Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:52, дипломная работа
целью дипломной работы является разработка рекомендаций по повышению культуры обслуживания как фактора устойчивого развития ресторанного бизнеса на примере ООО «City Cafй».
В соответствии с целью поставлены и решены следующие задачи:
исследованы теоретические основы системы общественного питания (ресторанного бизнеса) и обоснована необходимость повышения культуры обслуживания в данной сфере;
дана организационно-экономическая характеристика и проанализированы основные показатели деятельности ООО «City Cafй»;
проведен анализ качества обслуживания ООО «City Cafй»;
оценено влияние качества обслуживания на конкурентные преимущества ООО «City Cafй»;
даны рекомендации по совершенствованию культуры обслуживания ООО «City Cafй» и оценена их эффективность.
По
сравнению с ноябрем 2008 года она
увеличилась на 6,4%, с октябрем 2009 года
– на 3,0%. При этом потребительские цены
на товары и услуги в ноябре 2009 года по
сравнению с ноябрем 2008 года возросли
на 7,8%, по сравнению с октябрем 2009 года
– на 0,3%. Соответственно можно сделать
вывод о возможном незначительном снижении
затрат населения на общественное питание
[42].За кризисный период «похудел» средний
класс – с 32% до 25%. Малообеспеченный слой
населения вырос с 43% до 51%. Внутри этой
группы образовалась сейчас основная
«группа риска – примерно 15–18% людей,
которые очень сильно пострадали от кризиса
[40].
Таблица 1.2 – Динамика оборота общественного питания
Млн. рублей | В% к | ||
соответствующему периоду предыдущего года | предыдущему периоду | ||
2008 г. | |||
январь | 1195,9 | 122,5 | 67,7 |
февраль | 1363,0 | 113,4 | 108,9 |
март | 1632,2 | 106,3 | 115,5 |
январь-март | 4191,1 | 113,3 | 86,7 |
апрель | 1670,4 | 117,1 | 98,0 |
май | 1671,4 | 103,9 | 92,9 |
июнь | 1712,1 | 99,7 | 103,6 |
II квартал | 5053,9 | 106,4 | 106,5 |
январь-июнь | 9245,0 | 109,6 | х |
июль | 1744,1 | 112,0 | 102,1 |
август | 1828,3 | 114,2 | 110,0 |
сентябрь | 1885,1 | 112,0 | 106,1 |
III квартал | 5457,5 | 112,6 | 111,0 |
январь-сентябрь | 14702,5 | 110,6 | х |
октябрь | 1906,9 | 114,5 | 96,6 |
ноябрь | 1890,8 | 113,3 | 98,9 |
декабрь | 1960,0 | 94,8 | 103,8 |
IV квартал | 5757,7 | 106,6 | 104,1 |
2008 г. всего | 20460,2 | 109,5 | х |
2009 г. | |||
январь | 1375,3 | 93,0 | 66,4 |
февраль | 1349,5 | 83,8 | 98,0 |
март | 1442,5 | 77,1 | 106,3 |
январь-март | 4167,3 | 83,8 | 68,3 |
апрель | 1410,1 | 77,0 | 98,0 |
май | 1510,7 | 87,9 | 106,1 |
июнь | 1532,5 | 85,5 | 100,7 |
II квартал | 4453,3 | 83,5 | 105,7 |
январь-июнь | 8620,6 | 83,5 | х |
июль 2) | 1786,2 | 97,0 | 115,9 |
август | 1753,8 | 86,4 | 97,9 |
сентябрь | 1745,5 | 81,3 | 99,8 |
III квартал | 5285,5 | 88,0 | 117,0 |
январь-сентябрь | 13906,1 | 85,1 | х |
октябрь | 1763,6 | 85,4 | 101,4 |
ноябрь | 1602,0 | 80,5 | 93,2 |
декабрь | 1921,1 | 93,0 | 119,9 |
IV квартал | 5286,7 | 86,4 | 102,2 |
2009 г. | 19192,8 | 85,4 | х |
облуживание
заведение эффективность
Оборот общественного питания в январе-декабре 2009 года составил 19192,8 млн. рублей, или 85,4% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду 2008 года.
Культура обслуживания – совокупность характеристик и условий процесса торгового обслуживания, определяемых профессионализмом и этикой обслуживающего персонала [39]. Характеристики культуры торгового обслуживания – вежливость, чуткость, компетентность, доступность персонала для покупателей, уровень мастерства работников, комфорт, эстетика предоставления услуги, качество обслуживания и т.п. Таким образом, под культурой обслуживания понимается совокупность норм предоставления ресторанных услуг, способов отношений персоналом и клиентами, которые приняты как эталон обслуживания, призванные повысить качество и эффективность.
Культура обслуживания вырабатывается каждым предприятием. Проявление высокой культуры обслуживания, определяется через поведение персонала, который четко знает, как действовать в любой ситуации, и что от него ждут клиенты, руководство, а также высокая культура делает работников целеустремленными и заставляет с уважением относится к своему предприятию. Культура обслуживания – это сложное комплексное понятие, слагаемыми которого являются:
1. безопасность и экологичность при обслуживании;
2.
эстетика интерьера, создание
комфортных условий
3.
наличие достаточного
4.
знание психологических
5. знание и соблюдение персоналом этических норм обслуживания;
6. знание и соблюдение правил, устанавливающих порядок и очередность обслуживания гостей;
7.
знание специальных правил
8. знание основных правил сервировки стола.
ГОСТ Р 50762–95 устанавливает следующую классификацию предприятий общественного питания, при этом можно говорить о том, что каждая группа предприятий представленной ниже классификации обладает разного уровня культурой обслуживания [3].
