Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:13, курсовая работа
Цель данной курсовой работы определение основных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, также выявление преимуществ и недостатков, а также проблем каждой из форм кооперации. Во второй части курсовой работы рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному развитию интеграции малых и крупных предприятий, а также сформулированы возможные предложения для их решения.
Введение 3
1. Основные формы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 6
1.1. Франчайзинг 6
1.2. Субконтрактация 14
1.3. Лизинг 18
1.4. Бизнес-инкубирование 24
1.5. Роль крупного бизнеса в экономике…………….…….26
1.6. Вывод……………………………………………...…..…...35
2. Состояние и ключевые проблемы взаимодействия малого и крупного бизнеса в общественном производстве 37
2.1. Динамика развития крупного бизнеса как основной фактор положительного развития интеграции малого и крупного бизнеса 37
2.2. Возможные меры для развития взаимодействия малого и крупного бизнеса 39
Заключение 41
Список используемой литературы 44
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра
Экономической Теории
Курсовая работа по курсу
«Экономическая
Теория»
на тему:
«Особенности развития крупного бизнеса
в России»
Студент 1 курса
группы 712-1
Охотников
С.Д.
Проверила:
кандидат экономических наук,
старший преподаватель,
Глушич
Наталья Григорьевна
Нижний Новгород
2010г.
Содержание
Введение
Предпринимательство
представляет собой неотъемлемую часть
общеэкономических и социально-
Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство – важная составляющая рыночной экономики, без которого не может быть гармоничного общественного развития. Этот сектор является имманентным элементом рыночной инфраструктуры.
Феномен предпринимательства сводится к тому, что он является постоянным «возмутителем» общественного производства. Он не позволяет производству «топтаться» на месте, застаивается.
Именно поэтому тема взаимодействия малого и крупного бизнеса приобретает все больший и больший интерес со стороны экономистов, т.к. в настоящее время начинает формироваться новый, относительно российской экономики, взгляд на возможность их кооперации. Если раньше малый бизнес в основном рассматривался как подчиненный элемент экономики, т.е. малые и средние предприятия категорично противопоставлялись крупному бизнесу, то теперь можно говорить о таком явлении как глобализация экономической деятельности. Наблюдается тенденция к централизации капитала и производства, развитию кооперации малого и крупного предпринимательства практически во всех сферах производства.
В развитых странах крупный бизнес является благоприятной средой инновационного развития и играет главенствующую роль в развитие экономики. Однако малое предпринимательство – неотъемлемый элемент «единой хозяйственной системы», занимающей в ней обширную нишу, видоизменяющейся с преобразованием крупных предприятий1.
Интеграция малого и крупного бизнеса, основными формами проявления которой является франчайзинг, субконтрактация, лизинг, бизнес-инкубаторство, представляется выгодной и необходимой для каждой из ее составляющих, а также для экономики страны в целом. Крупные предприятия могут использовать эффективную рыночную и структурную гибкость малых предприятий, быстроту нахождения и реализации новых технологических решений, проникновение на новые рынки сбыта, оперативный сбор важной информации. В свою очередь малое предпринимательство получает от такой кооперации реальные средства финансирования, поддержку для инновационной деятельности. Интеграция сильных предприятий крупного и малого бизнеса способна ускорить процесс стабилизации и развития страны, проявляющийся в общеэкономическом росте.
Цель данной курсовой работы определение основных форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, также выявление преимуществ и недостатков, а также проблем каждой из форм кооперации. Во второй части курсовой работы рассмотрены основные проблемы, препятствующие эффективному развитию интеграции малых и крупных предприятий, а также сформулированы возможные предложения для их решения.
Проблемам
в области взаимодействия малого
и крупного бизнеса уделяется
значительное внимание в трудах российских
авторов Т.А. Алимовой, Б.А. Аникина, А.О.
Блинова, А.В. Бусыгина, Е.М. Бухвальда,
В.П. Буянова, А.В. Виленского, Д.Н., Землякова,
C.O. Календжяна, Г.Б. Клейнера, М.Г. Ла-пусты,
В.В. Масленникова, В.А. Рубе, Б.П. Сапсая,
С.А. Силинга, С.А. Сосны, А.Н. Спартака, Ю.Л.
Старостина и др., среди зарубежных авторов
- Дж. Даннинг, Р. Коуз, М. Портер, Д. Стэнворт,
О. Уильямсон, Дж. Хейвуд, А. Чандлер.
1.
Основные формы взаимодействия
малого и крупного бизнеса
в общественном производстве
1.1.
Франчайзинг
Решение
многих экономических проблем
Безусловно, оценка эффективности франчайзинга невозможна без постановки базовых определений, помогающих разъяснить смысл данного механизма. При этом стоит отметить, что разные специалисты обращали внимания на различные аспекты франчайзинга, и, следовательно, трактовали данный термин по-своему.
Франчайзинг – система договорных отношений крупных и мелких фирм в области сбыта продукции2. Таким образом, головная – чаще всего крупная, авторитетная – компания (франчайзер), имеющая широко известную торговую марку и высокий имидж на потребительском рынке, заключает договор с мелкими самостоятельными предприятиями (франчайзи) о предоставлении ему исключительного права на возмездной основе на выпуск определенных товаров и их сбыт, а также оказание услуг под торговой маркой данной компании на определенном рынке. В системе франчайзинговых отношений франчайзер в системе всегда один, в то время как франчайзи может быть несколько в одной системе.
Франчайзинг – одна из форм взаимодействия малого и крупного бизнеса, целью которого, безусловно, является повышение эффективности бизнеса, что дают преимущества франчайзинга. Однако, при ведении бизнеса данным образом, предприниматели имеют шанс столкнуться и с недостатками, которые помешают их успешной работе.
Как
уже говорилось, в системе франчайзинговых
отношений участвуют две
Франчайзер
Преимущества:
Недостатки:
Франчайзи
Преимущества:
Недостатки:
К сожалению, в России франчайзинг не получил пока что широко применения. На мой взгляд, развитие франчайзинговых отношений затруднено рядом возникающих проблем, среди которых можно выделить:
Правовые
отношения между
Информация о работе Особенности развития крупного бизнеса в России