Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 09:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических основ потребительской кооперации, её сущности, проблемы и направления развития.
Задачи, решаемые в ходе работы:
определить сущность и функции потребительской кооперации;
проанализировать Принципы потребительской кооперации;
выявить Проблемы потребительской кооперации в России;
дать характеристику направлениям развития потребительской кооперации.
Введение
Актуальность темы. Становление
в России основ рыночной экономики
породило не только целый ряд новых
хозяйственных процессов и
Рассмотрение сущности такого социально-экономического явления, как потребительская кооперация может осуществляться под различными углами зрения, начиная от выявления истоков её возникновения, специфики научных школ, исследующих и описывающих потребительскую кооперацию, и кончая периодизацией этапов её развития и современными формами конкретного проявления.
Потребительская кооперация
представляет собой весьма ёмкое
социально-экономическое
Во-первых, потребительская кооперация есть многофункциональное образование, с доминированием в нем общегражданских задач, решаемых на основе выработки самостоятельных решений и ответственности за риск.
Во-вторых, потребительская
кооперация-это организация со
своей организационной
И, в-третьих, потребительская кооперация – это наиболее демократичная самоуправляющаяся организация, где социальная миссия подчиняет хозяйственную деятельность интересам пайщиков и слабозащищенных слоев населения.
В настоящее время в потребкооперации активно идет процесс расширения кооперативного сервиса, освоения новых видов услуг. В закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребкооперация имеет не только резерв роста собственного производства и соответственно товарооборота, но и мощный источник, который позволяет людям зарабатывать на жизнь, решать проблему занятости населения.
В настоящее время, по мере накопления оборотного капитала, многие потребительские общества, исходя из потребностей рынка диверсифицируют свои производства. Формирование нового качества управления потребительской кооперацией, способствуя повышению его эффективности в решении социально-экономических задач, будет обеспечивать преодоление кризисных, негативных тенденций в этом секторе народно-хозяйственного комплекса. При этом ориентация на усиление в управлении стратегических тенденций обеспечит возможность долговременного динамического развития потребительской кооперации, которая в настоящее время уже не командно-административная по форме, но еще и не рыночная по содержанию, охраняющая и усиливающая свою социальную миссию. Все выше сказанное и обуславливает актуальность исследования потребительской кооперации в современном контексте.
Объект исследования – потребительская кооперация.
Предмет исследования – проблемы и направления развития потребительской кооперации.
Целью курсовой работы является
изучение теоретических основ
Задачи, решаемые в ходе работы:
Разработанность темы:
Вопросы функционирования кооперативного сектора экономики в России и за рубежом, сущностные особенности реализации отношений кооперативной собственности, их влияния на обеспечение социальных приоритетов дальнейшего социально-экономического развития рассматриваются в работах Глушецкого А., Гутмана Г., Дахова И., Ермакова В., Жида Ш., Игнатовой Т., Калягина Г., Каширина В., Клименко О., Колганова А., Котсониса Я., Некрасова В., Теплова В., Туган-Барановского М., Чаянова А. и др.
Анализу кооперации с позиции отраслевой принадлежности кооперативных структур, в частности роли и значения кооперации в повышении эффективности агропромышленного комплекса и обеспечения продовольственной безопасности посвящены исследования Афанасьева В., Гилиной Т., Гончаровой Л., Захарова И., Ицковича А., Панаедовой Г., Шкляра Т. и др.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Для написания работы использовалась специальная литература по кооперации, теории организации, экономике: учебники, учебные пособия, справочная информа
Политические, демографические,
социальные, экономические, технологические
и экологические изменения во
всем мире и в отдельных странах,
в том числе в России происходят
на фоне разрушения национальных экономических
границ, интернационализации и
Глобализация несет в себе негативные последствия для человечества, поскольку решает проблемы предпринимателя, но не потребителя. Глобализация с позиций потребителя означает поляризацию богатства и бедности отдельных граждан, города и села, большинства стран; рост безработицы со всеми социальными последствиями, ее сопровождающими, ужесточение нагрузки на экологию, а следовательно, увеличение количества и усиление тяжести природных катаклизмов и катастроф. Глобализация рынков приносит пользу в основном динамично развивающимся и богатым странам, транснациональным компаниям, городам, тонкому слою богатого населения. Понимание негативных для России последствий глобализации породило поиск иных решений, способных обеспечить экономическое развитие общества без серьезных социальных потерь.
