Проблема занятости в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Проблемы занятости и безработицы являются одой из главных задач, которые должны решаться руководством любого государства. Экономический кризис, который начался несколько лет назад, привел к увеличению количества безработных в нашей стране. Многие крупные предприятия отправляли людей в неоплачиваемые отпуска или значительно сокращали время работы, что также приводило к понижению или невыплате зарплаты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Занятость в мировой экономике
1.1 Понятие, сущность и виды безработицы ……………………………..4
1.2 Безработица, ее типы и формы………………………………………...5
1.3 Причины безработицы…………………………………………………7
Глава 2. Особенности борьбы с безработицей в условиях России
2.1 Специфические черты российского рынка труда…………………...11
2.2 Основы государственной политики занятости……………………...12
2.3 Государственные программы снижения безработицы……………...15
Заключение.………………………………………………………………..18
Библиографический список………………………………………………19
Приложения………………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

проблема занятости(курсовой проект).docx

— 64.33 Кб (Скачать)

перспективу  и программу  выхода  из кризисной ситуации.  Эти меры позволили

снять угрозу обвального роста  открытой безработицы, однако низкий уровень

указанных компенсационных  выплат не способствовал стабилизации трудовых

коллективов на перспективных  предприятиях.

В целях скорейшего возвращения  безработных к труду  путем  подбора рабочего

места, развития профессиональной квалификации, обучения навыкам активного

поиска работы, участия  в целевых программых служб занятости,

предусматривалось  увеличение доли затрат Государственного фонда  занятости

населения на активную политику с 17% в 1993 г. до 42% в 1994 г. Приоритетными

направлениями активной политики государства на российском рынке  труда были

заявлены:

-         оперативное содействие трудоустройству;

-         дополнительные меры для занятости  лиц с ограниченными возможностями

на рынке труда (квотирование рабочих мест, субсидии работодателям, обучающим

и создающим  рабочие места  для социально уязвимых групп  населения);

-         программы организации общественных  работ и сезонной занятости,

развития предпринимательства  и самозанятости;

-         профессиональное обучение и  консультирование.

Программой предусматривалось  усиление федеральной поддержки  регионов с

критическим положением на рынке труда  за счет увеличения федеральной части

Государственного фонда  занятости населения РФ с 10% в 1993 г. до 20% в 1994

г.

Оценивая итоги реализации данной программы, необходимо отметить,  что на

практике осуществить  переход к активной политике занятости  не удалось.

Продолжались сокращение общей численности занятых в экономике, рост

официального и фактического уровня безработицы в стране, увеличение ее

средней длительности, снижения показателей трудоустройства безработных

граждан, остался низким уровень подготовки кадров: в 1993 г. было направлено

на профессиональное обучение  5,4% безработных, в 1994 г. – 6,5%. В 1994 г. в

политике занятости преобладали  сдерживающие массовую безработицу  пассивные

меры, о чем свидетельствует  рост объемов скрытой, частичной  безработицы,

повышение доли регистрируемых безработных, получающих пособия по безработице.

Федеральная программа содействия занятости населения в РФ в 1994 г. имела

краткосрочный характер, однако практика показала, что нужна долгосрочная

стратегия борьбы с безработицей  и что проблему занятости невозможно решить

лишь государственными мерами на рынке труда. Магистральное направление

сокращения безработицы  до ее социально приемлемого, естественного  уровня в

стране пролегает  через  усиление структурно-инвестиционной политики, скорый

экономический рост, технологическую  реконструкцию и структурную  перестройку

экономики на принципах  эффективной социально ориентированной  рыночной

экономики.

Таким образом, возникла необходимость  разработки новой государственной

концепции по снижению безработицы. Государственная политика борьбы  с

безработицей на среднесрочную  перспективу  была представлена  в Программе

Правительства РФ «Реформы и развитие  российской экономики  в 1995-1997

годах». В частности, в подразделе этой программы,  посвященном

государственной политике на рынке труда, отмечалось, что «преодолеть

безработицу можно только путем  общего оздоровления экономики, способного

предоставить возможности  для стабильной занятости и достойных  гражданина

доходов». При этом особое значение  в стабилизации рынка  труда в Российской

Федерации предавалось расширению негосударственного сектора, где к  середине

90-х гг.  было занято  уже  40,2 млн. человек, или более  60% общей

численности работающих, а  также  росту частных  инвестиций за счет

аккумуляции сбережений населения.

Большое значение в снижении безработицы предавалось также  реализации

федеральных инвестиционных проектов, регулированию заработной платы и

доходов, рабочего времени  и трудовых отношений внутри предприятий.

Для снижения безработицы  среди подростков и выпускников  высших учебных

заведений правительством Российской Федерации предусматривались меры по

профессиональной ориентации молодежи, субсидированию организации  ученических

рабочих мест на предприятиях, сезонной занятости молодежи, в том  числе на

базе действующих учебных  заведений, развитие  молодежных бирж труда, центров

социально-психологической  адаптации выпускников, особенно для  инвалидов и

лиц, оставшихся без попечения  родителей.  Эти меры тем более  важны, что

проблема нерегистрируемой безработицы среди подростков до 16 лет чревата

серьезными последствиями. Она должна решаться восстановлением  на практике

обязательности полного  среднего образования и введением  социальных стипендий

для учащихся средних школ их малообеспеченных семей.

Существенное значение Правительство  придавало обучению  безработных  основам

предпринимательской деятельности, их финансовой поддержке при становлении

собственного дела, в том  числе  формированию социально-деловых  центров как

инкубаторов малого предпринимательства.

