Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:55, лекция
Важно четко определять сегмент воздействия. Основные потребители музыкального продукта - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, ценность "протест" является одной из самых эффективных для воздействия на эту аудиторию. Бренд также может быть построен на ценностях понимания, житейской мудрости и сострадания, тогда слушатель будет говорить: "Эта песня про меня" или "про таких, как я", "он (она) меня понимает".
"Люди из народа", группы молодых людей, которые ничем не отличаются от своих сверстников, имеют куда меньше шансов стать "звездами", и ситуация это подтверждает: музыкальные продукты, создаваемые на "Фабрике", имеют достаточно короткий жизненный цикл, если не инвестировать значительных средств в их продвижение.
Эффект ореола
Суть этого метода сводится к использованию предметов и образов, которые притягивают внимание и к самому рекламируемому объекту.
Самый простой способ произвести такой эффект - использовать известных личностей рядом с продвигаемым артистом, что часто делается на старте проекта. Возможные варианты:
- дуэт (Pussy Cat Dolls feat. Snoop Dog, Авраам Руссо и Кристина Орбакайте);
- родственные отношения (Стас Пьеха - Илона Броневицкая - Эдита Пьеха);
- участие в клипах (Скарлет Йохансон в клипе Джастина Тимберлейка (Justin Timberlake) );
- высокие оценки творчества в профессиональной среде (например, рецензия Артемия Троицкого);
- участие известных сессионных музыкантов в записи альбома.
К эффекту ореола можно отнести и создание особой вымышленной атмосферы вокруг проекта.
В частности,
в случае Глюкозы это были "виртуальный"
мир в клипах, в оформлении дисков и сайта
артистки, "подмена" исполнительницы
мультяшной девочкой.
Часть 2. Кинобизнес
Перейдем к другой сфере шоу-бизнеса - к миру кино и рассмотрим примеры умелой работы кинопродюсеров со своей целевой аудиторией.
Социально-психологические особенности кинозрителей (по материалам исследовательской компании UCPR-research)
1. На протяжении последних лет кинотеатр успешно возвращает себе репутацию места проведения досуга, подходящего для самых разных случаев:
-романтических свиданий,
- «семейного выхода»,
- встреч с друзьями.
В результате аудитория современных кинотеатров в равной степени представлена как мужчинами, так и женщинами.
Основная часть аудитории кинотеатров представлена лицами в возрасте до 35 лет, причем 33% от общего числа составляют зрители, не достигшие совершеннолетия.
2. Социальный состав аудитории, предпочитающей зарубежное кино российскому:
- среди людей рабочих профессий приверженцев зарубежного кино 36%, отечественного - 25%.
- соотношение среди научных работников, преподавателей вузов -соответственно 40% против 30%,
- среди предпринимателей, работников коммерческих структур и торговли - 36% против 21%,
- среди студентов вузов - 46% против 14%,
- среди студентов средних специальных учебных заведений - 52% против 13%,
- среди школьников - 54% против 11%.
Вывод: подрастающее поколение, пребывающее в стадии первичной социализации, ценностносориентировано большей частью на импортное зрелище с его картиной мира, далекой от традиций отечественной кинокультуры.
3. Существуют выраженные социально-демографические особенности целевой аудитории, предпочитающей определенные жанры.
Популярные жанры у современного зрителя - это комедия, приключенческий фильм, триллер, мелодрама, арт-хаус, драма, хоррор, фэнтези, боевик, фантастика, исторический, сказка, анимация. Продюсеры знают, какой жанр надо выбрать, чтобы добиться максимального зрительского успеха.
Боевики
Процент мужчин, для которых боевики - наиболее предпочтительный жанр, значительно превышает процент женщин, что, безусловно, вполне объяснимо гендерными пристрастиями к оружию, кровопролитие и жестокость - другая сторона подобных картин, отпугивающая женскую аудиторию. Аудитория боевиков представлена возрастной группой от 18 до 24 лет (48%). На втором месте находится следующая возрастная категория - от 25 до 34 лет (24%), которая незначительно опережает подростковую аудиторию (21%). Представители же более старших возрастных групп предпочитают фильмы других жанров и в аудитории боевиков составляют лишь 7%.
