Рис. 2.
Структура внешнего
государственного долга
РБ на 1 апреля 2002 г.
Рассмотрим 2002 год более подробно.
Долговые обязательства по привлеченным
из-за рубежа кредитам в начале
2002 года составили 1 354,9 млн. долларов
США (или 56,1% внешнего долга); просроченная
задолженность за импорт товаров
и услуг — 527,6 млн. долларов
США (или 22,5 %); текущая задолженность
за импорт товаров и услуг
— 375,2 млн. долларов США (или
15,8%). Обязательства банковской системы
по счетам и депозитам нерезидентов
Республики Беларусь — 75,4 млн.
долларов США (или 3,2 %), обязательства
по долговым ценным бумагам
— 33,6 млн. долларов США (или
1,4 %). Просроченная задолженность
по кредитам, привлеченным в Беларусь
под гарантии Правительства Республики
Беларуси — 0,1 млн. долларов
США.
Прочие обязательства.
Просроченные обязательства Республики
Беларусь перед внешним миром
на 1 апреля 2002 г. составили 534,4 млн. долларов
США. Основную часть этой суммы составляет
просроченная задолженность предприятий
Республики Беларусь за импорт товаров
и услуг (527,6 млн. долларов США). Просроченная
задолженность по государственному внешнему
долгу, включая основной долг проценты,
пени и штрафы, составила 0,1 млн. долларов
США. Международная инвестиционная позиция
Республики Беларусь на 1 апреля 2002 г. сложилась
отрицательной в размере 2 690,8 млн. долларов
США. Это означает, что в таком объеме задолженность
перед внешним миром превысила имеющиеся
у государства иностранные активы. За
I квартал 2002 г. отрицательное сальдо международной
инвестиционной позиции страны уменьшилось
на 44,1 млн. долларов США (или на 1,6 %). Это
обусловлено ростом на 29,9 млн. долларов
США внешних активов и снижением на 14,2
млн. долларов США внешних обязательств
[14,c.44].
Рис.3.
Структура внутреннего
государственного долга
РБ на 2002 г., трлн. руб.
Внутренний государственный долг
Беларуси увеличился за август
на 8% и достиг 1,138 трлн. BYR (без учета
кредитов в национальной валюте, полученных
субъектами хозяйствования под гарантии
правительства). За восемь месяцев
внутренний долг в номинальном выражении
вырос на 48,3%, а в реальном - на 20,6%. Абсолютный
прирост внутреннего долга за январь -
август достиг 370,6 млрд. BYR - 2,4% от ВВП (республиканский
бюджет на 2002 г. ограничивает прирост внутреннего
долга на уровне 3% от ВВП). В структуре
внутреннего госдолга примерно 47% занимают
кредиты, предоставленные Нацбанком на
финансирование дефицита республи-канского
бюджета, 31% - государственные облигации,
22% - обязательства правительства, сформированные
в рублевых и валютных векселях. Расходы
республиканского бюджета на обслуживание
внутреннего государственного долга
составили в январе - августе примерно
73 млрд. BYR [19].
3.2.
Анализ государственного
долга Республики Беларусь
на 2003-2011 гг.
На рисунке 4
проследим динамику внешнего государственного
долга РБ 2003-2009 гг.
Рис.4.
Динамика внешнего государственного
долга Беларуси на 2003-2009
гг., млн. USD
Рассмотрим
2004 год.
Бюджет
в 2004 году наполнялся быстрее,
чем происходило расходование
средств; в течение 11 месяцев
наблюдался профицит, и лишь в
декабре расходы превысили
доходы, и по итогам года сложился
дефицит в размере 236,1 млрд. руб.
(без учета операций Фонда социальной
защиты населения), или 0,5% от ВВП.
С учетом операций Фонда, дефицит
государственного бюджета составил
45,4 млрд. руб. или 0,1% от ВВП.