Правительство РФ предусматривало  также разработать  программы  экстренных

краткосрочных мер для  снятия  социальной напряженности  в регионах.

Финансирование  этих мероприятий  могло осуществляться  за счет оперативного

перераспределения средств  Государственного фонда занятости.

Однако разработанная  на 1995-1997 гг. Правительственная программа  политики на

рынке труда также не поспособствовала переходу к эффективной активной и

превентивной политике занятости. Об этом свидетельствовал   продолжавшийся

рост застойной безработицы  и отсутствие серьезных  успехов  в борьбе с ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-

экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности

безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные  способы

снижения безработицы.

Особое внимание уделялось  исследованию конкретных методов снижения

безработицы в стране, таких, как стимулирование малого бизнеса и

самозанятости, обеспечение профессионального обучения и переподготовки

работников, поддержка  социально  уязвимых групп населения на рынке  труда.

Проведенная работа дает возможность  сделать ряд выводов.

Разработка основных направлений, путей и методов сокращения безработицы

предполагает предварительный  анализ ее причин, динамики, структуры, а также

выявление  тех ее форм и видов, которые наносят наибольший  экономический и

социальный ущерб личности, обществу, препятствуют  стабилизации экономики

страны.

Подобный анализ позволяет  отметить, что основной возможностью снижения

безработицы на сегодняшний  день являются активизация  государственной

политики занятости наряду с общим оздоровлением  экономического климата в

стране.

Новая активная политика на рынке труда должна проводиться  комплексно, сразу

по нескольким направлениям, и ориентироваться на долгосрочный период.

Крайне важно корректировать  общую направленность государственной  политики

занятости Российской Федерации  в зависимости от особенностей и  перспектив

региональных рынков труда.

В этом процессе необходимо учитывать уже существующий в России, хотя и не

очень успешный, опыт профилактики и защиты от безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список.

1. Адамчук В.В. и др. Экономика и социология труда. –М.: Изд-во «ЮНИТИ»,

1999. –382 с.

2. Власова В. М. Стабилизация  занятости в условиях рынка  - М.: Изд-во

«Питер», 2004. - 186 с.

3. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. – М.: Изд-во «Норма», 2001. – 434 с.

4. Докучаев Д. К., Карпенко  И.М. Малый бизнес громко заявляет  о своих

интересах // Российский статистический ежегодник. М., 2002. С. 8-13.

5. Завельский М.Г. Экономика и социология труда: курс лекций. - М.:

Изд-во «Логос», 2001. – 412 с.

6. Колосова Р.П., Артамонова  М.В. Рынок труда, занятость  и социально-трудовые

отношения в переходной экономике  России. - М., 1995.  -286 с.

7. Капелюшников Р. И. Пластичная модель. // Отечественные записки. –2003. №3.

С. 53-56.

8.Львова Ю.А. Современные  тенденции на рынке труда // Справочник кадровика. -

2004. №10. С.21-27.

9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л.. Экономикс. – М.: Изд-во «ИНФРА–М» 2003. Т. 1

10. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. –М.:

Изд-во РАГС, 2004. –384 с.

11. Российская газета. 14.05.2003. №89(3203).

12. Российский статистический  ежегодник. М., 2002.

13.Рофе А.И. и др. Рынок  труда, занятость населения, экономика      ресурсов

труда. Учеб. пособие «МИК», 1997. – 216 с.

14. Четвернина  Т. Положение безработных и государственная политика на рынке

труда // Вопросы экономики, 2001, № 2. С.16-18.

15. Экономика. // Под ред.  Булатова  А.С.  -  М.: Изд-во «Юристь»,  2002.

–896 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

год

значение

2002

8.0

2003

8.6

2004

8.2

2005

7.6

2006

7.2

2007

6.1

2008

6.4

2009

8.4

2010

7.5

2011

6.8





Уровень безработицы, %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Уровень безработицы  в России, %

 

 

 

Приложение 3.

Динамика численности  экономически активного населения  за 2002 и 2003 года

    

 

Экономически активное население

В том числе

млн.

чел.

в % к соответст вующему периоду предыдущего года

занятые

безработные

безработные, зарегистрированные в службах занятости

млн.

чел.

в % к соответст вующему периоду предыдущего года

млн.

чел.

в % к соответст вующему периоду предыдущего года

млн. человек

в % к соответст вующему периоду предыдущего года

2002г.

январь

72,6

99,7

65,3

98,6

7,3

109,8

2,5

104,0

февраль

72,6

99,6

65,1

98,3

7,5

111,6

2,6

99,5

март

72,7

99,7

65,1

98,3

7,6

113,2

2,5

95,3

апрель

72,7

99,6

64,9

98,2

7,8

112,1

2,5

91,1

май

72,7

99,6

64,8

98,2

7,9

113,0

2,4

89,5

июнь

72,7

99,6

64,8

98,2

7,9

112,5

2,3

88,3

июль

72,7

99,5

64,8

98,2

7,9

111,8

2,2

86,7

2003г.

январь

72,7

100,1

64,5

98,8

8,2

112,5

2,0

78,3

февраль

72,6

100,0

64,3

98,8

8,3

110,8

2,0

77,7

март

72,6

99,9

64,3

98,8

8,3

109,2

2,0

76,9

апрель

72,7

100,0

64,3

99,1

8,4

108,0

1,9

76,8

май

72,7

100,0

64,4

99,4

8,3

105,3

1,9

77,4

июнь

72,7

100,0

64,4

99,4

8,3

105,3

1,8

77,9

июль

72,7

100,0

64,4

99,4

8,3

105,8

1,8

79,8

Информация о работе Проблема занятости в мировой экономике