Необходимо отметить, что выраженных особенностей по части образования или социального статуса зрителей этого жанра не выявлено.
Таким образом, собирательный портрет представителя ядра целевой аудитории боевиков выглядит следующим образом: это мужчина 18-24 лет, посещающий кинотеатры 2-3 раза в месяц независимо от уровня образования и социального статуса.
Жанр фэнтези
Этот жанр явно имеет свою выраженную аудиторию, которую трудно перепутать с любителями мелодрамы или трудноописываемой аудиторией комедий.
Среди поклонников фантастических фильмов преобладают мужчины. Основу армии поклонников фильмов жанра «фантастика» составляют зрители, не достигшие совершеннолетнего возраста (48%). На втором месте находится следующая возрастная категория - от 18 до 24 лет (34%). Представители более старших возрастных групп предпочитают фильмы других жанров и в аудитории фантастических фильмов составляют около 18%.
Возрастные особенности аудитории данного жанра объясняют и социальный статус ее представителей. Большая их часть - это школьники и студенты (60%). Именно поэтому по уровню образования лидируют лица с незаконченным средним и незаконченным высшим образованием (87%).
Итак, собирательный портрет целевого потребителя фантастического кино описывается следующим образом: учащийся моложе 18 лет, посещающий кинотеатры в среднем не реже одного раза в месяц, составляющий часть так называемого поп-корнового мейнстрима.
Приключенческий жанр
Можно констатировать весьма равномерное распределение зрителей по половому признаку, что связано в первую очередь с тем, что на протяжении многих лет кинотеатр является прекрасным местом для романтических свиданий, похода всей семьей (в том числе и с детьми) или целой компанией. Однако в возрастной группе старше 25 лидируют женщины.
Кроме того, этот жанр во все времена был одним из наиболее предпочтительных для самых юных посетителей кинотеатров.
Подростковую аудиторию, безусловно, притягивает романтическая линия сюжета, а также привлекательный актерский состав (Джонни Пепп, Орландо Блум, Жан Рено, Антонио Бандерос, Хит Леджер).
Таким
образом, аудитория одного из любимейших
кинематографических жанров преимущественно
представлена женщинами старше 25 лет и
детьми до 12 лет, посещающими кинотеатры
не реже 1 раза в месяц.
Часть 3. Психологический портрет личности артиста
Творческий процесс по созданию продукта шоу-бизнеса, его реализация на рынке предусматривают большой круг общения продюсера, взаимодействие с людьми, разделяющими твои взгляды, и диаметрально противоположно смотрящими на многие явления. Сфера шоу-бизнеса, как никакая другая, предполагает постоянные контакты с множеством людей, поиск новых знакомств, вхождение в те или иные сферы жизни.
Огромную роль в решении многих вопросов и развитии производства играют личные качества предпринимателя, его инициативность. Продюсер шоу-бизнеса - это не только хороший организатор, но еще и тонкий психолог, умеющий улавливать малейшие нюансы психологического состояния артиста. Несмотря на «общий психологический портрет», каждый артист - индивидуальность, поэтому и методы воздействия на него со стороны менеджера должны быть строго индивидуальными. И вряд ли тактика работы с одним исполнителем будет уместна при работе с другим.
