Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:06, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в изучении планирования производственной и хозяйственной деятельности предприятия, выявить резервы планирования производственной деятельности предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть цель, задачи и стадии планирования;
- изучить принципы и методы планирования;
- раскрыть содержание плана производства предприятия, основные его показатели;
- проанализировать современное состояние планирования производственной и хозяйственной деятельности на примере компании «Орбита»;
- выявить особенности планирование безубыточной деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………….…….3
Глава 1 Методологические основы системы планирования на предприятии………………………………………………………………….…..5
1.1 Цель, задачи и стадии планирования……………………………….………..5
1.2 Принципы и методы планирования………………………………………….9
1.3 Содержание плана производства предприятия, основные его показатели………………………………………………………………………..15
Глава 2 Анализ планирования производственной и хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………23
2.1 Современное состояние планирования производственной и хозяйственной деятельности на примере компании «Орбита»………………………………..23
2.2 Планирование безубыточной деятельности предприятия………………...26
Заключение……………………………………………………………………...33
Библиографический список…………………………………………………..34
Принцип адаптивности, то есть гибкость планирования, предусматривает возможность оперативного корректирования показателей плана в связи с изменением конъюнктуры потребительского рынка, требований к качеству выпускаемой продукции, повышением технического уровня производства.
Принцип обоснованности означает, что планирование осуществляется на основе:
а) информации о требованиях потребителей к техническому уровню и качеству выпускаемой продукции; об уровне цен на эту продукцию и возможных объемов поставок;
б) нормативной базы планирования,
необходимой для расчета потреб
Принцип оптимальности планирования обеспечивает наиболее целесообразное использование всех производственных ресурсов предприятия (трудовых, материальных, финансовых) путем обоснования наилучшего варианта плана деятельности предприятия с точки зрения принятого критерия (например, максимум прибыли, минимум издержек производства). К таким задачам относятся, например, оптимизация номенклатуры выпускаемой продукции, сроков ее поставки; оптимизация загрузки оборудования и производственных площадей; оптимизация использования трудовых и материальных ресурсов. Для решения задачи оптимизации плана необходимо изучить объект планирования, выявить имеющиеся ресурсы и факторы, влияющие на развитие этого объекта и установить критерий оптимизации. Затем формируется экономико-математическая модель объекта планирования, включающая целевую функцию по принятому критерию оптимальности и систему ограничений.
Решение задачи осуществляется экономико-математическими методами, в том числе методом линейного программирования.
На уровне государственного планирования перечисленные выше принципы дополняются принципом индикативности, то есть рекомендательности государственных программ. Индикативное планирование представляет систему государственных мер регулирования экономического развития посредством улучшения и систематизации информации для предпринимателей о системе показателей (индикаторов) экономической деятельности государства, деловой конъюнктуре, предполагаемых инвестициях государства, расходах госбюджета. При этом предприятиям предоставляется максимум свободы при принятии решения об участии в реализации рекомендаций государства в области экономики и целей правительственных программ.
При планировании используются различные методы, представляющие совокупность способов и приемов разработки планов производственно-хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся: балансовый, нормативный, программно-целевой, пофакторный, экономико-математический.
Балансовый метод планирования - это метод выявления и обеспечения
пропорций в развитии предприятия, то есть определенных количественных отношений между факторами производства и развитием всех взаимосвязанных структурных элементов путем построения системы балансов.
Система балансов включает:
а) балансы по увязке объема производимой предприятием продукции и оказываемых услуг с общественной потребностью в них для отдельных
заказчиков и в целом народного хозяйства;
б) балансы по увязке объемов производства продукции с производственной мощностью предприятия, имеющимися трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами;
в) балансы по координации объемов производства и пропорциональности в развитии различных стадий производственного процесса (заготовительной, обрабатывающей, сборочной) и его видов (основного, вспомогательного, обслуживающего).6
Балансовый метод позволяет
Основой составления перспективных и текущих планов хозяйственной деятельности на предприятии являются балансы основных фондов, рабочей силы, материальный, финансовый, энергетический, частными видами последнего являются балансы топлива, тепла, электроэнергии.
Баланс
основных фондов (производственных
мощностей) промышленного
Баланс
рабочей силы определяет
Материальный баланс позволяет сопоставить величину потребности по видам материальных ресурсов на установленную производственную программу с объемом поставок для покрытия этой потребности. Энергетический баланс предприятия характеризует соответствие количества запланированной предприятием энергии по источникам получения количеству необходимой энергии по различным видам и направлениям ее использования.
Финансовый
баланс представляет собой
Балансовый метод обеспечивает: во-первых, единство планирования на всех уровнях управления предприятием; во-вторых - координацию, согласование и увязку различных разделов и показателей плана; в-третьих - выявление и устранение «узких мест» и диспропорций, вскрытие резервов в развитии отдельных производств и их дальнейшее использование в решении плановых задач; в четвертых - установление необходимых пропорций и темпов развития различных подразделений и служб предприятия.
