Особенности развития крупного бизнеса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы определение основных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, также выявление преимуществ и недостатков, а также проблем каждой из форм кооперации. Во второй части курсовой работы рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному развитию интеграции малых и крупных предприятий, а также сформулированы возможные предложения для их решения.

Содержание

Введение 3
1. Основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 6
1.1. Франчайзинг 6
1.2. Субконтрактация 14
1.3. Лизинг 18
1.4. Бизнес-инкубирование 24
1.5. Роль крупного бизнеса в экономике…………….…….26
1.6. Вывод……………………………………………...…..…...35
2. Состояние и ключевые проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 37
2.1. Динамика развития крупного бизнеса как основной фактор положительного развития интеграции малого и крупного бизнеса 37
2.2. Возможные меры для развития взаимодействия малого и крупного бизнеса 39
Заключение 41
Список используемой литературы 44

Работа содержит 1 файл

Курсовая по ЭТ декабрь 2010 г.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

     Крупный российский бизнес выполняет роль локомотива национальной экономики. Он до сих пор гораздо эффективнее основной массы средних и мелких компаний и по производительности труда, и по рентабельности, и, наконец, по темпам роста. В силу своего особого положения, за годы реформ крупный российский бизнес сконцентрировал в своих руках основные денежные потоки. Как следствие он смог сформировать довольно сильные команды высокооплачиваемых, высококвалифицированных менеджеров.

     По данным журнала "Эксперт" на долю двухсот крупнейших российских компаний приходится более половины всего промышленного производства в стране. Суммарный объем реализации в 2007 году двухсот крупнейших предприятий достиг 3,67 трлн. руб. или 130,4 млрд. долларов. Актуальность темы исследования определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупного бизнеса регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике. Среди них - стратегическое планирование развития территорий. В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.6. Вывод 

     В сфере торговли и услуг в западной экономике огромное развитие получил  франчайзинг - система взаимовыгодных договорных отношений между крупными и малыми фирмами. Таким образом, встает вопрос о необходимости развития кооперационных связей между крупным и малым бизнесом в рамках франчайзинга в российской экономике, т.к. перспективность франчайзинга уже исследована на опыте развитых стран. Самой распространенной формой кооперации малого и крупного бизнеса в сфере производства признана субподрядная система, которая в настоящее время является основой эффективного функционирования крупнейших предприятий. Исследование механизма и форм субподрядных отношений может стать примером и базой для формирования подобных связей в российской экономике, проблемами которой до сих пор остаются последствия «гигантизма» и слабость горизонтальных производственных связей. Также важное экономическое значение имеют бизнес-инкубаторы, помогающие малым перспективным исследовательским фирмам разрабатывать и внедрять новые идеи. Особенно важно развитие таких форм кооперации для российской экономики, нуждающейся в восстановлении своего научно-технического потенциала. Неутешительно, но лишь 3 % из 335 участников конференции «Взаимодействие малого и крупного бизнеса», среди которых представители малых, средних и крупных предприятий, предпринимательских объединений, структур поддержки малого бизнеса и органов власти, считают, что разномасштабные бизнесы в стране взаимодействуют активно и успешно.

     Несмотря  на многие преимущества, в российской экономике пока что не сложилась  устойчивая тенденция роста интеграции малых и крупных предприятий.

     Если в ближайшее время на исправление такого положения не будет предпринято никаких мер, вряд ли стоит надеяться на расширение кооперации. Определенные предпосылки для решения данной проблемы имеются.    Прежде всего,  72% опрошенных рассчитывают на активное или, по крайней мере, умеренное дальнейшее развитие субконтрактации в стране, т.к. субконтрактация, а также развитие взаимодействия через лизинг и бизнес-инкубирование уже получили довольно широкое распространение в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Состояние и ключевые проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 

     2.1. Динамика развития крупного бизнеса как основной фактор положительного развития интеграции малого и крупного бизнеса 

     К крупному бизнесу относятся «экономические структуры с объемом продаж более 1 миллиарда долларов»9, а также компании с меньшим объемом продаж (от 500 миллионов долларов), но с ведущими позициями в важнейших отраслях национальной экономики.

     Как и малый бизнес, крупный знал свои падения и взлеты в развитии. Наиболее принятой классификацией этапов развития крупного бизнеса в России считается следующей:

  1. «Этап раздела» (1992-1993) – создание крупных естественных монополий на базе естественных монополий («Газпром», «Лукойл»). Наблюдается спад в экономической деятельности России, а, следовательно, и в производстве.
  2. «Этап большого передела» (1994-1995) – передел собственности, расширение сфер влияния крупных финансовых бизнес-групп («Инкомбанк», «Менатеп»), ускорение темпов развития национальной экономики.
  3. Скупка промышленных активов финансовыми группами (1996-август 1998), вследствие чего проявляется ярко выраженная неэффективность экономической политики. Данный этап сопровождается кризисом в российской экономике.
  4. Развитие национальной экономки (конец 1990-х-2003г.), вызванное экономическим ростом в экономике, усиление экономического и политического влияния крупного бизнеса.
  5. Разнонаправленная деятельность крупных предприятий (2003-по настоящее время) – усиление взаимодействия малого и крупного бизнеса. В целом, экономик стабилизируется, наблюдается положительная динамика показателя экономического роста.

     Таким образом, на данном этапе влияние крупных бизнес структур велико, т.к. их доля во внутреннем валовом продукте достигает примерно 80-ти процентов, и как следствие, происходят значимые последствия для отдельных отраслей и экономики в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.2. Возможные меры для развития взаимодействия малого и крупного бизнеса 

     
    1. Должна  быть увеличена роль поддержки малого бизнеса не только со стороны государства, но и со стороны крупного бизнеса, в интересах же его собственной  выгоды. К сожалению, в России пока что не ушла тенденция к тому, что крупные организации ставят непреодолимые барьеры к эффективному функционированию малого бизнеса. Так, в “Хабаровскэнерго”, например, озаботившись внедрением научно-технических новинок, обязали все малые предприятия приобрести электронные счетчики, считающие днем по одному тарифу, а ночью – по-другому. Цена прибора - до тысячи долларов США. Любые доводы, что потребитель вправе самостоятельно выбирать средства измерения определенных типов и марок из перечня приборов, имеющих соответствующий сертификат, монополисты не принимают во внимание.
    2. Создание основательной нормативно-правой базы, действительно регулирующей взаимоотношение малого и крупного бизнеса, а также поощрение со стороны государства в пользу предприятий, активно сотрудничиствующих с малым бизнесом, позволят отрегулировать сложившиеся вопросы в данных взаимоотношениях.
    3. Прежде всего, необходимо по-новому оценивать возможности малого предпринимательства. Если раньше малый бизнес рассматривался лишь как средство пополнения государственного бюджета за счет собранных налогов, то теперь развитие малого бизнеса может повлиять на общее развитие экономического состояния страны. Таким образом, необходимы нововведения в правовую базу относительно законов о государственной поддержке малых предприятий.
    4. Учитывая опыт зарубежных стран, становится понятным, что развитие предпринимательства идет ускоренными темпами, в случае, когда малый бизнес находится под компетенцией региональной и местной властей. Именно поэтому есть смысл данные органы власти сделать ответственными за развитие, поддержку, контроль малого бизнеса.
    5. Стимулировать создание внебюджетных фондов, средства которых направляются на коммерциализацию технологий посредством развития малых инновационных предприятий.
    6. Создавать условия для развития малых предприятий на производственных площадях крупных предприятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Вне всякого сомнения, малый бизнес должен функционировать при взаимодействии крупных предприятий, т.к. взаимодействия данных структур способствует экономическому росту страны. Уровень развития страны в целом и ее экономической системы в частности определяет характер этого взаимодействия. Следует отметить, что в последнее время преобладает явно выраженные интеграционные тенденции.

     Данные тенденции естественно идут с западной экономики, где крупные предприятия окружают себя малыми, чаще всего формирующимися из бывших филиалов, отделений, дочерних предприятий. Предотвращение нерациональных затрат, повышение рыночной гибкости, уменьшение налогооблагаемую базу являются основными предпосылками для увеличения выпуск, а также повышения общей экономической стабильности и рентабельности, что в свою очередь, отразится на экономическом росте. Достоинства одной формы бизнеса могут компенсировать недостатки другой формы, что приведет к ускоренному развитию экономической системы.

