Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 07:34, курсовая работа
Развитие акционерной собственности, сопровождавшееся отделением прав собственности от управления ею, породило проблему обеспечения контроля со стороны собственников над управляющими, в руках которых находится распоряжение собственностью, с тем, чтобы ее можно было максимально эффективно использовать в интересах собственников.
Введение…………………………………………………………………………..3
Характеристика национальных традиций ведения бизнеса в разных странах……………………………………………………………5
Характеристика англо-саксонской модели управления…………….5
Характеристика японской модели менеджмента…………………….8
Описание немецкой модели ведения бизнеса……………………....11
Характеристика модели ведения бизнеса в России………………...13
Сравнительный анализ четырех моделей ведения бизнеса……….17
Характеристика современного состояния корпоративного управления в России, выявление проблем и путей их решения….21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………..31
Если
рассматривать действия, которые
требуют одобрения акционеров, то
японская и немецкая модели схожи, так
как в обеих одним из основных
таких действий является распределение
средств и выплата дивидендов.
В англо-американской модели основными
вопросами, требующими одобрения акционеров,
являются: избрание директоров и назначение
аудиторов. Те же вопросы свойственны
и для японской модели. Англо-американская
модель отличается наибольшей свободой
для акционеров, так как они
имеют право вносить
В японской и немецкой моделях существует очень тесная связь между банком и корпорацией, благодаря чему банк выполняет большое количество функций. Англо-американская модель и японская схожи тем, что в них акционер может голосовать по доверенности, лично на голосовании не присутствуя. А в немецкой модели такого быть не может. И в ней очень сильно влияние банков, так как если акционер по каким-либо причинам не может принять участие в голосовании, то от его лица по своему усмотрению голосует банк. Отличительной особенностью японской модели является то, что корпорации заинтересованы в долгосрочных, предпочтительно аффилированных акционерах. А в немецкой модели даже мелкие акционеры имеют определенное влияние на деятельность корпораций.
Таким образом, модели корпоративного управления имеют как сходства, так и различия. И при сравнении нетрудно заметить, что у японской модели наибольшее сходство достигается с немецкой моделью. А англо-американская модель отличается от этих моделей прозрачностью в деятельности корпораций, приданию важности краткосрочным интересам акционеров, а также наиболее строгими мерами, применяемыми к раскрытию информации.5
Сегодня общее состояние корпоративного управления в России оценивается довольно оптимистично. Нужно сказать, что по этому поводу мнения экспертного сообщества совершенно единодушны: по сравнению с тем, что было в 1990-е годы или да же в начале 2000-х годов, на лицо явный прогресс, но если сравнивать с международными стандартами, ситуация еще крайне далека от идеальной. Или, как выразил это в своем интервью один из представителей органов государственной власти:«Все познается в сравнении... если сравнивать с международными практиками, качество корпоративного управления [можно оценить] на 50%; если же сравнивать с тем, что было здесь 5 лет на зад, сейчас все нормально».
Эксперты
отмечают позитивные продвижения в
развитии корпоративного управления по
многим направлениям: улучшение законодательства,
повышение прозрачности компаний, введение
ими реального внешнего аудита, переход
на международные стандарты
Все без исключения респонденты отмечают растущий интерес к совершенствованию корпоративного управления среди крупных российских компаний, за которыми постепенно тянется и средний бизнес. Ведь еще на рубеже нового столетия данная тема почти не звучала. По данным опросов, руководители большинства российских компаний не были осведомлены о принципах корпоративного управления.6 И даже среди ведущих компаний их важность осознавали менее, чем 20% руководителей. А сегодня она признается большинством этих руководителей. Заявлен выраженный интерес к этой проблеме со стороны бизнес сообщества (создание в 2003 году Национального совета по корпоративному управлению – лишь один из примеров; другой пример – работа по развитию корпоративного управления, проводимая РСПП).
Проблема также вынесена на государственный уровень. Принят ряд новых важных законов и поправок к ранее принятым законам. В 2002 году Федеральной комиссией по ценным бумагам РФ был одобрен и рекомендован к внедрению Кодекс корпоративного поведения. В 2006 году Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года, разработанная Министерством экономического развития и торговли России. Правительством была также принята Стратегия развития финансового рынка России на 2006–2008 годы. Словом, можно считать, что первичная институционализация корпоративного управления в России произошла.7
В то же время в развитии корпоративного управления отмечаются серьезные недостатки и ограничения – по-настоящему серьезные сдвиги касаются сравнительно небольшого числа компаний; нововведения в ряде случаев имеют формальный характер, не поддерживаясь пока реальными изменениями в механизмах управления; практики правоприменения сильно отстают от буквы закона; степень прозрачности большинства компаний оставляет желать лучшего.
Заметим, что более критичны в своих оценках нынешнего состояния западные эксперты и представители работающих в России западных компаний (видимо, в силу того, что они лучше знакомы с международным опытом и стандартами корпоративного управления). А несколько более оптимистично оценивают картину руководители ведущих российских компаний. В целом процесс развития корпоративного управления оценивается экспертами как относительно медленный (по российским меркам), эволюционный, но при этом как поступательный и фронтальный – регресса в последние годы ни по каким сколь либо существенным направлениям не отмечает никто.
Как правило, проблемы корпоративного управления в явной форме или имплицитно связывают с обособлением прав собственности от прав управления (контроля) в условиях распыленности между множеством акционеров титулов прав собственности, что является основополагающей характеристикой акционерных обществ (корпораций), в которых применяется принцип ограниченной ответственности и обеспечивается возможность свободной продажи (покупки) титулов прав собственности.8
Итак, в числе проблем корпоративного управления в России можно назвать:9
- параллельное существование в отечественной практике российских и международных стандартов бухгалтерской отчетности.
- законодательным закреплением заинтересованности менеджеров в увеличении рыночной стоимости компании через предоставление им опционов на акции.
- проблема качества независимых директоров. С целью подготовки директоров и оценки их квалификации РСПП создал комитет по ведению Национального реестра независимых директоров, который в перспективе сможет обеспечивать компании квалифицированными кадрами директоров.
- контроль за аффилированностью в бизнесе. Сейчас компаниям все лучше удается определить аффилированность, что помогает при пресечении сделок с заинтересованностью. Если сделки с заинтересованностью проходят через совет директоров, то это дает инвестору возможность более качественно оценивать компанию.
- раскрытие информации.
- обеспечение ответственности менеджеров за принимаемые решения.
- проблема коллективного действия. Один из вариантов решения — концентрация прав собственности, точнее, появление мажоритариев, которые, с одной стороны, несут основное бремя издержек по контролю за менеджментом, а с другой стороны, аккумулируют основную часть выгод, возникающих в результате такого контроля. Однако само по себе наличие мажоритария может оказаться недостаточным для решения проблемы коллективного действия, создавая при этом дополнительные проблемы.
- распределительные конфликты.
- взаимоотношения между менеджерами и акционерами, с одной стороны, а также между мажоритариями и миноритариями.10
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в России не существует пока как таковой модели корпоративного управления, существуют лишь отдельные элементы, не складывающиеся пока воедино, в целостную систему. Таким образом, необходимыми условиями создания эффективной системы корпоративного управления являются:
-
переориентация российских
-
разработка и внедрение в
Данные проблемы решаются как на государственном уровне (так, например, ФСФР ввела строгие требования к раскрытию информации, издан российский кодекс корпоративного поведения), так и на уровне отдельных компаний (принятие ими собственных кодексов поведения). Правила и стандарты корпоративного управления являются важными компонентами механизма рыночной экономики. Принятие российскими компаниями кодексов корпоративного поведения или управления необходимо рассматривать в качестве позитивного фактора, как для самих компаний, так и для инвесторов в связи с преимущественным акцентированием кодексами деятельности компаний по раскрытию информации, повышению эффективности совета директоров и улучшению защиты прав акционеров.
Таким образом, существующие на данный момент проблемы корпоративного управления в России являются следствием особенностей формирования и становления системы корпоративного управления в нашей стране, но все они могут быть в той или иной мере решены при использовании соответствующих мер. Эффективное корпоративное управление является одним из ключевых критериев при принятии инвестиционных решений и благоприятно влияет на имидж и репутацию компании, что в свою очередь играет значительную роль при оценке ее стоимости.
Заключение
Рассмотренные модели управления корпорациями имеют определенные сходства и различия между собой. Каждая модель обладает своими достоинствами и недостатками. С точки зрения акционеров наиболее предпочтительной является англо-американская модель, так как управление в ней является наиболее прозрачным, и большое внимание уделяется интересам даже мелких акционеров.
В
России в результате проводившейся
в 90-е годы приватизации предприятий
начала формироваться своя собственная
система управления, которая сочетала
в себе черты трех основных моделей
управления корпорациями. Как и у
всех остальных моделей, российская
модель также имеет недостатки, наиболее
важным из которых считается отсутствие
грамотной и эффективной
Также среди проблем российской модели можно назвать: отсутствие квалифицированных кадров (менеджеров), отношения между менеджерами и акционерами, непрозрачность отчетности, информационная закрытость многое другое. И среди решений данных проблем мы назвали: совершенствование законодательства, внедрение системы защиты акционеров, повышение квалификации менеджеров и привлечение их в управлению компанией и т.д.