Развитие институтов финансового посредничества: макроэкономические предпосылки стимулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:53, научная работа

Описание работы

Цель исследования. Целью исследования является изучение развития институтов финансового посредничества и макроэкономические предпосылки стимулирования в Армении.
Задачи. Для реализации цели исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
Проанализировать развитие институтов финансового посредничества в странах с развивающейся экономикой.
Исследовать степень развития институтов финансового посредничества в РА,
Проанализировать проблемы и макроэкономические предпосылки стимулирования финансового посредничества.

Работа содержит 1 файл

Развитие институтов финансового посредничества макроэкономические предпосылки стимулирования.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

      Очень важным является формирование инструментария на финансовом рынке и соответствующих каналов перетока денежных потоков и сбережений населения, которые обеспечивают инвестирование в частный сектор. Рейджан и Зингалес  пришли к выводу, что инвестиции в государственный сектор оказывают скорее негативный, чем позитивный эффект на темпы экономического роста.

      Oдним из важнейших свойств финансового сектора экономики является его способность трансформировать денежные потоки и сбережения в долгосрочные инвестиционные ресурсы. По удельному весу долгосрочных банковских депозитов и других финансовых инструментов можно судить о степени развитости экономики в целом и совершенства финансового сектора страны. Kоличественные показатели, которые характеризуют финансовый сектор, свидетельствуют о значительном отставании в развитии институтов финансового посредничества Армении, особенно в небанковских сегментах финансового сектора. Речь идет, в первую очередь, о малых размерах банковской системы, отсутствии системы негосударственного пенсионного страхования, несовершенстве фондового и страхового рынков, неразвитости рынка ипотечного кредитирования и прочих небанковских институтов.

      Долгосрочных кредитов оказывает значительное влияние на экономическое развитие благодаря увеличению доли фирм, которые по темпам роста опережают фирмы, финансируемые только за счет собственных средств6.

      Одним из индикаторов, свидетельствующих о степени институционального развития экономики, является степень развитости институтов финансового посредничества. В Армении отсутствуют такие институты, как частные и корпоративные пенсионные фонды; хеджевые организации; ипотечные институты; различные небанковские финансовые институты, а рынок капитала и страховой бизнес находятся в зачаточном состоянии.

      Такое состояние можно объяснить недопониманием сущности и функций институтов финансового посредничества в современном мире, что отразилось на экономической политике государства, не уделяющего должного внимания проблемам становления финансового сектора.

      После распада СССР и в начале 1990-их годов Правительство Армении перестало непосредственно вмешиваться в деятельность финансового сектора и применяет косвенные средства регулирования. С помощью нескольких реформных проектов Правительство РА и Центральный банк с стране создали хорошую законодательную и институциональную основу для развития финансового сектора. Банки и страховочные компании Армении полностью частные. Тем не менее, для финансирования экономики Армении, финансовый сектор имеет предельную роль.

      Финансовое  посредничество самое слабое звено  в деловой среде Армении и  ограничивает развитие бизнеса, несмотря на то, что Армения имеет развитую банковскую систему.

      Пока  что полностью не развиты рынок  ценных бумаг, страховочные и небанковские финансовые учреждения. Для Армянских  учреждений очень трудно получить кредиты  для проектов оптимизации и усовершенствования производственных процессов или для внедрения новых. Трудно также найти венчурный капитал для проектов ноу-хау и проектов с высоким уровнем риска. Уровень участия банковской системы в развитии экономики страны еще очень низкий. В 2009-ом году обьем предоставленных кредитов был меньше 16%-ов ВВП и только ее половина была предоставлена бизнесу. Это слишком низкий показатель, несмотря на то, что он изменился в лучшую сторону в последние годы7.

      Между тем, спорными вопросами являются также разница между высокими процентными ставками по привлечению депозитов и кредитов, а также требованиями связанными с формой и размером залога. В 2009-ом году разница процентных ставок составляет 10%, что очень высоко, несмотря на то, что он снизился до 10,7%, если сравнить с 2008-ом годом8. Разница процентных ставок очень высока по отношению со странами имеющими развитую банковскую систему, где эта ставка составляет 3-5%. В месте с этим, в 2009-ом году цена залога для получения кредита составил 140% цены кредита. Это было бы понятно, если бы было временным явлением,  связанное с регулированием инфляции. Если сравнить Армению с другими  странами с переходной экономикой по размерам предоставленных кредитов и разнице в процентных ставках предоставленных кредитов и привлеченных депозитов, то наша страна  находится в трудной ситуации.

