Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы определение основных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, также выявление преимуществ и недостатков, а также проблем каждой из форм кооперации. Во второй части курсовой работы рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному развитию интеграции малых и крупных предприятий, а также сформулированы возможные предложения для их решения.
Введение 3
1. Основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 6
1.1. Франчайзинг 6
1.2. Субконтрактация 14
1.3. Лизинг 18
1.4. Бизнес-инкубирование 24
1.5. Роль крупного бизнеса в экономике…………….…….26
1.6. Вывод……………………………………………...…..…...35
2. Состояние и ключевые проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 37
2.1. Динамика развития крупного бизнеса как основной фактор положительного развития интеграции малого и крупного бизнеса 37
2.2. Возможные меры для развития взаимодействия малого и крупного бизнеса 39
Заключение 41
Список используемой литературы 44
Прежде всего, стоит отметить, что «коммерческая концессия» - понятие более узкое, по сравнению с термином «франчайзинг». Данное несоответствие приводит к тому, что франчайзинг в нашей стране приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на “обходных” правовых схемах.
Кроме договора коммерческой концессии, к договорам, с помощью которых можно оформить франчайзинговые отношения, относятся лицензионный договор, агентский договор, договор поставки (если предполагается поставка товара), договор консалтинга (договор оказания услуг), договор комиссии, договор аренды (в том числе, лизинга), и другие, причем отношения могут быть оформлены смешанным и комплексным договором.
С 1 января 2008г. законодательство снова усложнило работу участников рынка франчайзинга, практически ликвидируя возможность обхода коммерческой концессии: теперь право пользования товарным знаком/знаком обслуживания становится обязательным объектом договора коммерческой концессии, а значит, даже если франчайзер попробует, к примеру, заменить коммерческую концессию лицензионным договором, договором оказания услуг и договором поставки, такая комбинация договоров будет содержать все обязательные объекты коммерческой концессии, и такие отношения необходимо оформить коммерческой концессией со всеми вытекающими отсюда минусами.
1.2.
Субконтрактация
Субконтрактация (субконтрактинг) представляет собой, так называемую, сателлитную форму взаимодействия малых и крупных структур. Итак, субконтрактация - разновидность делового партнерства предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм, семейного подряда, надомничества и т.д.), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала. Крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтракции может осуществляться и реализация продукции крупного предприятия5.
Применение механизма субконтрактации (субконтрактинга) позволяет головному предприятию - контрактору избавиться от непроизводительных издержек на содержание недозагруженных производств и сконцентрировать усилия на важнейших задачах - технологическом перевооружении, обновлении модельного ряда выпускаемой продукции. Субконтракторы (как правило, малые и средние предприятия), выполняя работы по субконтрактам, достигают высокого уровня загрузки оборудования и высокой производительности. Применение механизма субконтрактации позволяет оптимизировать процесс производства и существенно повысить конкурентоспособность, как на уровне предприятия, так и на уровне региона. Наибольшее применение субконтрактинга отмечается в таких секторах экономики, как машиностроение, металлургия, обработка металлов, производство технологического оборудования.
Субконтрактация тесно связано с понятием аутсорсинга. Основное отличие этих двух понятий выявить очень просто: субконтрактация является составной частью аутсорсинга и охватывает только производственную и научно - производственную сферу. Так, например, если компания пользуется услугами охранной фирмы вместо того, чтобы создавать собственную службу охраны – это один из вариантов аутсорсинга. Если же компания не располагает цехом и заказывает необходимые ей услуги на соседнем предприятии – это субконтрактация.
В Российской Федерации механизм субконтрактации (субконтрактинга) часто применяют малые и средние предприятия для организации собственного производства. В этом случае малое предприятие самостоятельно производит только узлы, несущие в себе ключевые ноу-хау и осуществляет финишную сборку. Все остальные узлы и детали производятся на крупных предприятиях по субконтракту. Такой подход позволяет малым предприятиям производить качественную продукцию и не тратить средства на приобретение оборудования, аренду производственных площадей. Обе стороны процесса заинтересованы друг в друге: контрактору нужны стабильные поставки, субконтракторам нужны долгосрочные заказы и постоянное сотрудничество. Опыт развитых стран показывает, что предприятие – контрактор часто за свой счет проводит на предприятиях – субконтракторах внедрение и сертификацию системы управления качеством, предоставляет помещения и оборудование.
Основные преимущества субконтрактинга:
Основные недостатки субконтрактинга:
1.3.
Лизинг
Лизинг – особый вид аренды, арендных отношений (чаще всего применимый к случаям, когда объектом аренды выступает оборудование). Лизинг представляет собой особую форму имущественных отношений, предусматривающую не только передачу оборудования во временное пользование, но и возможность продажи оборудования пользователю по истечении срока договора6.
Лизинг осуществляется на основе долгосрочного договора между лизинговой компанией (лизингодателем), приобретающей оборудование за свой счет и сдающей его в аренду на несколько лет, и фирмой-арендатором (лизингополучателем), которая постепенно вносит арендную плату за использование лизингового имущества. После истечения срока действия договора арендатор либо возвращает имущество лизинговой компании, либо продлевает срок действия договора (заключает новый договор), либо выкупает имущество по остаточной стоимости.
Существуют следующие виды лизинговых отношений:
№
пп/п |
Характеристический признак классификации видов лизинга | ||||
По составу участников | По объему обслуживания | По сектору рынка | По степени и срокам окупаемости | По типу лизинговых платежей | |
11. | Прямой | Чистый | Внутренний | Финансовый | Денежный (платеж) |
22. | Косвенный | С полным набором услуг | Внешний (в т.ч. экспорт/импорт) | Оперативный
(сервисный) |
Компенсационный |
33. | Возвратный | С неполным набором услуг | Смешанный |
Недостатки лизинга:
Безусловно, несмотря на все вышеперечисленные преимущества, лизинговые отношения не могут быть беспроблемными. Так, на данный момент можно выделить две причины проблем в лизинге: субъективную и объективную7.
Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России