При этом при определении типа предприятия учитывают следующие факторы: ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления; техническую оснащенность (материальную базу, инженерно – техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно – планировочное решение и т.д.); методы обслуживания; квалификацию персонала; качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.); номенклатуру предоставляемых потребителям услуг [9, с. 35].
Рестораны и бары по уровню обслуживания и номенклатуре предоставляемых услуг подразделяются на три класса – люкс, высший и первый, которые должны соответствовать следующим требованиям:
Кафе, столовые и закусочные на классы не подразделяют.
Современные специалисты используют несколько иную градацию: элитные, рестораны для среднего класса, или, как их еще называют, «средней руки», и фаст-фуды. Однако в современных условиях целесообразно использовать несколько иную градацию: элитные, рестораны для среднего класса (демократичные) и фаст-фуды. Кроме того, помимо обычных баров и кафе, появился особый тип заведений общественного питания – кофейни. Элитные рестораны отличаются высокими ценами. Рестораны средней руки за более умеренные деньги также предлагают посетителям довольно разнообразное меню. Фаст-фуды предоставляют стандартизированный набор блюд, и для них, как правило, характерно самообслуживание [36].
Если понаблюдать за работой различных ресторанов, обслуживанием, созданной в них атмосферой, легко разделить все рестораны на пять основных типов с точки зрения культуры обслуживания [22, с. 134].
1. Трактир-Базар. Это рестораны и трактиры, где среди типичного реквизита – картин, фотографий, фонарей, подвешенных ветчин и пыльных буфетов – спонтанно играется спектакль. Это случайная встреча симпатичных клиентов и спокойных, сердечных официантов. Когда гость входит в такой ресторан, он как бы получает сообщение: «Тебе нравится? Посмотри, что у нас есть, садись на свободное место, и мы поможем тебе утолить голод».
2. Кормушка. Это большие рестораны Романьи, Тосканы или Баварии, где людей не обслуживают, а, скорее, кормят: как с ними обращаются и как их насыщают – не важно. Гости жадно едят, особенно ту пищу, которую можно брать руками, или первые блюда, жаркое и мясо на филе, лепешки, много хлеба. Обслуживание выполняют без участия публики. Официант анонимен, невидим. Смысл Кормушки в следующем: «Ешь руками и не смотри вокруг себя, мы работаем изо всех наших сил, но все равно нам не все удается».
3. Холодильник. Это традиционный и высокомерный ресторан, где обслуживание хорошее, но холодное, меню подробное и длинное, но непонятное. Клиент оказывается во власти служащих, которые похожи на охранников. В таких ресторанах управляющие, кассиры и официанты как бы передают клиенту следующее сообщение: «Прочитай меню и выбирай. Ты – только место. Молчи и смотри на нас!».
4. Ресторан Музей. Это ресторан, где клиент потрясен декорациями, именем, историей ресторана и «высокомерием» меню. Иногда кухня совершает чудеса, но официанты ведут себя как сторожа. Сообщение, получаемое клиентом, гласит: «Ты сюда пришел, чтобы наблюдать наши шедевры, наши реликвии. Сейчас изучай «каталог», уважай искусство и нас».
5. Идеальный ресторанчик. Раз побывав, его уже не забудешь. Это ресторан, где находишь сердечный прием и честную, здоровую кухню. Обслуживание «улыбается», меню помогает гостю. Все просто и последовательно, здесь получаешь хорошее соотношение цены и качества. Освещение теплое, сдержанное, приятное, не искажающее цвета. Входя, получаешь сообщение: «Мы здесь, чтобы доставлять гостям наслаждение, и, как видишь, нам это удается».
Существуют
и различные способы
1. Обслуживание по-французски. Это самый сложный и дорогой вид обслуживания, он мало распространен и требует подготовленного персонала. Официант использует вспомогательный столик (gueridon), на котором заканчивается приготовление пищи и определяются порции. Что касается соусов и некоторых десертов, то заправку выполняют на тележке. Отметим одну очень оригинальную и редкую деталь: перед подачей блюдо предлагают на пробу гостю или «лидеру» группы гостей (для одобрения, как и вина). Сокращенный вариант обслуживания по-французски применяют в старых престижных гостиницах и в ресторанах, где шеф-повар завершает приготовление блюд на глазах у клиентов. Этот вид обслуживания иногда неверно считают обслуживанием по-английски.
2. Обслуживание по-русски. Официант подает на стол блюдо на несколько порций, и гости берут еду сами.
3. Обслуживание по-английски. Еду подают на одном блюде для всех сидящих за столиком, и официант наполняет тарелки гостей. Обслуживание по-английски также называют семейным стилем (family style).
4. Обслуживание по-американски. Благодаря практичности, низким расходам и удобству, обслуживание по-американски стало одним из самых распространенных в мире. Это вид обслуживания, который не требует специального обучения персонала. Заказанную еду раскладывают по порциям на тарелки на кухне. Таким образом, клиенты получают уже готовое блюдо: нужно только любезно его подать.
5. Самообслуживание. Иногда самообслуживание (шведский стол) неверно называют буфетом. На самом деле между ними есть разница. При традиционном самообслуживании в зале находится единственный прилавок, на котором по порядку выставлены закуски, первые блюда, вторые блюда из рыбы и мяса, овощи, сыры, десерты. Клиент, проходя вдоль прилавка, может выбрать те блюда, которые ему больше нравятся. Еду накладывает в тарелки сам клиент либо это делает официант.
Информация о работе Совершенствование культуры обслуживания предприятия общественного питания