Планирование природоохранительных мероприятий в газовой промышленности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

В данной работе рассмотрена методика планирования затрат на природоохранительные мероприятия, которым в последние годы стало уделяться большое внимание ввиду ужесточения экологического законодательства. Особое внимание данному вопросу уделяет ОАО Газпром, потому как работа по добыче, транспортировке и переработке природного газа сопряжена с рядом технологических и экономических проблем, которые отрицательно сказываются на состоянии окружающей среды в регионах производственной деятельности. В действительности же план по охране и рациональному использованию природных ресурсов приобретает не только экономическое, но и социальное значение.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 786.00 Кб (Скачать)

Расчет предотвращенного ущерба производился следующим образом:

Объем сокращенного (предотвращенного) выброса загрязняющего вещества в результате осуществления природоохранной деятельности, проведения атмосфероохранных мероприятий определялся по формуле:

                      

   Мапр- объем приведенной массы сокращенного (предотвращенного) выброса загрязняющих веществ в регионе, у.т; рассчитывался по формуле (9.2):

     
     

причем K3i — коэффициент относительной эколого-экономической опасности загрязняющих веществ, определяется по Временной методике предотвращения экологического ущерба.

     Оценка величины предотвращенного ущерба рассчитывалась с использованием формулы:

       

где Уадr — величина экономической оценки удельного ущерба от выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - показатель удельного ущерба) для i--го экономического района РФ, руб./усл.т.;

  M1-M2 - приведенная масса выбросов загрязняющих веществ соответственно в отчетном и плановом периоде  в рассматриваемом регионе, усл.т.;

  Кэ — коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния; атмосферного воздуха территорий экономических районов России, определяется в соответствии с приложением 3 Временной методики определения экологического ущерба, с учетом дефлятора цен;

  индекс-дефлятор по отраслям промышленности, устанавливаемый Минэкономразвития РФ в рассматриваемый период.

    Таким образом, величина предотвращенного ущерба в результате деятельности природоохранных органов составила: 

Расчет приведен в ценах 1998 года для приведения к ценам текущего года необходимо использовать индекс-дефлятор (Jд) по отраслям промышленности, устанавливаемый Минэкономразвития России на рассматриваемый период. Данная величина отражается не только в плане по природоохранительным мероприятиям, но и в  денежных потоках в специальной строке «Экономия за счет снижения выбросов» и представляется в главе об экологической политике  отчета, предоставляемого ООО головной организации для утверждения лимита по затратам на  следующий год или на  более длительный период. 

6.3. Планирование доходов и затрат на научно- исследовательские работы (НИР)

Важно отметить,  что внедрению любого оборудования предшествует  научно – исследовательская и опытно-конструкторская стадии. В нашем примере по оснащению камер сгорания дополнительными патрубками также была произведена предварительная оценка затрат на НИР и ОКР. Затраты на НИОКР  обычно относят на себестоимость оборудования, с которым они связаны. В данном случае – на ГПА. Однако если доход от ОКР теоретически возможно посчитать прямо -в данном случае ее можно принять равно величине экономии топлива в результате полного сгорания, то доход от НИР определить сложнее.

    Ниже представлен расчет:

     Предположим, что тема НИР перешла в ОКР, Сметная стоимость НИР — 750,0 тыс. руб. 
Сметная стоимость ОКР — 4500,0 тыс. руб. ;

     Удельный вес сметной стоимости НИР в общей сумме плановых предпроизводственных затрат (750,0 тыс. руб.+4500,0 тыс. руб. = 5250,0 тыс. руб.) составляет — 14,2%.     

     Ожидаемый экономический эффект по теме ОКР (по предварительному расчету) — 
24 000,0 тыс. руб. 

    Следовательно, ожидаемый экономический эффект по законченной НИР составляет 

3400,0 тыс. руб. (24 000,0 тыс. руб.х 0,142=3400,0 тыс. руб.). Эта величина будет отражена как в плане по природоохранительным мероприятиям, так и в расчетах экономической эффективности по проекту ГПА в строке «Притоки».

