Эффективность
корпоративного управления в рамках
отдельных компаний так же, как
и направления изменения эффективности
не может быть определена вне связи
с институциональной средой и
характеристиками финансовой инфраструктуры.
Вот почему, ведя речь об отклонениях
в складывающейся системе корпоративного
управления от модели корпоративного
управления, основанной на распыленной
собственности, нет достаточных
оснований рассматривать данные
отклонения как признак неэффективности
сложившейся модели. Однако с точки
зрения создания условий устойчивого
развития характеристики институциональной
среды и соответствующие им свойства институциональных
соглашений, составляющих основу отношений
корпоративного управления, все же могут
быть определены. Общее направление повышения
эффективности корпоративного управления
связано прежде всего с созданием адекватных
стимулов для нововведений в долгосрочной
перспективе.
1.
Повышение качества институциональной
среды вообще и государственного
управления — в частности.
Это означает обеспечение надежной
спецификации и защищенности
прав собственности, в том числе
посредством повышения качества
законодательства (процессуального,
гражданского, административного),
а также практики правоприменения,
включая обеспечение доступности,
независимости, беспристрастности
и квалифицированности судебных
механизмов разрешения споров; смягчение
проблемы асимметричного распределения
информации между участниками
спора и судами посредством
более четкого определения материально-правовых
и процессуальных аспектов, затрудняющих
манипулирование правом.
2.
Развитие конкуренции, создающей
соответствующие стимулы и механизмы
информирования принципалов о
действиях агентов. Причем развитие
конкуренции касается как товарных
рынков, так и рынков услуг,
в том числе финансовых. С этой
точки зрения развитие финансового
рынка (и конкуренции на данном
рынке) — одно из ключевых
условий повышения эффективности
корпоративного управления. Именно
финансовый рынок, а точнее, его
фондовый сегмент представляет
собой ту сферу осуществления
трансакций, посредством использования
которой может быть произведен
цивилизованный переход прав
собственности к более эффективному
собственнику.
3.
Использование так называемых
нерегуляторных альтернатив, обеспечивающих
решение проблем корпоративного
управления с учетом отраслевой
(и иных видов) специфики. Поскольку
не все существенные для обеспечения
эффективности корпоративного управления
проблемы поддаются решению в рамках системы
государственного регулирования, в числе
ключевых направлении развития корпоративного
управления можно выделить расширение
возможностей: а) самостоятельного урегулирования
вопросов корпоративного управления участниками
отношений (включая третейские суды, механизмы
медиации, комитеты по корпоративной этике);
б) использование нерегуляторных альтернатив
(в том числе страхования ответственности).
4.
Сложившаяся модель корпоративного
управления предполагает, что различные
аспекты как внутри ее, так
и за ее пределами сопряжены
друг с другом. Изменения в
данной системе происходят в
значительной мере в результате
целенаправленных действий, ориентированных
на создание новых норм и
совершенствование механизма правоприменения.
С этой точки зрения трансформация
модели требует механизма, обеспечивающего
достижение компромисса между
общей системностью изменений
(со значительными стартовыми
издержками) и последовательностью
и темпами частичных изменений
(со значительными последующими
издержками, обусловленными первоначальным
снижением эффективности корпоративного
управления ввиду нарушения исходного
равновесия, разбалансировки системы
интересов).
В
рамках применения технологии институционального
проектирования ключевое место занимает
обсуждение концепций и проектов
нормативно-правовых актов, а также
предлагаемых изменений представителями
групп интересов и экспертами,
на основе общего понимания сути проблем,
их масштабов, возможных вариантов
решения, включая выгоды, издержки и
риски каждого из них для целевых
групп. Такие обсуждения должны структурироваться
посредством применения техники
оценок регулирующего воздействия
и других инструментов, позволяющих
полно и своевременно использовать
информацию, имеющую значение для
выработки коллективных решений
по совершенствованию корпоративного
законодательства и правоприменения
в данной сфере. Вопрос об использовании
оценок регулирующего воздействия в контексте
реформы системы государственного регулирования
не является предметом обсуждения в рамках
данной статьи. Отметим лишь, что реализуемость
предлагаемой технологии зависит от множества
факторов, в числе которых находится и
степень готовности государственного
аппарата обеспечивать соблюдение принципов
институционального проектирования.
Список
использованной литературы
- Бандурин
А.В. Деятельность корпораций. – М.: БУКВИЦА,
1999. – 600 с.
- Драчева Е.
Л., Юликов Л. И. Менеджмент.// «Мастерство»,
2002.
- Кодекс корпоративного
поведения. Корпоративное управление
в России. Федеральная комиссия по рынку
ценных бумаг; Под общей ред. И. В. Костикова.
— М.: ЗАО "Издательство «Экономика»,
2003. — 275 с.
- Корпоративное
управление в современной России: опыт
и перспективы. М: Национальный совет по
корпоративному управлению, 2007. С. 14.
- Кочетков
Г.Б. Национальные модели управления и
использование зарубежного опыта / Г.Б.
Кочетков // США и Канада: экономика, политика,
культура.-2000.-№12.-С.73-87.
- Кочетков
Г.Б., Супян В.Б. Корпорация: американская
модель. - СПб.: Питер, 2005.-320 с.
- Перемены
в мышлении: корпоративное управление
и перспективы взаимных инвестиций России
и США. М.: Национальный совет по корпоративному
управлению, 2007. С. 14.
- «Проблемы
корпоративного управления в США и России».
Национальный совет по корпоративному
управлению, материалы круглого стола.
- Прозоров
Александр «Семь проблем корпоративного
управления» // Директор информационной
службы, №5, 2006.
- Пурлик В.М.
Сравнительный анализ моделей корпоративного
управления и российская практика / В.М.
Пурлик // Экономический анализ: теория
и практика.-2005.-№2.-С.20-27.
- Себастьян
Молинеус «Проблемы корпоративного управления
в России»
- . // Управление
компанией, от 25.05.2003.
- Тепман Л.Н.
Корпоративное управление: учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по направлениям
экономики и управления / Л.Н. Тепман. -
М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 239 с.
- Ульянова
В. Г., Боровик Н. А. Проблемы развития корпоративного
управления в России, 2009.
- Шаститко
А.Е. Проблемы корпоративного управления
и пути их решения в корпоративном
законодательстве. М: Национальный совет
по корпоративному управлению, 2009.
- Шаститко
А. Е. Проблемы корпоративного управления
и особенности перераспределения прав
контроля в России. // Информационно-аналитический
бюллетень БЭА, №56, С. 5.
- http://www.bitobe.ru/2/1223
- http://bolshoybusiness.ru/archive/5/
- http://www.cfin.ru/management/rus_and_west_management.shtml
- http://www.corp-gov.ru/bd/index.php3?base_id=3
-
http://intelligi.ru/?lang=ru%26option=com_content%26id=4
- http://www.i-u.ru/biblio/archive/bandurin_pro/01.aspx
- http://lenta.ru/news/2010/05/28/rating/
- http://www.nccg.ru/site.xp/049051052124050051053.html
- http://ru.wikipedia.org/
Приложение
1
Рис.
1. Немецкая модель корпоративного
управления.
Приложение
2
Рис.
2. Модель корпоративного
управления Японии (на
примере фирмы
«Хитачи»).
Приложение
3
Рис.
3 Модель корпоративного
управления в России.