Отраслевые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целесообразным шагом на данном этапе развития России, безусловно, является, отказ от сметного финансирования сети федеральных учреждений, оказывающих услуги в рамках государственных обязательств, и перейти к оплате самих услуг по их выполнению (принцип направленности на результат). При этом потребуется оптимизировать сеть федеральных бюджетных учреждений исходя из тех задач, которые ставит государство, с учетом возможного привлечения к оказанию услуг организаций реального сектора экономики.
Возможен переход к государственному заказу на отдельные виды государственных услуг на конкурсной основе, если однотипные услуги оказываются несколькими учреждениями, между которыми возможна конкуренция, или существует

Содержание

Введение 3
1 Содержание отраслевых систем оплаты труда работников государственных
и муниципальных учреждений 5
2 Состав, характеристика элементов заработной платы 17
3 Планирование и финансирование расходов на оплату труда с применением отраслевых систем оплаты труда 25
Заключение 30
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 49.59 Кб (Скачать)

       Введение  отраслевой системы оплаты труда  работников образования позволяет:

       -снять социальную напряженность в образовательной среде, повысив уровень материального благосостояния педагогов;

       -стимулировать педагогов к повышению качества профессиональной деятельности, выраженного в таких категориях, как рейтинг образовательного учреждения, результаты Единого государственного экзамена, степень готовности выпускников к выстраиванию собственных образовательных и профессиональных траекторий;

       -дифференцировать уровень заработной платы педагогов в зависимости от конкретных результатов их труда, т.е. от степени эффективности решения поставленных обществом задач.

       Нормативное бюджетное финансирование является важнейшим условием, способствующим переходу от принципа финансирования структур (издержек образовательных  учреждений) к принципу финансирования задач (подготовки кадров), что создает предпосылки для превращения региональной системы образования в ресурс социально-экономического развития Самарской области в рыночных условиях.

 

       3 ПЛАНИРОВАНИЕ И  ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ  НА ОПЛАТЕ ТРУДА  С ПРИМЕНЕНИЕМ  ОТРАСЛЕВЫХ СИСТЕМ  ОПЛАТЫ ТРУДА 
 

       В соответствии с Конституцией РФ и  федеральными законами государство  несет ряд социальных обязательств перед населением, значительная часть  которых выполняется с помощью  сети государственных и муниципальных  учреждений. Их деятельность финансируется  из федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов. В отраслях бюджетной сферы занято примерно 14,4 млн. человек, из них порядка 80% - на региональном и муниципальном уровнях.

       Финансирование  государственных и муниципальных  бюджетных учреждений осуществляется по сметному принципу, который удобен в первую очередь для финансовых органов при планировании бюджетных  расходов, а также для осуществления  контроля за целевым использованием выделенных средств.

       Но  сметное финансирование обладает серьезным  недостатком - выделение средств  не увязано с результатами работы их получателей, что не создает у  учреждений стимулов к более рациональному  использованию ресурсов. Таким образом  воспроизводится затратный тип  хозяйствования: при сметном финансировании даже значительное увеличение объемов  выделяемых учреждениям средств  не гарантирует повышения качества выполнения государством своих социальных обязательств.

       Однако, оказание ряда государственных услуг, очевидно, следует осуществлять по-прежнему с помощью сети государственных  учреждений со сметным финансированием (например, архивные учреждения, психиатрические  диспансеры). Такой вариант представляется закономерным, если:

       -специфика выполняемых учреждением услуг не позволяет проводить финансирование по принципу направленности на результат;

       -необходимость оказания соответствующей услуги является более важной, нежели потребность в оптимизации загрузки учреждения;

       -учреждение участвует в обеспечении обороноспособности страны.

       Для учреждений, которые перейдут на финансирование по государственному заказу и государственному заданию, потребуется значительно  расширить права руководителя в  части принятия решений по оплате труда работников. Подобно руководителю организации в реальном секторе  экономики, он должен иметь возможность  оперативно реагировать на изменения  на рынке труда (предлагать конкурентоспособную  заработную плату в случае повышения  спроса на тех или иных специалистов на рынке труда), а также материально  стимулировать высокоэффективных  работников путем перераспределения  средств, предусмотренных на оплату труда (в ущерб работникам с низкой эффективностью). Кроме того, у руководителя должно быть право самостоятельно утверждать численность, штатное расписание и  должностные обязанности работников.

       Размеры оплаты труда работников федеральных  государственных учреждений, перешедших на финансирование за выполнение государственного заказа и государственного задания, должны определяться трудовыми договорами с руководителями учреждений.

       Установление  размера фонда оплаты труда учреждения, перешедшего на финансирование за выполнение государственного заказа и государственного задания, следует передать в компетенцию  самого учреждения исходя из объемов  бюджетных ассигнований (при условии  обеспечения в полном объеме текущих  расходов на выполнение задания по предоставлению государственной услуги), а также средств, полученных из иных источников.

       При формировании отраслевых систем оплаты труда государство обязано обеспечить основные конституционные гарантии работникам бюджетного сектора. В первую очередь это касается права на равную оплату за равный труд.

       В этих целях применительно к учреждениям, которые перейдут на финансирование по государственному заказу и государственному заданию, в каждой бюджетной отрасли  необходимо выделить основные профессионально-квалификационные группы работников (соответствующим  нормативным правовым актом им будут  установлены минимально гарантированные  уровни оплаты труда).