    6.4. Расчет интегрального эффекта (ЧДД)

    Ранее уже было неоднократно отмечено, что  план по природоохранительным мероприятиям будет реализован лишь в той мере,  в какой он отвечает финансовым интересам компании, которые могут быть выражены в понятии эффективность через ряд параметров- внутренняя норма рентабельности, чистый дисконтированный доход, срок окупаемости, индекс доходности. Для того, чтобы проиллюстрировать какие выгоды могут нести для компании  мероприятия по  модернизации оборудования, на нашем примере также будет рассмотрена структура денежного потока, в который уже вошли доходы  и расходы на НИОКР и  экономия от снижения выбросов из предыдущих примеров(она распределяется  по годам с учетом повышающих коэффициентов). 

    Исходные данные 

        Наименование параметра
Ед. измерения Значение
Количество ГПА на КС шт. 17
Мощность выброса на номинальном режиме:
- оксидов азота до модернизации г/с 22,6
- оксидов углерода до модернизации г/с 2,58
- оксидов азота после модернизации г/с 10,9
- оксидов углерода после модернизации г/с 3,23
Капвложения:
- стоимость оборудования руб. 1657500
- стоимость установки оборудования руб. 340000
Доля времени работы ГПА в течение года % 80
Объем выбросов оксидов азота до модернизации, из которых: т/год 9692,90
                  N02
т/год 1017,76
                  NO
т/год 8675,15
Объем выбросов оксидов углерода до модернизации т/год 1106,54
Объем выбросов оксидов азота после модернизации, из которых: т/год 4674,90
                  N02
т/год 490,86
                  NO
т/год 4184,03
     
Объем выбросов оксидов углерода после модернизации т/год 1385,31 ,
Норматив платы за выброс 1 т диоксида азота руб./год 72,8
Норматив платы за выброс 1 т оксида азота руб./год 49
Норматив платы за выброс 1 т оксида углерода руб./год 0,84
Уменьшение годовой платы за выбросы оксидов азота руб./год 258423,2
Уменьшение годовой платы за выбросы оксидов углерода руб./год -234,17
Коэффициент ежегодной индексации платы за загрязнение окружающей природной среды   1,10
Коэффициент экологической ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха территорий экономических районов России    
1,4
Норма дисконта % 10
 

     В результате модернизации среднее значение массового выброса оксидов азота при полной загрузке ГПА снизилось с 22,6 г/с до 10,9 г/с, а оксидов углерода возросла с 2,58;до 3,23 г/с. В таблице 3 приведен расчет показателей экономической эффективности проекта, из которого можно сделать следующие выводы:

  1. За расчетный период 10 лет интегральный экономический эффект Зи (ЧДЦ) составит 532,9 тыс. руб.
  2. Внутренняя норма доходности составит 16,3%. ;
  3. Срок окупаемости проекта составит 8 лет.
  4. По всем показателям экономической эффективности проект модернизации ГПА типа ГТК-10 является эффективным;
  5. Срок окупаемости рассматриваемого проекта превышает рекомендованное значение для внедрения новой техники. В соответствии с  нормами ОАО «Газпром» рекомендуется принимать срок окупаемости по подобным проектам не более 6 лет.
 
 
 

     

