Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:27, курсовая работа
Проблемы занятости и безработицы являются одой из главных задач, которые должны решаться руководством любого государства. Экономический кризис, который начался несколько лет назад, привел к увеличению количества безработных в нашей стране. Многие крупные предприятия отправляли людей в неоплачиваемые отпуска или значительно сокращали время работы, что также приводило к понижению или невыплате зарплаты.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Занятость в мировой экономике
1.1 Понятие, сущность и виды безработицы ……………………………..4
1.2 Безработица, ее типы и формы………………………………………...5
1.3 Причины безработицы…………………………………………………7
Глава 2. Особенности борьбы с безработицей в условиях России
2.1 Специфические черты российского рынка труда…………………...11
2.2 Основы государственной политики занятости……………………...12
2.3 Государственные программы снижения безработицы……………...15
Заключение.………………………………………………………………..18
Библиографический список………………………………………………19
Приложения………………………………………………………………..20
Первая и вторая образуют естественный уровень безработицы.
Формы:
Безработица в период нормального функционирования экономики зависит от величины фрикционной и структурной безработицы и определяется как естественная безработица, или уровень безработицы при полной занятости. Уровень естественной безработицы зависит от показателей трудоустройства и увольнения. Следовательно, экономическая политика, которая имеет своей целью снижение естественного уровня безработицы, должна содействовать либо уменьшению уровня увольнения, либо увеличению уровня трудоустройства.
1.3. Причины безработицы.
Выделяют три основные причины безработицы:
Различают три типа безработицы:
фрикционную, структурную и циклическую.
Фрикционная безработица (от слова «фрикция»
- трение) связана с поиском работы. Очевидно,
что поиск работы требует времени и усилий,
поэтому человек, ожидающий или ищущий
работу, некоторое время находится в безработном
состоянии. Особенностью фрикционной
безработицы является то, что работу ищут
уже готовые специалисты с определенным
уровнем профессиональной подготовки
и квалификации. Поэтому основной причиной
этого типа безработицы является несовершенство
информации (сведений о наличии свободных
рабочих мест). Человек, потерявший работу
сегодня, обычно не может найти другую
работу уже завтра.
К фрикционным безработным относятся:
Фрикционная безработица представляет собой явление не только неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), но и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).
Уровень фрикционной безработицы
равен выраженному в процентах
отношению количества фрикционных
безработных к общей
Структурная безработица обусловлена
структурными изменениями в экономике,
которые связаны а) с изменением структуры
спроса на продукцию разных отраслей и
б) с изменением отраслевой структуры
экономики, причиной которого является
научно-технический прогресс. Структура
спроса постоянно меняется. Спрос на продукцию
одних отраслей увеличивается, что ведет
к росту спроса на рабочую силу, в то время
как спрос на продукцию других отраслей
падает, что ведет к сокращению занятости,
увольнениям рабочих и росту безработицы.
Со временем меняется и отраслевая структура
производства: одни отрасли устаревают
и исчезают, такие как производство паровозов,
карет, керосиновых ламп и черно-белых
телевизоров, а появляются другие как,
например, производство персональных
компьютеров, видеомагнитофонов, пейджеров
и мобильных телефонов. Меняется набор
профессий, требующихся в экономике. Исчезли
профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика,
ямщика, коммивояжера, но появились профессии
программиста, имиджмейкера, диск-жокея,
дизайнера.
Причина структурной безработицы
– несоответствие структуры рабочей
силы структуре рабочих мест. Это
означает, что люди, имеющие профессии
и уровень квалификации, не соответствующие
современным требованиям и
Уровень структурной безработицы
рассчитывается как отношение количества
структурных безработных к
Поскольку и фрикционная, и структурная
безработица связаны с поисками работы,
то эти типы безработицы относятся к категории
«search unemployment».
Структурная безработица более продолжительна
и дорогостояща, чем фрикционная безработица,
поскольку найти работу в новых отраслях
без специальной переподготовки и переквалификации
практически невозможно. Однако, как и
фрикционная, структурная безработица
представляет собой явление неизбежное
и естественное (т.е. связанное с естественными
процессами в развитии и движении рабочей
силы) даже в высокоразвитых экономиках,
поскольку постоянно меняется структура
спроса на продукцию разных отраслей и
постоянно меняется отраслевая структура
экономики в связи с научно-техническим
прогрессом, а поэтому в экономике постоянно
происходят и будут всегда происходить
структурные сдвиги, провоцируя структурную
безработицу. Поэтому, если в экономике
существует только фрикционная и структурная
безработица, то это соответствует состоянию
полной занятости рабочей силы, а фактический
объем выпуска в этом случае равен потенциальному.