При выборе стратегии развития следует учесть историческую тенденцию в предпочтении людей, проявляющуюся во всем мире, жить в общине. Поиск путей развития обеспечил повышенный интерес экономистов, политологов, социологов к кооперации, в первую очередь, к потребительской кооперации как социально ориентированной системе. Кооперация рассматривается как некий третий альтернативный путь развития: не капитализм, не социализм, а социально ориентированная экономика.
Для России любые формы кооперации имеют большое значение, поскольку в менталитете ее народов социальность (общинность) является одной из основных черт. Кооперация - институт малых форм хозяйственной жизни, взаимной поддержки предпринимателей малого бизнеса. Кооперация (производственная, сельскохозяйственная, потребительская) пришла на смену общине именно потому, что она, не нарушая российских традиций и менталитета, способна решать не только экономические, но и социальные задачи.
С появлением потребительской кооперации начинается социализация капиталистического производства. Социальная ориентация присуща и современной рыночной экономике, она будет иметь место и в постиндустриальной экономике. Потребительская кооперация показывает пример и определяет один из путей развития мирового сообщества - социально ориентированная экономика, в какой-то мере олицетворяет черты будущей социально ориентированной экономики.
В настоящее время проявляется тенденция к интеграции всех видов кооперативов, объединение промышленных, сельскохозяйственных, кредитных, медицинских и других кооперативов. Потребительская кооперация занимает в этом процессе лидерство не случайно. Объективные обстоятельства, обусловившие ее приоритетные позиции в интеграционных процессах, следующие:
· потребительская кооперация защищена законом. За последние восемь лет принято три закона, регулирующих деятельность потребительской кооперации, последний - Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». Кроме потребительской, свой Закон имеет только сельскохозяйственная кооперация. Закон гарантирует потребительским обществам и их союзам с учетом их социальной значимости, а также гражданам и юридическим лицам, создающим эти потребительские общества и их союзы, государственную поддержку.
Предприятия любых организационно правовых форм не могут, игнорировать того факта, что существует потребительская кооперация, которая показывает пример заботы об обществе. Социальная ориентация современной экономики обязана этим качеством кооперативному сектору экономики.
В сельской местности, районах с экстремальными условиями проживания (а таких много в России) кооперация (потребительская, сельскохозяйственная, промысловая) создает рабочие места, обеспечивает домашним хозяйствам сбыт продукции, возможность приобретения товаров первой необходимости, несет культуру, информацию. В мелких селах магазины выступают центрами общения населения. И даже если они убыточны, потребительская кооперация России не уходит из таких сел. Для организаций, обслуживающих сельское население, а также население в местах с экстремальными условиями проживания, глобализация означает свертывание внутренних рынков регионов.
Для потребительской кооперации
более правильной представляется стратегия
сочетания крупномасштабного
Роль и историческое предназначение потребительской кооперации видится в сдерживании и смягчении результатов глобализации. Кооперативное движение становится важным элементом государственной политики в социальной сфере. Назначение кооперации способствовать развитию национального рынка и местных рынков регионов.
В экономической литературе
традиционным понятием служит региональный
рынок. Под ним понимаются общественно-экономические
отношения по поводу воспроизводственных
процессов, протекающих в конкретном
регионе во взаимодействии с внешним
миром, другими регионами, дальним
и ближним зарубежьем. Предметом
исследования регионального рынка
потребительских товаров
Что понимается под внутренним рынком региона применительно к потребительским товарам?
Внутренний рынок региона
- это воспроизводственный
Информация о работе Сущность и функции потребительской кооперации