     Заключение 

     Таким образом, можно сделать заключение о том, что план по природоохранительным мероприятиям на сегодняшний день является самостоятельной и полноценной частью корпоративной политики компаний, которые дорожат своим имиджем  и работают в сфере, сопряженной с повышенной опасностью для экосистемы региона.  Ущерб, наносимый окружающей среде в целом и некоторым объектам в отдельности иногда сложно оценить однозначно в денежном выражении, а иногда и в натуральном. Поэтому в большинстве случаев  компаниям приходится производить оценку по методике «с проектом» и «без проекта». Особенно сложно бывает четки определить выгоды и затраты от проведения тех или иных мероприятий, установки специального оборудования, очистных сооружений. К затратам при планировании традиционно относят потенциальные платежи, которые будет необходимо осуществить в случае нарушения экологического законодательства и выхода за установленные нормы по загрязнению атмосферы, водных ресуров и почв. Сюда же относят амортизацию природоохранительного оборудования, основную и дополнительную заработную плату, затраты  на содержание энергохозяйства, плата за услуги сторонним организациям, расходы на исследования, экспериментальное и перспективное проектирование, конструирование специализированного оборудования, изготовление опытных образцов и их испытания, затраты на капитальные вложения природоохранного назначения, эксплуатационные затраты на ПОМ, увеличение налоговых отчислений, обусловленное реализацией ПОМ и другие.  К доходам можно отнести прямые или косвенные денежные поступления, в том числе уменьшение платежей за загрязнение окружающей среды и природопользование, уменьшение или полное освобождение от штрафных санкций за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования  и снижение платежа по договору экологического страхования, поступления от материальных ресурсов, сберегаемых благодаря осуществлению природоохранных мероприятий, поступления от дополнительно реализуемой продукции, получаемой благодаря более полной утилизации сырьевых, топливно-энергетических и других материальных ресурсов в результате осуществления природоохранного мероприятия и т.д.  Поскольку природоохранительные мероприятия не существуют сами по себе, а обычно связаны с тем или иным производственным объектом или участком, то  при планировании используются плановые показатели, связанные непосредственно с этим объектом или участком. Так, например, для проведения расчетов необходимо знать прирост мощности ГПА, силовых установок,  изменение расхода топлива, изменение объема   закачки реагентов на очистных сооружениях в соответствии  с технологическими требованиями, изменение  числа единиц  прискваженного оборудования, изменение численности персонала, сокращение площадей для рекультивации и  т.д.  Иными словами план по природоохранительным  мероприятиям самым тесным образом связан с производственной программой  и планом по труду компрессорного цеха,  Управления магистрального газопровода, общества в целом, а также с лимитом по затратам, устанавливаемым ОАО «Газпром». Поэтому все таки эффективность того или иного природоохранительного мероприятия может быть определена путем  расчета эффективности всего проекта (например по модернизации ГПА –как в нашем примере) с учетом упущенных выгод- т.е интегрального экономического эффекта. Это означает, что имеет смысл сравнивать финансовые показатели «с учетом природоохранмтельных мероприятий» и «без учета». Хотя, безусловно, и годовой план по реализации экологической компоненты Общества также имеет место быть. Хочется надеяться, что большинство дочерних обществ ОАО «Газпром»  будет уделять должное внимание природоохранительным мероприятиям, как это делает ООО «Газпром трансгаз Москва». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы 

  1. Временная методика определения предотвращенного экологического ущерба (утверждена Госкомэкологией  России 09.03.1999 ред. 18.10.2006)
  2. Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды (утверждены Минприроды России 26.01.1993 ред. от 15.02.2000, с изм. от 12.07.2011)
  3. Методика определения размеров ущерба от деградации почв и земель (утверждена Минприроды России 11.07.1994 и Роскомземом 08.07.1994 с изм. От 21.03.2000)
  4. Методические указания по оценке и возмещению вреда, нанесенного окружающей природной среде в результате экологических правонарушений (утверждены Госкомэкологии России 06.09.1999 с изм. от 15.08. 2003)
  5. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 № 632 с изм. От 10.11.2002)
  6. Порядок определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами (утвержден Роскомземом 10.11.1993 и Минприроды России 18.11.1993 с изм. от 29.30.2002)
  7. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации (утверждено Минприроды России от 03.12.1992 № 04-04/72-6132 и Российской государственной страховой компанией от 03.12.1992 № 22)
  8. Методика планирования затрат на природоохранительные мероприятия ОАО «Газпром», - М..: Алонта-графикс,  2009
  9. Зайнутдинов  Р.А.,  Крайнова  Э.А.,  Юшкова  И.В.  Экономические  рычаги взаимоотношения предприятий нефтегазового комплекса с  окружающей  средой,   -  М.:  Альта-Пресс, 2001.
  10. Павловская, А. В. Планирование на предприятиях нефтяной и газовой промышленности ,– Ухта: УГТУ, 2010

Информация о работе Планирование природоохранительных мероприятий в газовой промышленности