Знание психологии артиста - необходимое условие, так как оно помогает избегать конфликтов, возникающих в процессе совместной деятельности. Артист и продюсер - это два лидера, причем каждый в своем роде деятельности, и исходя из этого важно учитывать баланс власти, поскольку эти люди взаимозависимы: не будет артиста - не будет и так называемого «живого» товара, который продает менеджер; не будет менеджера - вряд ли артист сможет «себя продать». Тандемы «артист-продюсер» обычно складываются так, что артист всегда недоволен деятельностью менеджера, а менеджер - работой артиста. И если на начальной стадии «нераскрученный» артист во всем доверяет менеджеру и практически «молится» на него, то с приобретением некоторой популярности он начинает ощущать некоторый психологический перевес в свою сторону. Такой процесс именуется «звездной болезнью» и характеризуется чрезмерно возвышенным отношением к себе и недооценкой деятельности продюсера. Артист, испытывающий подобное состояние, не задумывается над тем, что период его «взлета» - явление временное, и чтобы удержаться на Олимпе, ему необходима помощь менеджера, в противном случае его звезда «сгорает», клипы исчезают с ТВ-экранов, тиражи звуконосителей падают.
Анализируя психологический аспект менеджмента данной сферы, надо отметить, что психология исполнителя, актера и, в частности «звезды», наименее изучена. Профессор кафедры социологии и психологии искусства Российской академии театрального искусства, доктор медицинских наук Е. Романова в статье «Гений и полусумашедший - вещи совместимые» приводит основные психологические характеристики актера, исполнителя, основанные на «миннесотском» тесте, применяемом во всем мире.
Тест выделяет десять шкал:
первая шкала - ипохондрия. Практически не встречается у актеров;
вторая шкала - депрессия. Бывает очень разная: как сильно повышенная, так и сильно пониженная;
третья шкала - это шкала эмоциональной взвинченности, взбалмошности, эмоциональной неуправляемости, демонстративное поведения;
четвертая шкала - шкала ассоциальности, т.е. нарушения норм жизни: поведению актера, исполнителя свойственна свобода от шаблонов;
пятая шкала - мужественность и женственность. Она определяет стиль поведения исполнителя-мужчины и исполнителя-женщины;
шестая шкала - подозрительность;
седьмая шкала - тревожность, или так называемая «эстрадная лихорадка», характеризующая состояние исполнителя перед выступлением;
восьмая шкала - шизоидность, которая практически у всех творческих людей довольно высока. Конкретный вид шизоидности, в отличие от ее бытового понимания, означает не сумасшествие, а расщепление личности на собственное «я» и образ (имидж), и чем способнее исполнитель, тем выше эта шкала. Такой исполнитель наиболее предрасположен к душевным заболеваниям, причем у действительно талантливых актеров вероятность возрастает во много раз;
девятая шкала - очень высокая психическая работоспособность, характеризуемая трудоволием и желанием работать и работать;
десятая шкала - социальная общительность.
В статье автор дает и психологический портрет артистической личности: «... перед нами активный, динамичный (в депрессии или нет - неважно), сверх меры эмоциональный шизик, к тому же зачастую не соблюдающий общепринятых норм жизни, жаждущий аудитории и желающий постоянно (чем больше, тем лучше) работать, соприкасаться с другими людьми».
Как видим, психологический портрет личности артиста довольно специфичен, поэтому менеджеру, работающему в данной сфере, необходимы знания в области психологии художественного творчества.
Менеджер должен быть тонким психологом, не ущемляя и не унижая столь ранимую личность, как «звезда», он должен добиться желаемого результата, используя средства и методы, наиболее подходящие для конкретной творческой личности. Подчеркнем еще раз, что знание психологии артиста - необходимое условие работы менеджера.
Менеджер должен уметь всесторонне использовать талант «звезды», подчинить достижению главной цели весь организационный процесс и влиять на творчество «звезды» с учетом конъюнктуры рынка. Профессионализм менеджера - это высокий уровень интеллекта, приятная внешность, наличие здравого смысла, инициативность и высокая степень уверенности в себе, «пробивные» способности и талант общения с «нужными» людьми для достижения поставленной цели - взаимовыгодного сотрудничества.
Информация о работе Социально-психологические аспекты услуг шоубизнеса