Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:27, курсовая работа
Проблемы занятости и безработицы являются одой из главных задач, которые должны решаться руководством любого государства. Экономический кризис, который начался несколько лет назад, привел к увеличению количества безработных в нашей стране. Многие крупные предприятия отправляли людей в неоплачиваемые отпуска или значительно сокращали время работы, что также приводило к понижению или невыплате зарплаты.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Занятость в мировой экономике
1.1 Понятие, сущность и виды безработицы ……………………………..4
1.2 Безработица, ее типы и формы………………………………………...5
1.3 Причины безработицы…………………………………………………7
Глава 2. Особенности борьбы с безработицей в условиях России
2.1 Специфические черты российского рынка труда…………………...11
2.2 Основы государственной политики занятости……………………...12
2.3 Государственные программы снижения безработицы……………...15
Заключение.………………………………………………………………..18
Библиографический список………………………………………………19
Приложения………………………………………………………………..20
занятости. Опыт развитых стран показывает, что в центральном аппарате службы
занятости должно работать около 5% от общей численности службы. Основной
объем работы по управлению занятостью выполняют региональные и местные
(городские и районные) службы занятости.
В отношении безработицы государство располагает тремя видами
политики: социальной, макроэкономической и в сфере занятости.
Функция социальной политики состоит в оказании помощи
безработным с целью поддержания их жизненного уровня.
Макроэкономическая политика предполагает использование
денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер для сокращения
безработицы.
Политика в сфере занятости направлена на создание новых
рабочих мест, системы переподготовки кадров, центров по трудоустройству
и т.д.
Принято выделять два типа политики занятости: пассивную и активную. При
пассивной функция государства сводится к регистрации безработных и оказании
им всесторонней социальной поддержки. Активная политика предполагает
сохранение и увеличение занятости через стимулирование создания новых рабочих
мест, поддержку самозанятости, стимулирование предложения рабочей силы. []
Деление политики занятости на пассивную и активную достаточно условно.
Практически во всех странах пытаются проводить активную политику, стимулируя
работников к участию в создании общественного продукта и помогая им в
трудоустройстве. Кроме того, активной политике занятости должны
предшествовать хорошо отлаженные методы учета, регистрации и эффективной
поддержки безработных. Как показывает опыт развитых стран, только обеспечив
социальную защиту безработных, правительство может идти дальше, - сначала к
стабилизации (сохранению) занятости, а затем и к стимулированию ее роста. При
этом стимулирование роста занятости происходит по трем направлениям: работа
с предпринимателями (например, налоговые льготы при создании рабочих мест),
активизация поиска работы со стороны безработных (стимулирование предложения
рабочей силы) и вывод части наемных работников с рынка труда (поддержка
самозанятости).
По В.М. Генкину, активная политика
занятости проявляется по следующим основным направлениям:
- помощь в трудоустройстве;
- содействие в профессиональной подготовке и переподготовке;
- содействие самозанятости и предпринимательству;
-
организация общественных
-
помощь людям, испытывающим
трудоустройстве: инвалидам, молодежи, пожилым и др.
Помощь в трудоустройстве обеспечивается прежде всего через содействие
контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена
система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто в
них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для
безработных, так и для работодателей. Информация о ранке труда сообщается
населению через различные публикации (газеты, бюллетени, обзоры и т.д.),
благодаря организации бирж труда, ярмарок вакансий и т. д. Помощь в
трудоустройстве в России обеспечивается на основе Закона о занятости
населения РФ. Согласно ст.12 (п.1) «государство гарантирует гражданам.
бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве».
Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является одним
из важнейших аспектов активной политики занятости в развитых странах. Это
обусловлено прежде всего высокими темпами технологических и организационных
изменений в экономике, которые требуют постоянного повышения квалификации
персонала. Опыт всех стран демонстрирует, что вероятность оказаться без работы
уменьшается с ростом квалификации.
Повышение квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на
базе региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае
ориентируются на профессии широкого профиля, во втором – на специфику
предприятия. Для безработных обучение бесплатное; для предприятия затраты
на переподготовку компенсируются государством, как правило, через систему
налоговых льгот.
Программы общественных работ появились в США в 30-е годы. Сейчас они
действуют во многих странах на региональных уровнях. Задачи организации
общественных работ связаны не только с экономическими и социальными проблемами
безработицы, но и с охраной окружающей среды, развитием инфраструктуры
регионов и т. п. Недостатком общественных работ является то, что они, как
правило, не способствуют росту квалификации безработных, что затрудняет им
поиски постоянной работы.
Содействие самозанятости и предпринимательству направлено на создание
условий для того, чтобы люди могли сами создавать рабочие места для себя и
других. Это направление в наибольшей мере соответствует сути активной
политики занятости.
