разработке
антикризисной программы и реализации
мер по оздоровлению необходим
систематический мониторинг финансового
состояния организаций потребительской
кооперации с целью выделения
неформальных признаков несостоятельности
(банкротства), системы критериев
банкротства, ключевых показателей.
Это потребует повышения общей
юридической и финансовой грамотности
руководящего звена, работников
финансово-экономических и юридических
служб.
4. Для повышения
интенсивности развития и снижения
рисков потери доходов меры
по повышению инвестиционной
привлекательности организаций
в рамках реализации инвестиционных
программ потребительской кооперации
разного уровня. При этом программы
должны включать систему мер
по защите организаций потребительской
кооперации при привлечении инвестиционных
ресурсов.
5. Внедрение
новых методов работы в области
анализа, планирования, контроля
и стимулирования с целью обеспечения
оптимизации налоговых платежей,
развития социальной сферы и
защиты социально-экономических
интересов пайщиков. Необходимо
широко использовать современные
технологии управления финансами,
активно внедряя в практику
хозяйственной деятельности системы
потребительской кооперации инструменты
финансового менеджмента, антикризисного
управления в целях обеспечения
устойчивого экономического роста
и сбалансированного социального
развития.3
6. Работа с
пайщиками по сохранению и
приумножению их численности.
Это направление деятельности
должно расцениваться как один
из основных резервов экономического
развития организаций потребительской
кооперации. Увеличение числа пайщиков,
их экономическое и организационное участие
способствуют:
- восстановлению
принципов и норм кооперативной
демократии;
- росту масштабов
за счёт укрепления взаимодействия
с пайщиками как участниками
заготовительной деятельности и
лояльными покупателями товаров
кооперативных торговых сетей;
- росту объёмов
закупок сельскохозяйственной продукции
и дикорастущего сырья, и, следовательно,
объёмов переработки и производства;
- увеличению ресурсов
торговли за счёт продукции
пайщиков, индивидуальной трудовой
деятельности, народных промыслов,
охоты, рыболовства, звероводства;
- пополнению основных
и оборотных средств кооперативных
организаций за счёт паевого
фонда в результате вступления
новых членов, увеличения паевого
взноса, а также заёмных средств
пайщиков, вовлечения пайщиков в
инвестирование организаций потребительской
кооперации.
7. Полномасштабное
развитие кадрового потенциала
всей системы потребительской
кооперации.
8. Интеграция
в международную систему организаций
потребительской кооперации (Международный
кооперативный альянс, Еврокооп и другие).
9. Развитие
информационного обеспечения деятельности
потребкооперации, в том числе
популяризация кооперативных идей
и деятельности потребкооперации
через средства массовой информации.
10. Стимулирование платёжеспособного
спроса населения и активизации
производства в сельской местности
посредством развития финансирования
сельского населения, реализация
программ микрофинансирования.
5. Развитие потребительской
кооперации с помощью построения системы
управления и работы с пайщиками
Социальное развитие:
- развитие программ социальной поддержки работников потребительской кооперации, пайщиков, населения.
- повышение практической роли профсоюзных организаций потребительской кооперации по защите социально-трудовых и связанных с ними экономических интересов работников, развитие взаимодействия с органами государственной власти для получения работниками потребительской кооперации прав на дополнительные льготы, в том числе льготы в связи с присвоением почётного звания «Ветеран труда», повышение статуса звания «Ветеран потребительской кооперации».
- создание достойных условий труда и отдыха работников, повышение жизни и социальной защищённости работников потребительской кооперации, в том числе во взаимодействии с негосударственными пенсионными фондами, развитие на программной основе системы дополнительных мер социальной защиты в связи с уходом на пенсию.
- развитие и совершенствование социального партнёрства, основанного на учёте интересов работников и работодателей и осуществляемого в форме коллективных договоров и соглашений.
- повышение роли ветеранских организаций потребительской кооперации в социальном обеспечении ветеранов.
Наиболее значимым
препятствием развития потребительской
кооперации в России является
дезинтеграция организаций потребительской
кооперации, которая обусловливает
следующие проблемы, мешающие эффективному
развитию потребительской кооперации
как единой системы:
- информационное
обеспечение стратегического управления
является неполным и недостаточным:
за исключением отдельных регионов,
отсутствуют полные и достоверные
данные об организациях потребительской
кооперации, пайщиках, финансовом состоянии;
это делает невозможным определение подхода
к системному управлению потребительской
кооперацией;
- у потребительских
обществ нет полной, своевременной
и достаточной информации о
связи развития этих обществ
с развитием экономики России
в целом; в результате решения
по управлению многими потребительскими
обществами принимаются с учётом
ближайшей перспективы и объективно
не могут учитывать последствия
на 5-10 лет вперёд;
- у многих организаций
потребительской кооперации (особенно
на районном уровне) есть иллюзия,
что они в состоянии выжить
и развиваться самостоятельно; в
результате они не взаимодействуют
и не развиваются совместно;
- организации потребительской
кооперации имеют разные организационно-правовые
формы, неоднородны по размерам
и составу;
- в системе управления
в потребительской кооперации
зачастую имеется избыточное
количество органов управления,
которые не выполняют функций,
предусмотренных законом и уставами
обществ;
- надлежащий учёт
пайщиков не обеспечен, пайщики
не заинтересованы в активном
участии в работе организаций
потребкооперации;
- недостаточно регламентированы
механизмы взаимодействия между
организациями потребительской
кооперации; это затрудняет принятие
и реализацию единых стратегических
решений.