На этом фоне велась активная
работа по осуществлению заимствований,
как на внутреннем, так и на
внешнем рынке. На начало года
совокупный государственный
долг составлял 3806,7 млрд. руб., в том
числе внутренний – 2173,8 млрд. руб., а
внешний – 1632,9 млрд. руб. В течение
года размер госдолга был относительно
стабилен, лишь в декабре наблюдался рост
на 13,5%, и достиг своего исторического
максимума – 4453,9 млрд. руб. Получение
российского кредита стало главным
событием не только 4 квартала, но и
всего 2004 года. Возможность получения
российского кредита, а также урегулирование
вопроса с Россией по косвенным налогам
привели к тому, что имеющаяся в начале
года значительная просроченная задолженность
перед ней была погашена. Несмотря на регулярное
образование просроченной задолженности
по некоторым кредитам под гарантию Правительства
в силу отсутствия механизма превентивного
осуществления платежей Минфином, в целом
проблему своевременного выполнения обязательств
по внешнему госдолгу можно было считать
решенной. Внешнее финансирование подразумевает
отношения с иностранными кредиторами,
в иерархии которых одно из главных мест
принадлежит международным финансовым
организациям, в первую очередь – Международному
валютному фонду. В отношениях с этой организацией
в феврале 2004 года официально было решено
отказаться от получения, какого бы то
ни было, финансирования. В 2004 республика
находилась в условиях перехода к новому
этапу в сфере государственных заимствований.
В условиях ужесточения проводимой в
стране денежно-кредитной политики и сокращения
возможностей инфляционного финансирования
дефицита бюджета возникла объективная
потребность в освоении новых источников
финансирования. Изначально упор был сделан
на увеличение заимствований на внутреннем
рынке, что вылилось в увеличение государственного
внутреннего долга, стоимость обслуживания
которого в среднем в 2,5-3 раза стоимости
обслуживания внешних займов. И если
в абсолютных цифрах внешний государственный
долг Беларуси увеличился за 2004 год на
0,6%, до 741,1 млн. USD (благодаря получению
государственного кредита России и увеличению
к концу года обменного курса основных
валют к доллару США), то долг внутренний
увеличился на 31%. Совокупная государственная
задолженность достигла своего исторического
максимума, и по состоянию на 01.01.2005 г. ее
размер составил 4453,9 млрд.руб., или 2,1 млрд.USD.
Интересно, что даже в условиях наблюдавшегося
в течение года профицита государственного
бюджета в стране проводилась активная
работа по осуществлению заимствований,
как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Целью заимствований в соответствии с
законодательством может быть лишь финансирование
дефицита бюджета (либо осуществление
различных дополнительных чрезвычайных,
стабилизационных расходов, которые, по
сути, сводятся к финансированию дефицита
бюджета). Существует лишь два объяснения
этому феномену:
1. либо,
несмотря на статистические данные,
фактически имеет место превышение
расходов бюджета над доходами.
Для финансирования разницы
осуществляются дополнительные
заимствования;
2. либо
государство столкнулось с одним
из проявлений проблемы, известной
в западной литературе под
названием «moral hazard», то есть в силу
неэффективности государственного механизма
перераспределения денежных потоков происходит
осуществление заимствований в размерах,
превышающих реальные потребности в финансовых
ресурсах. При этом происходит «растворение»
излишков в виде неучитываемых транзакционных
издержек, а общество уплачивает дополнительный
налог в виде процентов за пользование
привлеченных государством займов [7,с.14-19].
Рассмотрим
2007 г.
В
2007 году наблюдается резкий рост
внешнего государственного долга, это
можно заметить как из рисунке 5.
Рис.5.
Динамика внешнего долга
РБ на период 2007-2011 гг.
На
1 апреля 2007 года корпоративный внешний
долг РБ составил 7.5 млрд. $. Таким
образом, совокупный внешний долг
Республики в первом квартале
2007 года был равен 8.1 млрд. $. А
это уже более 20% ВВП страны.
