Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:55, лекция
Важно четко определять сегмент воздействия. Основные потребители музыкального продукта - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, ценность "протест" является одной из самых эффективных для воздействия на эту аудиторию. Бренд также может быть построен на ценностях понимания, житейской мудрости и сострадания, тогда слушатель будет говорить: "Эта песня про меня" или "про таких, как я", "он (она) меня понимает".
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УСЛУГ ШОУ-БИЗНЕСА
Часть 1. Социально-психологические аспекты в музыкальном бизнесе
Успех шоу-проекта на рынке во многом зависит от умения продюсера улавливать настроения масс.
Так, например, музыкальные продюсеры тщательно изучают социально-психологические характеристики потребителей шоу-продукта, поскольку слушатель должен иметь ясное представление, чем же отличается конкретный исполнитель от своих коллег, а успеха сложно добиться, если пытаться быть всем для всех. Поэтому, выбирая индивидуальную позицию для артиста, продюсер опирается на его физические данные, выстраивает определенный стиль жизни, набор ассоциаций с будущим кумиром, ищет противопоставление сходным проектам.
Например, Дима Билан, Сергей Лазарев, Влад Топалов конкурируют друг с другом по многим параметрам, к которым относятся имидж, стиль музыки, лирика, использование английского языка, аудитория молоденьких девушек.
Считается, что самое важное для исполнителя - это выбрать правильное позиционирование, то есть создать благоприятный и понятный образ для слушателей. Однако слушатели со временем тоже меняются. С этим связан нередкий в среде шоу-бизнеса процесс смены имиджа или репозиционирования. Дуглас Рашкофф в своей книге "Медиавирус" тщательно анализирует феномен популярности Майкла Джексона (Michael Jackson) и приходит к выводу, что его карьеру можно понять только как "последовательность умышленных медиаманипуляций, производимых существом, чья жизнь целиком и полностью зависит от медиа, в которых это существо обретается".
Автор цитирует газету "Entertainment Weekly", которая назвала трансформации имиджа Майкла Джексона репозиционированием, что символизировало основательное закрепление подхода к человеку как к продукту в современном шоу-бизнесе: "За один-единственный вечер на ТВ, - заявила "Entertainment Weekly" после интервью, - наш Гениальный Чудак репозиционировал себя как Гениальную Жертву - оскорбленную и меланхоличную, но, тем не менее, черпающую силы для восстановления в своем экстраординарном таланте".
Феномен Мадонны. Мадонна построила свою карьеру на расчетливом самопозиционировании, регулярно обновляя свои образы, в которые она вкладывала продуманные сообщения в духе времени. Ее стратегия, основанная на понимании социальных тенденций уникальна тем, что Мадонна, сначала занимала определенную поп-культурную нишу, а потом деформировала ее, постоянно изменяя собственный устоявшийся образ. Уличная "пацанка", новая Мерилин Монро, развратница, добропорядочная мать семейства, - вот примеры продаваемых ею имиджей.
Важно четко определять сегмент воздействия. Основные потребители музыкального продукта - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, ценность "протест" является одной из самых эффективных для воздействия на эту аудиторию. Бренд также может быть построен на ценностях понимания, житейской мудрости и сострадания, тогда слушатель будет говорить: "Эта песня про меня" или "про таких, как я", "он (она) меня понимает". Более того, так как у многих исполнительниц личная жизнь не складывается из-за чрезмерной загруженности работой, их реальные "страдания" вливаются в вектор бренда, усиливая ценностную составляющую для слушателя.
Слушатель сознательно идеализирует артистов, делает их образцами для подражания, персональными "богами" в определенной сфере жизни. Самый показательный пример - безответная любовь девочек к "звездам" мальчиковых групп или отдельным исполнителям.
Набор ценностей для наполнения личного бренда артиста достаточно обширен, но в шоу-бизнесе используются далеко не все, а лишь малая часть, в основном - сексуальность.
