Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 12:11, курсовая работа
Государственный долг - это сумма выпущенных и непогашенных государственных займов с невыплаченными процентами по ним. Он образуется путем временной мобилизации государством дополнительных средств для покрытия своих расходов путем выпуска правительственных займов. Долг может быть оформлен ценными бумагами или быть определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором с другой стороны.
Закон “О ценных бумагах
и фондовых биржах” от 12 марта
1992 г. № 1512-ХII запрещает банкам осуществлять
коммерческую деятельность по ценным
бумагам эмитентов, которых они обслуживают.
По сути дела, это означает, что банки не
могут купить акции своего клиента. Равнозначно
как и продать их затем. Таким образом,
согласно закону, банк может принять участие
в реструктуризации задолженности общества
по кредиту, полученному в каком-либо другом
государственном банке. В то же время
указ ограничивает действия банков в этом
направлении и общество не может обращаться
с ходатайством о реструктуризации задолженности
по кредиту, выданному одним банком, в
другой государственный банк. Так, согласно
п. 9 положения, утвержденного указом, хозяйственное
общество представляет документы для
рассмотрения вопроса о реструктуризации
задолженности по кредитам, выданным банком,
в этот же банк. Хотелось бы еще раз
подчеркнуть, что для банка более важен
факт погашения долга, а не приобретения
акций, поскольку минимизация проблемных
кредитов — один из основных показателей
оценки деятельности банков.
Управление
внешним государственным
Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей, коммерческим (в декабре 1991 г., июле 1993 г., ноябре 1995 г., ноябре 1998 г., феврале 2000 г.) и официальным (в апреле 1993 г., июне 1994 г., июне 1995 г., апреле 1996 г., августе 1999 г.) кредиторам, позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000 гг. [21,c.5]. В то же время, проведенные реструктуризации существенно увеличили ее как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие наступившего столетия. Так, в соответствии с договоренностью о реструктуризации долгов Лондонскому клубу в феврале 2000 г. кредиторы согласились списать 36,5% задолженности и выпустить взамен старых долговых обязательств новые облигации со сроком погашения в 2010-2030 гг. Однако здесь существует один нюанс: в целом России придется заплатить 42 млрд. долларов вместо первоначальных 32,6 млрд. долларов. Достигнуть подобного соглашения с Парижским клубом не удалось. Реструктуризация долга Лондонскому клубу является заменой менее ликвидных ценных бумаг на более ликвидные. Поскольку сохраняется значительное отставание реальной цены долга от его номинала, есть возможность игры на рынке, допустимы различные варианты выкупа долга, в том числе с привлечением третьих стран – должников России, с последующим зачетом российских долговых обязательств за их задолженность. Погашение обязательств перед нерезидентами (кроме банков) по основному долгу (с учетом накопления просроченной задолженности по основному долгу) в 2007г. составило 1758,6 млн. USD, что в 2,7 раза больше, чем в январе-сентябре 2005 г. Организации выплатили 97,9% объема платежей, просрочив при этом платежей на 5,3 млн. USD. Фактическое погашение обязательств по государственному внешнему долгу органами государственного управления осуществлено в размере 37,5 млн. USD (2,1% от общей суммы платежей). Переориентация на долгосрочные кредиты создаст основу для сокращения отрицательного сальдо текущего счета платежного баланса страны. Одним из способов решения имеющейся проблемы может быть централизованное определение Национальным банком и органами исполнительной власти нормативов для коммерческих банков и субъектов бизнеса по привлечению долгосрочных ресурсов в форме прямых инвестиций. Процесс увеличения доли долгосрочных заимствований в общем объеме совокупного внешнего долга непосредственно связан и с улучшением кредитных рейтингов как страны в целом, так и отдельных банков. В этом направлении за последние годы Беларусь добилась значительных успехов. Международные эксперты также постоянно отмечают улучшение инвестиционного климата в стране. Все это дает основания предполагать, что в будущем доля долгосрочных заимствований в общем объеме внешнего долга будет стабильно увеличиваться, а краткосрочных – снижаться. Для минимизации государственного долга нужны стратегические меры. Для минимизации внутреннего долга РБ нужно упростить налоговую систему (документооборот, запутанность и т.д.), тем самым это позволит уменьшить нагрузку на малый бизнес и позволит «развернуться предпринимателям», что в свою очередь позволяет появиться новому бюджетному источнику. Для минимизации внешнего долга, по моему мнению, нужно поступление иностранных инвестиций в государство, т.е. продажа обанкротившихся предприятий другим странам. Таким образом, это позволит обеспечить: дополнительные рабочие места, разнообразие продук-ции, появление дополнительного бюджетного источника.
Выводы:
Впервые внешний государственный долг появился в Беларуси в 1992 году.
Условно можно
выделить несколько периодов в истории
белорусских внешних