Нормативный метод планирования основан на определении и использовании системы прогрессивных норм и нормативов, учитывающих мероприятия по повышению технического и организационного уровня производства, по использованию сырья и материалов, повышению производительности труда. Используемые при планировании нормы и нормативы подразделяются, в зависимости от их роли в планировании, на три группы:
а) нормы и нормативы, отражающие целевые задачи плана (нормы потребления товаров и услуг, нормы и нормативы использования трудовых ресурсов, расхода материалов, ремонта оборудования и другие);
б) экономические нормы и нормативы (нормативы отчислений от прибыли, платежей в бюджет, формирования фонда оплаты труда и отчислений на социальное страхование, нормативы оборотных средств);
в) технико-экономические
нормы и нормативы, используемые
при технико-экономическом
анализе повышения
организационного уровня производства, выпускаемой продукции, ввода новых производственных мощностей.
Программно-целевой метод планирования - это метод формирования системы плановых решений и показателей для достижения определенных конкретных целей при решении крупных проблем в области научно-технического и социально-экономического развития предприятия, отрасли, народного хозяйства.
Факторный метод планирования - это метод количественной оценки роли отдельных факторов в динамике изменений величины обобщающих показателей, направленный на повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Существуют различные методы факторного анализа: индексный, метод цепных подстановок, интегральный.. Например, при разработке плана производства продукции может быть использована система индексов, характеризующая относительное изменение объема выпуска продукции, в зависимости от относительного изменения двух факторов - численности работающих и производительности их труда. Интегральный метод оценки факторных влияний на обобщающий показатель позволяет более точно учитывать влияние отдельных факторов, но является более трудоемким.
Экономико-математические методы планирования основаны на использовании экономико-математических моделей и вычислительной техники, что обеспечивает перебор большого числа вариантов плана и выбор наиболее целесообразного (оптимального).
В процессе планирования указанные методы используются в их взаимосвязи и взаимодополнении. Например, разработка материальных балансов основана на использовании системы норм и нормативов расхода материалов с балансовым методом, обеспечивающим определение необходимых ресурсов для реализации цели планирования.
Таким образом, принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности в экономической организации.
1.3 Содержание плана производства предприятия, основные его показатели
План производства определяет генеральное направление перспективного роста всех подразделений фирм и организаций, основной профиль плановой, организационной и управленческой деятельности предприятия, а также главные цели и задачи текущего планирования, организации и управления производством. Планирование производства продукции, товаров и услуг должно удовлетворять на всех действующих предприятиях конкретные потребности покупателей, заказчиков или потребителей и быть тесно связанным с разработкой общей стратегии развития фирмы, проведением маркетинговых исследований, проектированием конкурентоспособной продукции, организацией ее производства и реализации, а также с выполнением других функций и видов
внутрихозяйственной деятельности.
В современных условиях рынок требует производства адресной продукции потребителям, разнообразия выполняемых работ и услуг, обновления товаров по инициативе покупателей, проведения частых закупок ресурсов, планирования наступательных действий против конкурентов, осуществления гибких бюджетов и непредвиденных расходов. Гибкая производственная политика предприятий или фирм может при планировании входить в конфликт с целями отдельных подразделений и функциональных служб, стремящихся к массовому производству товаров (производственные службы), ограниченному числу видов продукции (конструкторские отделы), постоянным бизнес-планом (плановые службы), четко определенным бюджетам (финансовые службы), стандартизированным сделкам (маркетинговые службы), пассивным действиям против конкурентов (юридические службы).7 В этих условиях высшие руководители – менеджеры
должны добиваться тесного взаимодействия функциональных подразделений своей организации в выборе конкретной стратегии для каждого из них.
В процессе планирования производства и продажи продукции должен достигаться компромисс между возможностями выпуска и сбыта товаров, способностью новой продукции замещать старую, расходами на хранение и транспортировку ресурсов, инвестициями и доходами, издержками и прибылью, потенциалом развития и капиталовложениями, освоением новых услуг и риском. Поэтому в процессе разработки планов производства необходимо выработать общие цели и стимулировать контакты между отдельными подразделениями, привлекать к планированию специалистов, соединяющих воедино технические, маркетинговые и экономические цели, создавать межфункциональные рабочие группы плановиков, разрабатывать комплексные программы развития производства с учетом конкретных задач каждого подразделения.
Планирование производства и реализации продукции на отечественных предприятиях представляет собой процесс разработки и выполнения основных показателей годового плана, включающих предвидение потребностей рынка на ближайшую и отдаленную перспективу. Для этого
необходимы выбор и
В годовом плане производства каждого предприятия содержится взаимосвязанная система следующих плановых показателей:
- основная цель производственной деятельности фирмы и ее отдельных подразделений на плановый период;
- объемы и сроки производства продукции, работ и услуг с указанием конкретных количественных и качественных показателей по всей
номенклатуре товаров;
- расчет производственной мощности предприятия, цехов, и участков, подтверждающих ее сбалансированность с годовыми объемами производства, равновесие спроса и предложения;
- определение потребности ресурсов выполнение годовой производственной программы предприятия и его подразделений, расчет баланса полуфабрикатов и комплектующих;
- распределение планируемых работ по основным цехам – исполнителям рыночных заказов, а также сроком изготовления и поставки продукции на рынок;