      Сегодня экономика Армении переходит  от этапа, которая основана на ресурсах развития, к этапу, которая основана на продуктивность, где корпорации должны модернизировать производственные процессы, делать инвестиции в переквалификации рабочего персонала, для усовершенствования умений и для производства продуктов и услуг высшего качества. Среди укрепляющих основ этого этапа большое значение имеет усовершенствование финансовых рынков, что имеет большое влияние на других факторов эффективности (эффективность рынка продуктов, эффективность рынка рабочей силы, технологическая готовность), это в свою очередь непосредственно влияет на производственность реального сектора. Следовательно, усовершенствование этого рынка (разнообразие его участников, их обьективная работа, прозрачность, гормоничная деятельность систем регуляции и контроля) будет способстовать укреплению этого этапа конкуренции, а также развитию основ этапа, которая основана на ноу-хау9.

      По  международному докладу конкурентоспособности  Армении, усовершенствовавание финансовых рынков и финансовых институтов значительно улучшилось. Армения с 107-ого места дошла на 97-ое место. Рейтинг Армении по критерию ограничения движения капитала повысился и достиг 57-ого. В 2008-ом году в национальный рынок вошли несколько иностранных компании, как НАСДАК ОЭМЕКС, который стал владелцем 100% акции Фондовой биржи Армении и Центральной депозитарии Армении, и “РосГострах” страховая компания. В банковской сфере были заключены несколько инвестиционных договоров. Повышению обьективности и прозрачности финансового рынка поспособствовал создание института финансового омбудсмена, с помощью которой в будущем увеличится юридическая конкретность финансовых операции и это заставит финансовых посредников ставить акценты доминантности на интересы потребителя10.

      Развитию  института финансового посредничества мешают несколько проблем, ниже перечислим эти проблемы, решением которых должны заниматься все участники финансового рынка, в том числе Правительство и деятели финансового сектора.  

      Факторы обусловленные спросом.

  1. Структура экономики-инфраструктурные компании с иностранным капиталом финансируются иностранными источниками.
  2. Неофициальные налоговые льготы крупных бизнес групп, что дает восможность финансироваться из внутренних источников.
  3. В сельском хозяйстве большую долью имеют несколько “играков” с низким уровнем кредитоспособности.
  4. Строительство, которая финансируется первоначальной продажей или с помощью иностранцев.
  5. Наличие теневой экономики- официально показываемые низкие доходы и искаженные финансовые отчеты11.
 

      Факторы, обусловленные предложением.

  1. Низкий уровень доходов и неравномерное распределение доходов, и поэтому низкие нормы сбережений.
  2. Низкий уровень доверия к финансовым институтам, небольшое количество гарантированных вкладов, в результате низкий  объем банковских вкладов. Некоторая часть сбережений расходуется на недвижимость.
  3. Недостаточное количество долгосрочных денег для предоставления долгосрочных кредитов (лизинг, стоительство больших зданий, гипотекные кредиты), потому что в нашей стране нет частных пенсионных или инвестиционных фондов, которые могли бы вовлекать деньги долгосрочного пользования, очень мало страховочных операций, а источники иностранных денег ограничены.
  4. В экономике наблюдается высокий уровень риска, из-за чего процентные ставки кредитирования очень высоки.
  5. Слабо развита связь с международными финансовыми рынками и интеграция с ними.
  6. Нет фондов венчурных капиталов12.
 

      Посредничество  и контроль.

  1. Наблюдается сильная конкуренция лишь в нескольких секторах и недостаток международной практики.
  2. Слабо развиты рынок капитала и финансовые инструменты, ограничено число кредитных инструментов, например- лизинг, факторинг, овердрафт, коммерческие кредиты (акредитив и гарантия), рынок корпоративных ценных бумаг, которые не имеют большого распространения.
  3. В округах Армении низок уровень финансового посредничества.
  4. Есть некоторые законодательные проблемы: например-проблемы связанные со строгими требованиями залога и низким уровнем исполнения законов судами.
  5. Слишком осторожная регуляция финансового рынка.
 