Глава 2. Особенности борьбы с безработицей в условиях России.
2.1 Специфические черты российского рынка труда.
Наиболее существенная отличительная особенность российского рынка труда - это
наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще
препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных для
большинства работников условиях. Это и необходимость регистрации, формально
заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном
дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и
социальной поддержки в сфере занятости.
Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90 - е
гг. стали трудоизбыточными.
Так, в целом ряде областей и республик России в 2001-2002 г. предложение рабочей
силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее: в ивановской области
- в 158 раз, в Республике Тува - в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской
областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан - в 42 - 47 раз.
В то же время в районах Крайнего Севера все еще ощущается нехватка рабочей
силы, особенно квалифицированной. Существует также неудовлетворительный спрос
на отдельные категории специалистов (юристов, банковских работников,
программистов, экономистов и мн. др.) при растущей безработице в большинстве
профессиональных категорий рабочей силы.
Численность экономически активного населения к концу июля 2003 г. составила,
по оценке, 72,7 млн. человек, или около 49% от общей численности населения
страны, в их числе 64,4 млн. человек, или 88,5% экономически активного
населения заняты в экономике и 8,3 млн. человек (11,5%) не имели занятия, но
активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации
Труда они классифицируются как безработные). Официально зарегистрированы в
органах службы занятости в качестве безработных 1,8 млн. человек, или 2,4%
экономически активного населения. Необходимо отметить, что в ближайшие три
года численность населения трудоспособного возраста будет расти за счет
выхода на рынок труда поколения родившихся в 80-е годы.
Динамика численности экономически активного населения приведена в Приложении 3.
При этом значительный объем экономически активного населения (1,5 млн.
человек) составляют нелегальные иммигранты, усугубляющие криминализацию
экономической деятельности.
Это происходит постольку, поскольку одним из следствий социально -
экономических и политических преобразований на территории бывшего СССР
является превращение России в центр притяжения мигрантов из стран СНГ и
Балтии. Тенденция в этой области в последние годы показывают, что
привлечение трудящихся-мигрантов из этих государств становится неотъемлемым
элементом рынка труда в России и ее регионах.
Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных
факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда
потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются
полностью за счет местных трудовых ресурсов.
В настоящее время существует спрос главным образом на кадры рабочих
специальностей. В конце декабря 2003 г. около 80% заявленной предприятиями и
организациями в службы занятости потребности в работниках составляли
рабочие. При этом они требовались предприятиям как производственной, так и
непроизводственной сферы. Проблема свободных рабочих мест реальна и весьма
болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Последние не могут
заполнить имеющиеся "ниши" занятости только за счет россиян и вынуждены
привлекать дополнительных работников из-за рубежа.
Еще один существенный фактор - наряду с ростом рынка образовательных услуг в
90-е гг., большинство предприятий практически свернули внутрифирменную
подготовку и повышение квалификации рабочих. Общий уровень квалификации и
профподготовки кадров был значительно снижен как из-за старения
производственных технологий, так и из-за длительных и порой необратимых
остановок производства, а между тем, с 1999 г. спрос на квалифицированную
рабочую силу резко возрос.
Сегодня в России достаточно острой является проблема сельской безработицы,
отмечается ее рост.
Также можно констатировать
наличие существенного
экономики, в который вовлечено до 12 млн. человек, то есть примерно 20% всех
занятых.
2.2 Основы государственной
политики занятости.
Последствия безработицы негативны для развития экономики любой страны и
непосредственно для самого человека. Поэтому разрабатывается ряд
законодательных и экономических мер по снижению безработицы.
Основная цель систем сокращения безработицы и управления занятостью состоит
в стимулировании спроса на рабочую силу и в приближении структуры
предложения труда к структуре спроса на труд. Практически это означает
разработку и реализацию комплекса мер по обеспечению соответствия структуры
рабочей силы изменяющейся структуре рабочих мест.
Управление занятостью является важнейшей частью экономической и социальной
политики страны. Эта политика осуществляется Министерством экономики,
Министерством труда и социального развития, Федеральной службой занятости,
Федеральной миграционной службой, другими министерствами и ведомствами.
Непосредственное управление занятостью осуществляют органы Федеральной службы