       При этом государство (в лице органов  исполнительной власти соответствующего уровня) определит структуру фонда  оплаты труда по каждой конкретной отрасли, а также закрытый перечень оснований для премирования работников бюджетной отраслей. Доля выплат по основным тарифным ставкам должна составлять не менее 70% общего фонда оплаты труда.

       Оплата  труда руководителей федеральных  государственных учреждений, перешедших на финансирование за выполнение государственного заказа и государственного задания, будет определяться в трудовых контрактах, заключаемых с соответствующими федеральными агентствами. Во избежание  злоупотреблений следует ограничить долю фонда оплаты труда, которая  может быть направлена на оплату труда  руководства учреждения.

       При отсутствии у учреждения финансовых средств на оплату труда работников субсидиарная ответственность государства  будет распространяться только в  пределах минимально гарантированных  размеров оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работников.

       В учреждениях, остающихся на сметном  финансировании, а также работников, занятых в воинских частях отраслевые системы оплаты труда основаны на следующем:

       - в ряде учреждений невозможно или нецелесообразно введение принципа направленности на результат, в связи с чем продолжится их финансирование по смете. В этом случае необходимо значительно усилить контроль за их деятельностью со стороны федеральных агентств;

       - количество данных учреждений должно быть оптимизировано с учетом решения тех задач (предоставление услуг), для которых они были созданы государством. При этом подобные учреждения утратят право заниматься хозяйственной деятельностью и у них не будет иных источников финансирования, помимо сметы. При недостаточности финансовых средств у этих учреждений полная субсидиарная ответственность по их обязательствам ляжет на государство;

       - численность и штатное расписание таких учреждений будет утверждаться федеральными агентствами. Оплата труда работников рассматриваемых учреждений, а также работников, занятых в воинских частях, станет производиться на основе отраслевых тарифных сеток;

       - тарифные ставки отраслевых тарифных сеток должны позволить руководителю учреждения заполнить штатное расписание специалистами надлежащей квалификации. С учетом того, что данные учреждения не будут иметь дополнительных источников финансирования, потребуется значительно увеличить размеры тарифных ставок по сравнению с тарифной ставкой первого разряда ЕТС (в пределах средств выделенных на оплату труда работников соответствующей отрасли);

       - оплата труда руководителей федеральных государственных учреждений, финансируемых по смете, будет определяться в трудовых договорах, заключаемых с соответствующими федеральными агентствами, в зависимости от фактической средней заработной платы работников, объемов и сложности выполняемого задания и итогов работы учреждения.

       Несколько слов о совершенствование региональных систем оплаты труда:

       1.Внедрение в регионах разработанных на федеральном уровне новых систем оплаты труда будет осуществляться путем подготовки соответствующих рекомендаций, проведения экспериментов по апробации этих систем в отдельных региональных бюджетных и последующего распространения позитивного опыта.

       2.В целях стимулирования субъектов РФ к переходу на прогрессивные системы оплаты труда, повышения эффективности и оптимизации бюджетной сферы необходимо разработать программу поддержки регионов (включая целевые субвенции из федерального бюджета и распространение системы государственного заказа и государственного задания).

       3.Введение новых отраслевых систем оплаты труда и единых стандартов качества социальных услуг осуществляется на основе заключения соглашений между Правительством РФ (федеральными министерствами) и субъектами РФ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

       В заключении сделаем несколько выводов. Введение отраслевой системы оплаты труда работников государственного и муниципального управления позволяет:

       - снять социальную напряженность  в бюджетной среде, повысив  уровень материального благосостояния  бюджетников;

       - стимулировать к повышению качества  профессиональной деятельности, выраженного  в таких категориях, как рейтинг  учреждения, результаты деятельности, степень готовности проектов  к выстраиванию дальнейшей функциональной  деятельности и соответствие профессиональным траекториям;

       - дифференцировать уровень заработной  платы бюджетников в зависимости  от конкретных результатов их  труда, т.е. от степени эффективности  решения поставленных обществом  задач.

       Нормативное бюджетное финансирование является важнейшим условием, способствующим переходу от принципа финансирования структур (издержек учреждений) к принципу финансирования задач, что создает  предпосылки для превращения  региональной системы образования  в ресурс социально-экономического развития в рыночных условиях.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 

       1.Законодательство от 26.05.2003 №341 «Об утверждении порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в областных государственных учреждениях, финансируемых за счет средств областного бюджета».

       2.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12декабря 1993 г.)

       3.Приложение к Постановлению правительства Российской Федерации от 6 ноября 2001 г. № 775

       4.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г №197 – ФЗ.

       5. Верховцев А.В. «Заработная плата», М, Инфра-М, 2001 г.

       6.Волгин Н.А. «Оплата труда: производство, социальная сфера, государственная служба». - М. Из. "Экзамен". 2003.

       7. Крашенинникова М.С. «Оплата труда». - Москва, "Приор", 2007

       8. Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. Заработная плата в современных условиях (12-е изд.) - СПб.: «Изд. дом Герда», 2004.

       9. Тумасян, Р.З. Бухгалтерский учет: учеб. - практ. пособие /Р.З. Тумасян. 4 е изд., стер. - М.: Изд-во Омега - л, 2006.

       10.Шадрин В.. Зарплатная реформа: от несправедливого равенства к неравной справедливости. - Человек и труд, № 1, 2003.

Информация о работе Отраслевые системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений