Сравнительный анализ различных национальных (российской, американской, японской, немецкой) традиций ведения бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 07:34, курсовая работа

Описание работы

Развитие акционерной собственности, сопровождавшееся отделением прав собственности от управления ею, породило проблему обеспечения контроля со стороны собственников над управляющими, в руках которых находится распоряжение собственностью, с тем, чтобы ее можно было максимально эффективно использовать в интересах собственников.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Характеристика национальных традиций ведения бизнеса в разных странах……………………………………………………………5
Характеристика англо-саксонской модели управления…………….5
Характеристика японской модели менеджмента…………………….8
Описание немецкой модели ведения бизнеса……………………....11
Характеристика модели ведения бизнеса в России………………...13
Сравнительный анализ четырех моделей ведения бизнеса……….17
Характеристика современного состояния корпоративного управления в России, выявление проблем и путей их решения….21
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованной литературы………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

курсовая МБ.docx

— 119.60 Кб (Скачать)

     ·                   Внутригрупповая торговля;

     ·                   Практика внутригруппового передвижения менеджмента;

     ·                   Наличие сетевых элементов –  советов, ассоциаций, клубов.

     Многие  компании в Японии объединяются в  финансово-промышленные группы. Весьма часто наблюдается вмешательство  в управленческий процесс со стороны  других компаний группы. Нередко такие  вмешательства осуществляет главный  банк компании, корректируя ее финансовое положение. Практикуются совместные меры нескольких компаний по выводу из кризисного состояния какого-либо предприятия  группы. Банкротство компаний, входящих в финансово-промышленные группы, - явление очень редкое, так как  им оказывается не только финансовая, но и управленческая помощь. Вмешательство  также может осуществляться с  целью решения технологических  проблем.

     Внутригрупповая торговля – важный элемент сетевого взаимодействия внутри группы. В финансово-промышленных группах имеется центральная  торговая компания и несколько торговых компаний второго плана. Основной ролью  торговых компаний является координация  деятельности группы по всем аспектам торговли. Многие материалы и комплектующие  для производства покупаются и продаются  внутри группы. Торговая компания не является центром генерирования прибыли, а выполняет функцию инфраструктурного элемента группы. Также она играет вспомогательную финансовую роль, являясь источником краткосрочных кредитов.

     Широко  распространена практика внутригруппового передвижения менеджмента. Например, менеджер сборочного завода может быть откомандирован на длительный срок на предприятие, поставляющее комплектующие, чтобы решить какую-либо проблему совместно. Уходящие на пенсию менеджеры верхнего уровня часто  назначаются в совет директоров одной из компаний – поставщиков. Значимость такой практики заключается  в создании личных отношений в  среде менеджмента, которые способствовали бы глубокому обмену информацией  и эффективному использованию совместного  опыта и знаний.

     Большую роль в японской модели управления корпорацией играют различные неформальные объединения – союзы, клубы, профессиональные ассоциации. Для финансово-промышленных групп наиболее влиятельным органом  такого типа является президентский  совет группы. Члены этого совета избираются из числа президентов  основных компаний группы. Целью является лишь поддержание дружеских отношений  между руководителями компаний. Президентский  совет собирается ежемесячно. В его  рамках проходит обмен важной информацией  и согласование ключевых решений, касающихся деятельности группы. 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3 Немецкая модель корпоративного управления. 

         «Германская модель – это продукт исторических особенностей развития страны, которая  была феодально раздробленной вплоть до середины прошлого века». Однако это  не помешало ей оказаться «одной из первых мировых держав, в которой  проводилась скоординированная  промышленная политика. По определению  специалистов, Германия представляет собой пример «организованного капитализма», где банки и крупные корпорации играют даже большую роль в организации  экономики, чем государство».3

         Немецкая  модель имеет уникальные особенности, которые отличают ее от других моделей:

         - Двухпалатное правление, которое состоит из исполнительного (чиновники корпорации) и наблюдательного (рабочие/служащие компании и акционеры) советов;

         - Узаконенные ограничения прав акционеров относительно голосования, то есть устав предприятия ограничивает число голосов, которые акционер имеет на собрании, и может не совпадать с числом акций, которыми он владеет.

         Немецкие  законы проводят четкую границу между  непосредственным управлением и  надзором. Исполнительный совет в  рамках этой модели подчинен наблюдательному  совету, членами которого могут быть только независимые директора. Отличительной  особенностью формирования совета директоров является значительная норма представительства  служащих в составе наблюдательного  совета. Однако право служащих распространяется лишь на информацию и разъяснение  важнейших решений.

         Ключевые  участники немецкой модели корпоративного управления – банки и корпоративные  акционеры. Банк одновременно выступает  и акционером, и кредитором, и эмитентом ценных бумаг, и агентом, который голосует на годовом общем собрании (см. Приложение 1).

         Акционерный капитал немецких компаний является в высшей мере сконцентрированным. Банки являются долгосрочными акционерами  немецких корпораций. Представители  банков избираются в совет директоров.

         Для германской модели еще характерно: низкая мобильность трудового персонала, ставка на высококвалифицированные  кадры, высокая социальная защищенность персонала. «В данной модели личные связи  и корпоративный патриотизм имеют  очень высокую ценность. Поэтому  Германия, как и Япония, является мировым лидером по средней продолжительности  работы сотрудников в одной компании».

         Правила раскрытия информации в Германии отличаются от принятых в США, которые  считаются наиболее строгими. Так, финансовая информация предоставляется раз  в полгода, а не ежеквартально. Также  сообщаются данные о вознаграждении директоров и менеджеров.

         Негосударственные институты играют весьма важную роль. Их деятельность формирует и развивает  культуру корпоративного управления. Многочисленные объединения по защите прав акционеров, центры и институты, занимающимся независимым анализом деятельности менеджеров, подготовкой  независимых директоров, выявляют проблемы корпоративных отношений и в  процессе их публичного обсуждения вырабатывают такие пути их решения, которые затем  становятся общепринятой нормой.

 

         1.4 Российская модель  управления акционерным  обществом. 

         «Очевидно, что ни одна из существующих моделей  не может быть в точности принята  нашей страной. Поэтому необходимо изучить накопленный мировой  опыт и сформировать собственную, российскую модель корпоративного управления, учитывающую  особенности менталитета населения  России. Освоение мирового опыта показывает, что отечественная система управления корпорациями имеет много общего со всеми выделенными моделями».4

         В настоящее время большинство  российских компаний финансируют свой бизнес в основном за счет прибыли  и кредитов банка. При этом достаточным  обеспечением для получения займов они не располагают

         Сравнительная характеристика российской модели управления акционерным  обществом и основных моделей корпоративного управления.

    Сходства  между российской и англо-американской моделями управления Сходства  между российской и немецкой моделями управления Сходства  между российской и японской моделями управления
    Треугольник управления акционерным обществом

    Личные  контакты директоров играют важную роль при выборе кандидатов в совет директоров.

    Многосторонний  мониторинг (то есть аудиторская комиссия и ревизионная комиссия)

    Защита  прав акционеров, не имеющих контрольного пакета акций (например, кумулятивное голосование)

    Инвестиционные  фонды внутри страны являются основными  внешними акционерами в обоих  странах.

    Особое  внимание уделяется долгосрочному  контролю над предприятиями, а не краткосрочной прибыли.

    Банки играют двойную роль – в качестве кредиторов и акционеров.

    Структура владения акциями похожа: российские компании являются одними из крупнейших акционеров в российских АО; немецкие компании владеют большей частью акций в немецких АО.

    Треугольник управления акционерным обществом.

    Особое  внимание уделяется долгосрочному контролю над предприятиями, а не краткосрочной прибыли.

    Банки играют двойную роль – в качестве кредиторов и акционеров.

    Различия  между российской и англо-американской моделями управления Различия  между российской и немецкой моделями управления Различия  между российской и японской моделями управления
    В соответствии с законом генеральный  директор в России не должен одновременно быть председателем совета директоров; в США и Великобритании такого требования нет.

    Роль  государственного комитета по управлению имуществом в России и отсутствие государственного владения американскими  АО.

    Российские  АО используют треугольник управления, немецкие АО – двустороннее управление.

    Российские  АО имеют право изменять размер совета директоров, размер наблюдательного  совета в Германии установлен законом

    Инвестиционные  фонды внутри страны являются основными  акционерами в России, а в Германии – нет.

    Работники предприятия могут и не представлять большинства в совете директоров российского АО; в большинство японских советов входят только внутренние представители.

    Инвестиционные  фонды внутри страны являются основными  акционерами в России, а я в  Японии – нет.

 

         В России в 90-е годы происходил процесс  принудительной приватизации, в результате чего предприятия из государственных  преобразовывались в открытые акционерные  общества. В результате таких процессов. В России сложилась собственная  система корпоративного управления, в которой есть черты трех основных моделей. Но при этом российская модель имеет свои недостатки: низкий уровень  прозрачности информации о деятельности компаний; отсутствие честных и прозрачных правил игры, одинаковых для всех субъектов  хозяйственной деятельности; неотработанность механизмов перераспределения собственности  в пользу эффективных собственников; значительная доля аффилированных лиц  в структуре собственности. «Сосредоточение  контрольных пакетов акций в  одних руках менеджеры рассматривают как необходимое условие, для того, чтобы противостоять неопределенности во внешней среде и ее давлению».

         Также характерным для российской практики является отсутствие продуманной дивидендной  политики, в связи с чем уровень  выплачиваемых дивидендов очень  низок. И со стороны корпораций нет  заинтересованности в том, что продумать  и внедрить эффективный дивидендный  механизм, так как это будет  означать снижение собственной доли прибыли доминирующего собственника в пользу распределения ее между  всеми акционерами. 

 

  1. Сравнительный анализ  национальных традиций ведения  бизнеса в странах.

     Каждая  из описанных моделей имеет свои сильные и слабые стороны. Основным недостатком американской модели считается  ее излишняя ориентированность на краткосрочные  интересы инвесторов, которой способствует высокая прозрачность отношений, публикация ежеквартальных отчетов и простота сделок с акциями на высоколиквидном  фондовом рынке.

     Германскую  и японскую модели критикуют главным  образом за противоречивую роль банков. Последние, выступая в качестве акционеров и одновременно кредиторов, попадают в зону конфликта интересов, что  приводит к выдаче невозвращаемых кредитов (Германия) или кредитованию заранее  неэффективных программ в угоду  стабильности (Япония).

     Также германскую и японскую модели критикуют  в связи с ролью государства, а именно с тем, что в них  сознательно ограничивается свобода  конкуренции, что весьма нежелательно в виду возможности потерять эффективность.

     С точки зрения правления модели различаются  между собой: в Японии с состав совета директоров могут входить  в основном только инсайдеры; в англо-американской модели в состав совета директоров входят как инсайдеры, так и аутсайдеры; а в немецкой модели инсайдеры  входят в состав Правления, но не входят в состав наблюдательного совета.

     Также существует еще одно отличие немецкой модели от японской и англо-американской: в немецкой модели численность наблюдательного  совета устанавливается законом  и изменению не подлежит.

     C точки зрения структуры владения  акциями, японская и немецкая  модели схожи между собой, так  как ключевыми акционерами в  этих моделях выступают банки.  Помимо акционирования банки  оказывают множество разнообразных  услуг в этих двух моделях,  в чем и состоит их главное  отличие от англо-американской модели, в которой корпорации получают финансовые и иные услуги из разных источников, включая рынки ценных бумаг.

     По  отношению к ключевым участникам немецкая и японская модели также  обладают сходством. В обоих этих моделях банки являются ключевыми  участниками и играют несколько  ролей. А в англо-американской модели банки не могут выполнять роль институциональных инвесторов. Также  существует отличие немецкой модели от японской и англо-американской: только в немецкой модели в состав наблюдательного  совета могут входить рабочие (служащие).

     Если  рассматривать модели относительно требований к раскрытию информации, то нетрудно заметить, что самые  строгие разработаны в США. В  США в отличие от двух других моделей (в которых финансовая информация представляется раз в полгода) финансовая отчетность о деятельности корпорации представляется каждый квартал. В Японии сообщается сумма совокупного вознаграждения управляющим и директорам, а в  США – по каждому лицу. В Германии предоставляются совокупные данные о вознаграждении директорам и менеджерам, в отличии от индивидуальных сведений в США, не сообщаются сведения о членах наблюдательного совета и их владении акциями корпорации.

     В Германии федеральные законы оказывают  весьма сильное влияние на деятельность корпорации, в сравнении со всеми  остальными моделями. В Японии правительственные  министерства также имеют огромное влияние на ход развития промышленной политики. В США деятельность корпораций подчинена законодательству в меньшей  мере. Некоторые вопросы (например, требования к раскрытию информации, отношения между корпорацией  и акционерами, деятельность рынка  ценных бумаг) подвластны федеральному агентству, Комиссии по ценным бумагам  и биржам.

Информация о работе Сравнительный анализ различных национальных (российской, американской, японской, немецкой) традиций ведения бизнеса