     Недостатки  малого бизнеса могут быть устранены  в результате интеграции благодаря  сильным сторонам крупного бизнеса. Малые предприятия получают реальную возможность обновления основных средств, доступ к заемным финансовым ресурсам. В свою очередь, крупный бизнес может использовать с выгодой для себя сильные стороны малого бизнеса, такие как оперативность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры; возможность оперативного обновления технологий сравнительно низкие накладные расходы; субъекты малого бизнеса способны оперативно «заполнять» те ниши рынка или целые отрасли, в которой крупный бизнес малоэффективен.

     В то же время специфика переходной российской экономки осложняет процесс взаимовыгодного сращивания крупного и малого бизнеса, препятствуя экономическому росту. С одной стороны высокая доля крупных предприятий как следствие советского централизованного планирования, общая технологическая отсталость затрудняет процесс внедрения нововведений. С другой стороны, наличие в экономике множества крупных предприятий способно благоприятствовать развитию интеграции с малыми предприятиями, которое должно осуществляться с принципом взаимовыгодности.

     Государству следует стимулировать развитие такой интеграции, поскольку малые предприятия имеют ограниченные финансовые возможности.

     Также особое внимание следует обратить на несовершенство законодательной базы, содержание проектов законов, регулирующих перечисленные взаимоотношения.  Вступление в силу законов «О защите прав юридических лиц при проведении госконтроля (надзора)», «О лицензировании....», «О государственной регистрации юридических лиц» не дало предполагающегося положительного эффект для развития малого бизнеса. Таким образом, требуется серьезное продвижение в совершенствовании имеющейся законодательной базы.

     Для оптимизации взаимодействия малого и крупного бизнеса, прежде всего, необходимы:

  • совместные действия малого и крупного бизнеса и органов государственной власти по установлению общих и стимулирующих развитие хозяйствующих субъектов “правил игры” на рынке;
  • поиск новых механизмов эффективного и взаимовыгодного взаимодействия малых и крупных предприятий;
  • повышение мер государственного стимулирования деятельности крупных предприятий, направленных на поддержку малого предпринимательства;
  • система стимулов малым предприятиям в приоритетных сферах и отраслях;
  • совершенствование механизмов защиты законных интересов участников рынка.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

    1. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
    2. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
    3. Федеральный закон РФ от 08.08.2001 №134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
    4. Федеральный закон РФ от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
    5. Бусыгин А.В. Предпринимательство. Основной курс: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 1997
    6. Данилов А.И., Дашков Л.Б., Тютюкина Ю.Б. Предпринимательство и бизнес: Учебное пособие 2-е изд. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1996
    7. Лапуста М.Г., Поршнев А.Г., Старостин Ю.Л., Скамай Л.Г. Предпринимательство: Учебник/Под ред. М.Г. Лапусты. – М.: ИНФРА-М, 2002
    8. Винокуров А.М. Роль малого предпринимательства в рыночной экономике и внешнеэкономической сфере // Экономика. Управление. Культура. – М., 1999. – Вып.6. – С.102-106
    9. Галухина Я., Ивантер А. Закат российских чеболей // Эксперт. - 2005. - №12
    10. Кравченко К. Особенности управления крупными промышленными компаниями // Проблемы теории и практики управления. – 2007. - №11 – С.25-30
    11. Омельченко Е. К проблеме взаимодействия малого и крупнокооперативного предпринимательства в современном общественном производстве //  Российский экономический журнал. – 2002. – №8. – С.84-87
    12. Панюкова В.В Преимущества и недостатки применения франчайзинга для Российских предпринимателей // Маркетинг в России и за рубежом. – 2004. - №6
    13. Чкалова О. Интеграция предприятий как направление глобализиционных процессов в торговле // Марктеинг. – 2002. – №5. – С.75-90
    14. Цыгичко А. Инновационное взаимодействие малого, среднего и крупного предпринимательства // Экономист. 2001. - №11. - С.12-18
    15. www.finance.blotter.ru/news/article14187/default.asp
    16. www.finance-dms.com/hightech.html
    17. www.gk-rf.ru/glava54
    18. www.nisse.ru.

Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России