Конечно, по международным стандартам
20% - не так уж и много, но
если обратить внимание на
темпы роста и качество этой
задолженности, то оптимизма заметно
поубавится. Итак, за I квартал 2007 совокупный
внешний долг РБ увеличился на 18%, а за
15 месяцев, начиная с 1 января 2006 года, совокупный
внешний долг республики вырос на 57.1%.
В развитии
государственного долга 2008-2009гг. хочется
отметить его большой рост. Беларусь и
Россия заключили соглашение, предусматривающее
выделение Беларуси стабилизационного
кредита в размере $2 млрд. в 2008-2009 годах.
Первый транш кредита от Российской Федерации
в размере $1 млрд. поступил на счет Министерства
финансов в Нацбанке Беларуси 18 ноября
2008 года. Второй в размере $500 млн. - в марте
2009 года. В январе 2009 года руководство
МВФ одобрило выделение кредита "стэнд-бай"
для Беларуси в объеме около 2,46 млрд долларов
под программу экономических реформ, рассчитанную
на 15 месяцев (до апреля 2010 года). В результате
чего за этот период внешний государственный
долг вырос более чем в 3 раза.
[13]
Для компенсации
бюджетного дефицита, а также дефицита
внешней торговли товарами и услугами
в 2010г. государство использовало реализацию
государственного имущества, привлечение
заемных средств международных
финансовых институтов и связанные
государственные кредиты иностранных
государств, выпуск белорусских государственных
еврооблигаций на российском и европейском
рынках ценных бумаг. Наиболее крупными
источниками внешних ресурсов для
обеспечения стабильности экономики
Беларуси в 2010г. стали средства от продажи
государственного пакета акций
ОАО «Белтрансгаз» USD 0,6 млрд., часть
кредита МВФ USD 0,7 млрд., средства от
размещения еврооблигаций USD 1 млрд
и RUR 7 млрд., средства сделки СВОП с Народным
банком Китая USD 0,9 млрд. В начале 2011г.
Беларусь продолжила размещать еврооблигации,
продав на европейском рынке ценных
бумаг облигации в размере USD
0,8 млрд. Привлечение внешних ресурсов
в прошедшем году осуществляли банки
и корпоративный сектор. Объем
задолженности банков за 2010г. увеличился
на 62% до USD 5,75 млрд., объем долга предприятий
– на 12,4% до USD 10,03 млрд.
Рис.6.
Структура совокупного
внешнего долга, USD млрд.
(Источник: Национальный банк РБ)
нешний государственный
долг Республики Беларусь по состоянию
на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов
США при установленном лимите
на 2010 год 11,0 млрд. долларов США ( таблица
№ 1 ). По данным Министерства финансов
государственный долг Республики Беларусь
с начала года увеличился в рублевом эквиваленте
на 82,5% до Br69,95 трлн. При этом в июне рост
государственного долга составил 8,3%. Внешний
государственный долг на 1 июля 2011 г. составил
Br57,65 трлн. Или $11,66 млрд., увеличившись
в долларовом эквиваленте на 20,3% за январь-июнь
текущего года, в том числе на 8,6% в мае.
Таким образом, состав внешнего государственного
долга на 1 июня 2011 года:
1)долгосрочный
долг Правительства – 97,86% всего
внешнего долга;
2)кредиты под
гарантию Правительства – 2,14%
совокупного внешнего долга;
3)краткосрочный
долг Правительства – отсутствует.
Внутренний государственный
долг Беларуси составил Br12,3 трлн., увеличившись
на 32,7% в сравнении с 01 января 2011 г.
и на 9,5% в июне текущего года.
Структура внутреннего
государственного долга имеет вид:
1)кредиты под
гарантию Правительства – 77,8%
всего внутреннего долга;
2)долгосрочный
долг Правительства – 22,2% от
внутреннего долга;
3)краткосрочный
долг Правительства – практически
отсутствует.
http://www.infobank.by/327/itemid/7192/Default.aspx
Согласно нормативам
Всемирного банка, в настоящее время
Беларусь относится к странам
с низким уровнем совокупного
внешнего долга. У нас он колеблется
в пределах 30% от объема ВВП, тогда
как для стран со средним уровнем
внешнего долга этот показатель определен
на уровне 48-80% ВВП, с высоким уровнем
- более 80%. Рядом с долгами таких
стран, как Мексика, Бразилия, Россия,
Китай и Индонезия, каждая из которых
позаимствовала на внешних рынках более
100 млрд. $, займы Беларуси выглядят мизерными.