Выбрать курс и быть постоянным
Ошибку допускают исполнители, которые пускаются в эксперименты и позволяют себе "расслабиться", считая, что им не нужно ежеминутно подтверждать свой звездный статус, как сделала, например, Бритни Спирс, за последние два года полностью разрушившая свой образ. Она вряд ли сможет восстановить репутацию и вернуть себе прежний уровень популярности, поскольку негативная полемика в деструктивных по своей сути СМИ и отсутствие буферной "прослойки" между артисткой и аудиторией не оставляют ей никакого шанса на реабилитацию.
Создание личного имиджа включает в себя активное мифотворчество.
Создание "звезды - это активное мифотворчество. Действующие лица проходят путь героя. Это рассказы о несчастьях, отверженности, обновлении и триумфе.
Восхождение, например, Мадонны на музыкальный Олимп отлично укладывается в стандартные рамки "героической" легенды:
"Против воли отца девятнадцатилетняя Мадонна отправляется в Нью-Йорк с 35-ю долларами в кармане, парой балетной обуви и зимним пальто в сумке. Она работает гардеробщицей, обслуживает клиентов в быстропитах Dunkin' Donuts, позирует обнаженной фотографам и студентам художественных академий, убирает общественные туалеты и роется в мусорных баках. Характер, амбиции и непосильный труд девочки с окраины Детройта сделали свое дело. Теперь Мадонна - обладательница мировой славы, многомиллионного состояния, бренд, кумир, идол".
Пример Алсу. Певица никогда особенно не скрывавшая своего благополучного происхождения, часто рассказывала в интервью о тяжелом детстве в северном городе:
"Многие думают, что мы всегда были богатыми. Но это не так. Когда я родилась, мы жили в обычной двухкомнатной квартире. Спали в верхней одежде, потому что на стенах от холода выступал иней. Зимой было минус 50, а летом - плюс 40. Старший брат помнит, как они кипятили во дворе воду на костре, потому что не было газа. Мы, конечно, небедно жили - проблема состояла в том, что покупать было нечего. Из фруктов продавались только яблоки, покрытые толстым слоем воска, и проросшая мороженная картошка. Из-за недостатка витаминов у меня было серое лицо с синяками под глазами.
Основные направления мифологизации артиста
-Биография исполнителя
-Образование коллектива
-Жизнь артиста
-Архетипы
-Стереотипы
-Отношения с публикой
-Эффект ореола
Биография исполнителя
Как правило, начинается с разработки описания жизни артиста до того, как он встретился с продюсером, или до того, как члены группы начали работать вместе.
Обычно легенда строится на основе ключевых фактов реальной биографии, так называемых опорных точек, затем додумываются "фишки", позволяющие определить "уникальность" артиста.
Здесь часты истории о том, как артисту везде сопутствовал успех или, наоборот, неудачи, пока случай не привел его в успешный проект:
"Атланта. Джорджия. Бритни Спирс) - в числе 600 претендентов, стремящихся пройти отбор. Девочка попадает в число шести финалистов. Но ее не выбирают. Менеджеры считают, что она слишком маленькая и неопытная. Однако продюсер замечает большой потенциал девочки. Он направляет ее к одному из нью-йоркских агентов"...
Образование коллектива
Здесь возможны разные варианты легендирования: группу замечает продюсер в клубе, артист участвует в конкурсе или встречает на каком-то мероприятии продюсера и убеждает его в своих талантах, демо-диск "случайно" попадает на стол программного директора радиостанции.
Официальная версия возникновения проекта Глюк'Оza выглядела так:
"Бойкая девчонка Наташа Ионова с компанией друзей записала в гараже песню. После этого сочинительница попросила папу вывесить творение в Интернете, где его и увидел Макс Фадеев. Очарованный талантом и вокальными данными продюсер немедля позвонил провинциалке Наташе в Поволжье, и она вместе с мамой выехала в Москву на смотрины. Так появился проект "Глюк'Оza"".
Жизнь артиста
К этой стадии мифотворчества относится информация о профессиональной деятельности артиста или группы, создание новостей и другие мероприятия, поддерживающие имидж исполнителя.
На этом этапе важно "отдалять" артиста от публики, заставить публику проникнуться чувством избранности своего кумира.
