Развитие институтов финансового посредничества: макроэкономические предпосылки стимулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:53, научная работа

Описание работы

Цель исследования. Целью исследования является изучение развития институтов финансового посредничества и макроэкономические предпосылки стимулирования в Армении.
Задачи. Для реализации цели исследования мы поставили перед собой следующие задачи:
Проанализировать развитие институтов финансового посредничества в странах с развивающейся экономикой.
Исследовать степень развития институтов финансового посредничества в РА,
Проанализировать проблемы и макроэкономические предпосылки стимулирования финансового посредничества.

Работа содержит 1 файл

Развитие институтов финансового посредничества макроэкономические предпосылки стимулирования.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО Российско  – Армянский (Славянский) Университет 
 
 
 
 
 
 

Исследовательская работа 

на тему: «Развитие институтов финансового посредничества:

макроэкономические  предпосылки стимулирования» 
 
 
 
 
 
 
 

выполнила студентка IV курса  

экономического  факультета  

(специальность  менеджмент)  

Сасунцян  Армине 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               Ереван, 2011

 

Введение

      Актуальность  исследования: Финансовое посредничество –  это базовый процесс для финансовой системы. От того,  как протекает этот процесс, зависит степень эффективности использования финансовых ресурсов общества и государства. Под эффективностью понимаем способность финансовой системы аккумулировать финансовые средства в конкурентной среде, а также обеспечивать максимальную отдачу размещенных ресурсов с точки зрения долгосрочного экономического роста. 

      Различают три важных элемента оценки эффективности финансового посредничества.

      Первое-это  способность аккумулировать денежные средства общества, исключая возможность обхода финансовой системы.

      Второй  элемент- это конкурентная среда, которая способствует снижению трансакционных расходов и улучшает качество услуг.

        И наконец третий элемент- это способность общества использовать финансовые ресурсы с точки зрения долгосрочного развития. Таким образом, можем сказать, что важны не только количественные показатели, но и оценка качества финансового посредничества.

      Tеория  финансового посредничества утверждает, что существуют две основныe проблемы, которые тормозят углубление финансового посредничества в странах с развивающейся экономикой. Это трансакционные издержки и асимметричность информации. Наиболее ярко эти проблемы проявляются именно при высоком уровне теневой экономики, как при случае Республики Армения.  Теневая экономика разрушает рыночную мотивацию, а также полностью искажает конкурентную картину1

      Существуют  также другие проблемы,  тормозащие развитие финансового посредничества. Это проблемы уверенности в завтрашнем дне как кредиторов,  так и заемщиков, и о качестве управления институтов финансового посредничества. Для решения этих задач в странах с переходной экономикой требуется прямое и косвенное участие государства.

      Обьект  исследования. Обьект исследования-это институт финансового посредничества.

      Цель  исследования. Целью исследования является изучение развития институтов финансового посредничества и макроэкономические предпосылки стимулирования в Армении.

      Задачи. Для реализации цели исследования мы поставили перед собой следующие задачи:

    • Проанализировать развитие институтов финансового посредничества в странах с развивающейся экономикой.
    • Исследовать степень развития институтов финансового посредничества в РА,
    • Проанализировать проблемы и макроэкономические предпосылки стимулирования финансового посредничества.

      Гипотеза. Предполагается, что в развитии финансового посредничества большую роль играют макроэкономические предпосылки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Развитие  институтов финансового  посредничества: макроэкономические предпосылки стимулирования

      Когда экономика перешла  от бартера к деньгам, тогда возникли условия для организации банковского дела. Связывая сберегателей с заемщиками, банки выполняют роль посредников, а это в свою очередь выполняется за определенную плату. В этой новой экономике с денежным обращением сбережение приобретает форму обобщенной покупательной способности – форму денег, поэтому люди могут накапливать деньги, а не товары.

      Далее кроме банков возникают и другие финансовые учреждения, которые называются финансовыми посредниками. Бизнесом, связанным с передачей средств от сберегателей к инвесторам, занимаются государство, ссудосберегательные ассоциации, коммерческие банки, страховые компании, взаимные сберегательные банки, кредитные союзы, пенсионные фонды, взаимные фонды. Этот процесс называется финансовым посредничеством. С развитием финансового посредничества появилось большое разнообразие финансовых активов: облигации, акции, взаимные фонды, закладные, соглашения РЕПО, которые покупаются и продаются на финансовых рынках. Современная финансовая система-это разветвленная сеть, в которой финансовые учреждения разного типа торгуют разными финансовыми активами на специализированных финансовых рынках.

      С помощью финансовых рынков сбережения переводятся в займы. В целом финансовый рынок можно определить как составную часть глобального рынка, на котором осуществляется обращение различных финансовых инструментов.

      Структура этих инструментов определяется соотношением доходности и рисков, которые в  свою очередь зависят от их основных макроэкономических факторов: денежной и фискальной политики государства; политической стабильности;  степени развития внешнеэкономических связей. Можем из этого предположить, что на развитие финансового посредничества влияют выше перечисленные макроэкономические факторы, которые в свою очередь являются предпосылками развития этого института2.

      Финансовое посредничество предоставляет возможность каждому члену общества, вне зависимости от его доходов на отдельном этапе жизни, обеспечить себе достойное существование на всем ее протяжении.  Доступность финансовых ресурсов позволяет приобрести жилье, получить образование и начать бизнес. С другой стороны,  разнообразие и стабильность финансовых институтов дают возможность уберечь от обесценивания, а также обеспечить доходность  сбережений, которые накапливаются  в течение жизни3.  

      Сегодняшняя ситуация финансового  посредничества в  Армении.