      Глобальный  финансовый кризис в 2008-ом годы был  в первую очередь кризисом системы финансового посредничества. Те страны, в которых финансовое посредничество на низком уровне, в основном не почуствовали влияние “первой волны”13. Кроме этого, Армения имеет стабильную банковскую систему, который вошел в кризис с большим потенциалом и в основном не пострадал от неблагоприятных активов. Тем более, что во второй половине 2009-ого активизировался рынок кредитирования,  который предоставил около 13% годового роста кредитных вложений, а в большинство странах Восточной Европы зафиксировано значительное снижение кредитных вложений.

      Тем не менее, проблема повышения уровня финансового посредничества актуальна для бизнес среды и для оптимизации конкурентоспособности экономики, особенно в том случае, если мы имеет такую большую цель, как становление финансовым центром в регионе14.

      С этой позиции нужно предпринять несколько действии15.

  1. Повысить уровень финансового посредничества в округах, в основном ставя акцент на повышение производительности сельского хозяйства.
  2. Благодаря предоставлению государственных гарантий снизить уровень риска в экономике, которая снизит разницу процентных ставок между привлеченными депозитами и кредитами, а это в свою очередь увеличит эффективность финансовой деятельности рынка.
  3. Расширить число финансовых инструментов, ставя акцент на инструменты долгосрочного кредитирования: лизинг, корпоративные ценные бумаги, долгосрочные коммерческие кредиты.
  4. Повысить уровень осведомленности общественности, а также финансовую прозрачность компании, что приведет к увеличению интереса со стороны инвесторов.
  5. Финансировать проекты ноу-хау, оссобенно в секторе высоких технологий,  распределяя риск между частными финансовыми институтами, международными финансовыми институтами и государством (венчурные фонды в качестве альтернативы).
  6. Стимулировать сотрудничество между финансовыми институтами как совмесным финансированием крупных бизнес проектов, так и применение принципов корпоративного управления с целью обмена опытом.
  7. Изменить структурное предпочтение финансирования, крупные суммы от сектора строительства перенести в те секторы  производства, которые имеют ориентацию на экспорт.
  8. В финансовом секторе внедрить кластерное мышление, что позволит увеличить производительность структур  составляющих финансовый сектор, следовательно и доступ к услугам16.

      В начале работы мы выдвинули гипотезу, что на развитие институтов финансового посредничества огромную роль имеют макроэкономические факторы, как денежняя и фискальная политика государства, политическая стабильность, и степень развития внешнеэкономических связей, которые как подметили являются также предпосылками развития.

      Денежно-кредитная  политика — это политика государства, воздействующая на количество денег  в обращении с целью обеспечения  стабильности цен, полной занятости  населения и роста реального  объема производства. Эту политику осуществляет Центральный банк. Денежно-кредитная политика Центрального банка направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

      Отличаем  также понятие денежно-кредитное регулирование. Под этим мы понимаем совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, объема кредитов, и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

      Политическая  стабильность также влияет на развитие финансовых посредников. В литературе есть такое понятие, как страновый  риск.

      Страновой риск – это риск того, что действия правительства или экономические, политические и социальные изменения в стране повлияют на способность контрагента, связанного с данной страной, исполнить свои обязательства.

      Страновой риск возникает при осуществлении организацией внешнеэкономической деятельности. Предоставление займов, вклад в уставный капитал иностранной организации, расчеты с иностранными поставщиками/покупателями, - все эти финансовые операции подвержены влиянию странового риска, который зависит от политико-экономической стабильности стран – контрагентов заемщика.

      Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках определяется состоянием и перспективой развития экономики и политической обстановкой в стране, которые оказывают прямое воздействие на курс национальной валюты, соответственно, на уровень странового риска. Снижение курса национальной валюты по отношению к другим валютам является прямым показателем ухудшения экономической и политической ситуации в стране. Высокий уровень странового риска снижает инвестиционную привлекательность предприятий, стимулируя вывоз капитала из страны, и сдерживает приток иностранных инвестиций.

Информация о работе Развитие институтов финансового посредничества: макроэкономические предпосылки стимулирования