Это могут быть истории о "звездных" привычках (невыполнимых райдерах и прочих прихотях) или нестандартном поведении на концертах или с прессой.
Главное здесь
- уровень позволения - интерес и восхищение
у аудитории вызывают действия, которые
обычные люди не могут себе позволить,
а также упоминания о склонностях к насилию
и эпатажу:
"Поведение Кобейна (Kurt Cobain) было непредсказуемым: он нарочно рвал струны, разбивал гитару о колонки, буйное состояние сменялось апатией. Курт мог неожиданно уйти со сцены, причем остальные участники группы продолжали играть, иногда минут по десять, пока Кобейн не возвращался, и как ни в чем не бывало не начинал новую песню:Уже в первый вечер Крис Новоселич (Krist Novoselic) разбил о сцену новый бас и вывел из строя усилитель и ревер, которые мы арендовали за приличные деньги. Кобейн поддержал начинание друга и переломал все гитары, даже те, что принадлежали другой группе".
Архетипы
Это предоставление аудитории определенных ролевых моделей и узнаваемых архетипических сценариев.
Рок-звезде подойдет архетип Бунтаря (сразу вспоминается гитарист The Rolling Stones Кит Ричардс, которого Джонни Депп сделал прототипом пирата Джека Воробья и который потом сыграл во второй серии фильма отца пирата),
Исполнителю романтичных баллад - архетип Любовника.
В кинематографе беспощадно эксплуатируется архетип Героя: чем упомянутый уже выше Арнольд Шварценнегер или Сильвестр Сталлоне не современное воплощение Геракла?
Возможны и смешанные типы. Сочетая разные архетипы, можно добиться интересного эффекта, например, при создании бойз-бенда, участники которого будут отличаться не только цветом волос, но и архетипами, лежащими в основе их образов.
Всем солистам коллектива необязательно быть "любовниками", один из них может быть "славным малым", другой - "искателем" или "ребенком". Подобная работа над позиционированием отдельных участников прослеживается, например, в группе Иванушки Int.
Стереотипы
Они часто выступают в роли неких ярлыков, привязываемых к людям. Приблизительно создание стереотипа можно свести к трем этапам: "выравнивание", "усиление" и "ассимиляция".
Примером может являться представление об идеальной женщине: она должна быть блондинкой, с идеальной кожей, голубыми глазами, без лишнего веса, с высокой грудью и длинными ногами.
Этому идеалу в точности соответствует лишь кукла Барби, однако весь мировой шоу-бизнес паразитирует на этих предпочтениях, раскручивая очередной секс-символ подобного типажа и доводя его до соответствующего состояния с помощью всех возможных средств.
Объект, который активизирует стереотип, оценивается в связи с соответствующими эмоциями.
Рок-герою "положено" дебоширить, крушить аппаратуру и гостиничные номера, а также периодически лечиться от различных зависимостей. Однако, сознательно искажая стереотипы и ломая шаблоны, можно получить необычные и яркие образы.
Отношения с публикой
В личном брендинге удачнее, как показывает практика, использовать стратегию дистанцирования.
Продюсер Витаса, Сергей Пудовкин, например, заявил о внеземном происхождении артиста. Так появился миф, что у Витаса есть жабры, в том, что поет не Витас сомневалась даже Пугачева. Стратегия Пудовкина - загадка, тайна, отказ от интервью с журналистами.
Важно "отдалить" человека-бренда от его аудитории, сделать из него идола, звезду, супермена.
Аудитории необходимо давать зацепки, чтобы она возвеличила претендента на звездный статус, будь то телевидение, музыка или кинематограф.
Человек - бренд становится эталоном достижения, сексуальной привлекательности или могущества.
Пресса также немало этому способствует, присваивая ярлыки: "звезда", "суперзвезда", "кумир" или "небожитель".
Именно поэтому стратегию "Фабрики звезд" можно назвать проигрышной. Участникам подобных проектов сложно подогревать внимание аудитории. Наблюдая за ними несколько месяцев, поклонники уже не интересуются их прошлым, образ артиста становится слишком доступным.
Информация о работе Социально-психологические аспекты услуг шоубизнеса