      За  последние несколько лет в  большинстве стран СНГ, в том числе и в Армении, наблюдается  высокий уровень экономического роста,  которая сопровождатся повышением производительности и стабилизацией макроэкономической ситуации, следовательно и повышением благосостояния населения,  что обеспечивает благоприятную среду для ускорения темпов реформирования финансового сектора и обеспечения максимальной вовлеченности людей в финансовый рынок. С другой стороны, именно от уровня финансового посредничества и привлечения новых инвестиций все больше будет зависеть экономический рост в будущем.  В связи с этим для стран СНГ и следовательно, и для Армении,  становится все более актуальной задача повышения надежности финансового сектора и ускорения темпов его реформирования4.

      Страны  СНГ находятся на разных стадиях развития финансовой системы и продвигаются вперед с различными   темпами. Это связано, прежде всего, с социокультурными, геополитическими и геоэкономическими условиями каждой отдельно взятой страны. Речь   идет прежде всего о политической стабильности в регионах, наличии природных и материально-технических ресурсов,  территориальном расположении. Одновременно это связано также с темпом осуществления реформ, в том числе и в финансовом секторе.

      Можем сказать, что наибольших успехов  добиваются те страны,  где реформы осуществляются очень быстрыми темпами. Несмотря на существенные различия, практически во всех странах наблюдается  единый тренд развития финансовых систем. 

      После распада СССР финансовые системы всех стран Союза были практически парализованы, и финансовым властям пришлось срочно вводить национальные валюты, создавать институты рыночной модели хозяйствования с нулевой отметки. Макроэкономическая ситуация была нестабильна, и финансовые власти РА были заняты вопросами снижения уровня инфляции и стабилизации валютных курсов, что существенно тормозило реформирование финансовой системы.

      Финансовая  система формировалась в условиях первичного закладывания основ законодательства, которая регулирует финансовую и банковскую деятельность. Тогда же  во всех странах была основана двухуровневая банковская система, которая была представлена национальными банками, крупными государственными, либо приватизированными бывшими государственными банками и большим количеством мелких банков.

      История  развития финансовых систем стран с  развитой экономикой свидетельствует о том, что финансовое посредничество углубляется поэтапно: каждому этапу присущи особенности, связанные с доминированием тех или иных функций и институтов финансовой системы.

      Первый  этап связан с доминированием денежных функций финансовой системы, под которыми понимаем в основном развитие платежно-расчетных отношений, привлечение средств населения в виде банковских депозитов, краткосрочное кредитование. На первом этапе финансовая система представлена банковскими и другими кредитными организациями.

      На  втором этапе предполагается нивелирование денежной и активное развитие аккумуляционной функции финансовой системы. Под аккумуляционной функцией понимается укрупнение финансовых институтов, распределение и перераспределение ресурсов, в том числе – привлечение мелких собственников, создание системы гарантированных обязательств по страхованию и пенсионному обеспечению, а также создание условий для обеспечения рынка достоверной информацией. На этом этапе в качестве основных институтов выступают банки, другие кредитные организации, страховые компании и пенсионные фонды.

      Третий  этап связан с доминированием инвестиционной функции финансовой системы. Это предполагает задействование всех рыночных механизмов перераспределения ресурсов, в том числе активизацию фондовых рынков, инновационных инструментов и других институтов финансового посредничества. Финансовая система должна быть представлена всем набором институтов, включая инвестиционные компании, частные пенсионные, взаимные, венчурные и другие фонды, которые осуществляют инвестиционную деятельность.

      К завершению третьего этапа должна стать очевидной конкуренция на финансовом рынке, которая обеспечивает оптимизацию структуры финансовой системы и рыночное перераспределение функций отдельных институтов в зависимости от национальных условий. А относительные количественные показатели, которые характеризуют деятельность финансовых систем, должны быть сопоставимы с показателями финансовых систем развитых стран5.

      Финансовые  институты являются не только посредниками между домашними хозяйствами и экономическими агентами (способствуют размещению ресурсов, мобилизуют сбережения, диверсифицируют риски, усиливают корпоративный контроль), a также создают и предлагают на рынке финансовые продукты, которые востребованы со стороны участников рынка. Более того, сами финансовые институты выступают в роли производителей и потребителей различных финансовых продуктов. Их называют также институциональными участниками финансового рынка. Благодаря тому, что в подобных случаях речь идет о «производителях» и «потребителях» этих долгосрочных финансовых продуктов, в роли которых в обоих случаях выступают институты финансового посредничества, которые наряду с минимизацией межотраслевых рисков и прочими вышеупомянутыми функциями выполняют также важнейшую функцию отвлечения значительных средств с потребительского рынка в пользу долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики, благодаря созданию «нового» спроса и предложения, а это служит надежным источником неинфляционной монетизации экономики и создает новые возможности для повышения эффективности проводимой в стране денежно-кредитной политики. Этим, финансовые институты создают новую (добавочную) стоимость, и этим являются не только фактором, способствующим экономическому росту, но и сами генерируют расширенное экономическое воспроизводство.

      Каждый  институт финансового сектора занимает свое определенное и незаменимое место, и только при наличии всего комплекса этих институтов, финансовое посредничество может эффективно осуществлять свою задачу – обеспечивать эффективную абсорбцию денежных потоков и трансформацию финансовых ресурсов в инвестиционные и заемные инструменты финансирования реальной экономики.

      Банковский сектор Армении невзирая на большие усилия, направленные на его развитие, все еще остается по количественным показателям очень малым, даже по отношению к национальной экономике. Причиной тому, наряду с прочими институциональными проблемами – недоразвитость или полное отсутствие прочих сегментов финансового сектора экономики.

Информация о работе Развитие институтов финансового посредничества: макроэкономические предпосылки стимулирования