3.3.
Управление государственным
долгом в Республике
Беларусь
В
данном случае речь пойдет
о совокупности действий органов
государства, связанных:
1)с выпуском
новых займов и выработкой
соответствующих условий эмиссии
ценных бумаг;
2)с выплатой
процентов по ранее выпущенным
займам;
3)с проведением
конверсии и консолидации займов;
4)с погашением
ранее выпущенных обязательств,
срок оплаты которых наступил.
Следует отметить, что
реструктуризация задолженности (пересмотр
условий обслуживания долга) по платежам
в бюджет производилась и ранее, в соответствии
с Указом президента РБ от 10 сентября 1999
года № 530, практически на таких же условиях,
исключая отдельные моменты. Например,
в настоящее время не является препятствием
для реструктуризации отсутствие источников
собственных средств, поскольку можно
разработать инвестиционный проект, предусмотреть
в нем восполнение источников собственных
средств и с полным основанием претендовать
на участие в реструктуризации. Правда,
при этом необходимо обеспечить следующее
условие: проект должен пройти государственную
комплексную экспертизу. Что касается
реструктуризации задолженности по
кредитам с передачей банкам доли акций,
то подобного ранее не практиковалось.
Обычно смысл реструктуризации состоял
в отсрочке сроков погашения кредитов,
поэтому и для банков предстоит реализовать
абсолютно новый вариант списания долгов.
Следует обратить внимание, что задолженность
не обязательно должна быть просроченной.
Об этом речь в указе не идет. Говорится
только о том, что путем реструктуризации
может производиться погашение задолженности,
которую предприятие само не имеет возможности погасить. Участниками реструктуризации,
согласно указу, являются хозяйственные
общества и государственные банки. В положении,
утвержденном Указом № 88, содержатся разъяснения
по поводу того, какие банки являются государственными.
Это банки, имущество которых принадлежит
РБ или ее административно-территориальной
единице или они обладают контрольным
пакетом акций. Смысл же реструктуризации
долгов по кредитам состоит в том, что
банкам в счет задолженности по кредитам
передаются акции хозяйственного общества.
Первоначально решение о реструктуризации
задолженности принимает хозяйственное
общество и затем обращается в банк с соответствующим
пакетом документов. Если банк сочтет
реструктуризацию необходимой, то он направляет
в НБ РБ проект соответствующего нормативного
правового акта. Решение о реструктуризации
принимается Национальным банком по согласованию
с президентом РБ. После принятия положительного
решения в трехмесячный срок производится
увеличение уставного фонда общества
на сумму задолженности по кредитам, осуществляется
передача акций в собственность банка
и вносятся изменения в учредительные
документы общества [20]. В результате банк становится
обладателем акций общества, а общество
избавляется от долгов по кредитам.
Однако не следует забывать, что банк
государственный, и не исключено, что его
доля в уставном фонде может быть различной,
возможно, и преобладающей по сравнению
с другими акционерами. Следовательно,
для общества это связано со сменой формы
собственности с частной на государственную.
В сущности, банк приобретает только акции
предприятия-банкрота. Хотя в чем-то есть
некоторый плюс, поскольку с передачей
акций и погашением задолженности возмещаются
вложенные в кредит ресурсы. В противном
случае вряд ли бы вообще был погашен кредит,
тем более что, скорее всего, ликвидного
обеспечения по проблемным кредитам не
имеется, иначе банком были бы приняты
меры по его реализации. Согласно указу, банки
имеют право получать в собственность
акции хозяйственных обществ для осуществления
целей и задач, определенных уставами
этих банков.