Все эти проблемы
современного состояния управления
в потребительской кооперации
не позволяют в полной мере
использовать преимущества системности,
которые заложены в самой идеологии
потребкооперации.
Цели построения системы
управления в потребительской кооперации
Система управления
потребкооперацией должна отвечать
следующим требованиям:
1. Управленческие
решения принимаются с учётом
местных, региональных и общегосударственных
условий и особенностей, а также
последствий не только в краткосрочной
(1 год), но и в среднесрочной
(5 лет) и долгосрочной (более 10
лет) перспективе.
2. Управленческие
решения принимаются на основе
полной и достоверной информации.
3. Система управления
позволяет решать задачи в
интересах потребительских обществ
и пайщиков на всех уровнях:
местном, региональном и федеральном.
На каждом уровне налажены
связи с органами государственной
власти и местного самоуправления,
что позволяет защищать интересы
потребкооперации.
4. Уровни принятия
решений по управлению распределены
в зависимости от вопросов, по
которым решения принимаются.
Чётко определена роль Центросоюза
Российской Федерации и региональных
союзов потребительских обществ
в управлении системой потребительской
кооперации в России.
5. Принятые
потребительскими обществами и
союзами потребительских обществ
решения рассматриваются как
обязательные для всех организаций
потребкооперации, учреждённых ими
либо подчинённых им по иным
основаниям, а также (для союзов)
входящих в соответствующие союзы.
Такие решения не должны противоречить
решениям союзов потребительских
обществ более высокого уровня,
принятым для реализации проектов
и программ, а в случае противоречия
должны подлежать отмене.
Система взаимоотношений
с пайщиками должна отвечать следующим
требованиям:
1. Пайщики заинтересованы
в деятельности организаций потребительской
кооперации. Заинтересованность обеспечивается
за счёт лояльности пайщика
к потребительскому обществу: в
части торговой деятельности - на
основе постоянного приобретения
товаров в магазинах потребительской
кооперации; в части заготовительной деятельности
- на основе постоянной сдачи продукции
в организации потребкооперации.
2. Налажен учёт
пайщиков, в том числе их возможностей
по приобретению товаров и
услуг, сдаче сельскохозяйственной
продукции, изготовлению собственной
продукции, которая может реализовываться
потребкооперацией.
Система построения управленческого
аппарата должна отвечать следующим
требованиям:
1. Структура
управления потребительскими обществами
и союзами потребительских обществ
должна быть отрегулирована для
оптимальной реализации функций.
2. Деятельность
управленческого аппарата оценивается
с точки зрения достижения
результатов организациями потребкооперации.
3. Работники,
осуществляющие управление, заинтересованы
в результатах собственного труда
не только через оплату труда,
но и через результаты деятельности
организаций потребительской кооперации.
Таким образом, цель
деятельности потребительской кооперации
по данному направлению - построение
системы управления в потребительской
кооперации, обеспечивающей принятие
и реализацию решений на единой
системной основе на всех уровнях
организационной структуры потребительской
кооперации и достижение заинтересованности
в деятельности организаций потребительской
кооперации всех её участников,
включая пайщиков и работников
потребительской кооперации.
Задачи построения системы
управления в потребительской кооперации
1. Создание
единой информационной системы,
позволяющей обеспечить принятие
решений по уровням и включающей:
- полные и достоверные
сведения о пайщиках: их количестве, размерах
взносов, деятельности в потребительском
обществе, возможностях по участию в заготовительной
деятельности, приобретению товаров в
торговых точках потребительской кооперации,
личных материальных потребностях и т.п.
- полные и достоверные
сведения о деятельности по управлению.
- данные, сведения
и информацию о производстве товаров и
услуг, возможностях организаций потребительской
кооперации по распределению и перераспределению
товаров и услуг.
2. Оптимизация
системы организаций потребительской
кооперации и их взаимодействия:
2.1. Обследование организаций
потребительской кооперации по
всем регионам Российской Федерации
(с целью выявления соответствия
фактической организационной структуры
законодательству о потребительской
кооперации) и правовых условий
взаимодействия в рамках системы
потребкооперации в целом.
2.2. Укрупнение, объединение
организаций потребительской кооперации
в случаях, когда это необходимо
для сохранения материально-технической
базы и кадрового потенциала
и значительного повышения экономической
эффективности их деятельности.
2.3. Сохранение экономически
сильных организаций потребительской
кооперации и интеграция их
в единую экономическую деятельность
потребкооперации.
2.4. Разработка и
внедрение справедливой системы
представительства организаций
потребительской кооперации в
органах управления союзов потребительских
обществ и Центросоюза Российской
Федерации, основанной на учёте
количества потребительских обществ,
количества пайщиков в потребительских
обществах, экономических показателях
их деятельности и выполнении
обязательств по уплате членских
взносов в связи с участием
в соответствующих союзах потребительских
обществ.