Во многих развитых странах действуют программы обучения предпринимательству и
помощи тем, кто хочет открыть собственное дело. В частности, лица, не имеющие
работы, могут получить всю сумму причитающегося им пособия по безработице за
максимальный срок в качестве стартового капитала, необходимого для начала
предпринимательской деятельности. Существуют также различные формы
предоставления кредитов и налоговых льгот тем, кто сам обеспечивает себя
работой. В России, по данным Госкомстата, в среднем на малых предприятиях
работают 9 человек, то есть тот, кто создал такое предприятие, обеспечивает
занятость еще 8 работникам.
Малое предпринимательство имеет значительные перспективы в научно-
техническом и художественном творчестве, кустарных промыслах, обслуживании
населения, консультировании и других сферах.
Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов, молодежи,
пожилых людей, каждая из этих групп имеет свои проблемы с трудоустройством.
Для инвалидов занятость связана не только с экономическими, но также и с
социальными, психологическими и духовными проблемами. По законодательству
всех развитых стран лицам с ограниченными физическими возможностями
предоставляется система льгот для их участия в экономической деятельности.
Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде всего тем, что во всех
странах доля безработных среди молодежи выше, чем среди взрослых. Этот факт
может иметь негативные последствия для устойчивости социальных систем
вследствие психических и физиологических особенностей молодых людей.
Законодательство развитых стран учитывает эти особенности, предоставляя
молодым людям льготы при
получении профессионального
на работу и адаптации к условиям предприятий. Соответствующие издержки фирм
компенсируются государством.
Особую проблему представляет
трудоустройство людей
(50 лет и старше). Если они по тем или иным причинам потеряли работу, то
сложности с новым трудоустройством бывают связаны как с объективными
причинами (освоение новых профессий), так и с нежеланием некоторых
предпринимателей принимать в штат пожилых людей. Без помощи государства
подобные задачи, как правило, не решаются.
Рассматриваемые направления активной политики на рынке труда осуществляются
через федеральные, региональные и местные подразделения службы занятости. В
России действуют около 2.5 тыс. центров занятости, в которых работает свыше
40 тыс. штатных сотрудников. В 1991-1997 гг. при содействии службы занятости
трудоустроено около 7 млн. человек.
2.3. Государственные
программы снижения
Государственная политика на российском рынке труда долгое время
характеризовалась в основном преобладанием пассивных мер, таких, как
сдерживание массовой открытой безработицы, регистрация безработных, выплата
пособий по безработице, дополняясь разработкой программ трудоустройства
безработных. Активная и превентивная политика в области стимулирования
занятости и самозанятости населения, профилактика безработицы с самого начала
носили подчиненный характер.
По данным Госкомстата, в 1996-2001 гг. из числа обратившихся в органы
Федеральной службы занятости доля трудоустроенных повысилась с 43,4% в 1996 г.
до 67,7% в 2001 г. Численность признанных безработными снизилась с 91,1% в 1996
г. до 85,6% в 2001 г., в том числе получателей пособий по безработице – с 90,4%
до 89,7%. Нужны били коренной
пересмотр деятельности служб занятости, изменение их финансирования,
разработка комплексных программ развития занятости и борьбы с безработицей на
основе перехода к активной политике российского государства на рынке труда.
Одной из первых программ борьбы с безработицей в России была Федеральная
программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 г.,
утвержденная Правительством РФ 15 июня 1994 г. Эта программа была
направлена на активизацию политики занятости в стране путем преодоления
неблагоприятных макроэкономических тенденций, сдерживания массового
высвобождения работающих, прежде всего на градообразующих предприятиях;
создания условий для развития и расширения занятости в негосударственных
секторах экономики; обеспечения эффективной защиты граждан, вынужденно
потерявших работу или подвергающихся риску увольнения; дополнительного
содействия занятости групп населения, испытывающих особые трудности с
трудоустройством; смягчения последствий долговременной безработицы.
Достоинство программы состояло в том, что поставленные в ней перед
государством задачи были определены весьма широко, а недостатком является
краткосрочный период его действия (1 год), тем более, что утверждена она была
только в середине 1994 г. Это не могло способствовать эффективному достижению
программных целей.
Важнейшей задачей государства
по экономической поддержке
программе, являлось сдерживание сокращения перспективных рабочих мест,
содействие росту
реализация 35-40 федеральных инвестиционных проектов, что представляло собой
замену системы дотаций и субсидий в сфере поддержки занятости. Для
стабилизации положения на региональных рынках труда предусматривалось создать
специальные фонды поддержки и выравнивания регионального развития –
инвестиционные фонды, создаваемые на бюджетной и внебюджетной основе.
В программе были предусмотрены меры по предотвращению массового
единовременного высвобождения трудящихся из кризисных производств путем
государственного
компенсационных выплат для лиц, занятых не полностью и находящихся в
административных отпусках на тех предприятиях, которые имели экономическую