Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, лекция
Предыдущая глава была посвящена теоретическому обзору моделей Интернет-бизнеса и основных подходов к созданию интернет-компаний. В этой главе приведенные выше подходы и модели рассмотрены в приложении к конкретным видам интернет-бизнеса, исследован важнейший вопрос: как и на чем зарабатывают деньги Интернет-проекты различных направлений.
2.5.1. Информация как товар
Источники дохода новостных сайтов можно разделить на две группы: продажа рекламы (рекламная модель бизнеса) и продажа доступа к информации. Во многом структура и идеология бизнеса новостных сайтов схожа со структурой и идеологией контент-проектов с той разницей, что на новостных сайтах роль контента играют новости. Соответственно, информация, размещаемая на новостных сайтах, обновляется значительно чаще, чем информация контент-проектов. Иногда это происходит несколько раз в сутки. Естественно, что затраты на поддержание новостного сайта в актуальном состоянии достаточно высоки. В качестве примера серьезного сетевого издания на рис. 2.7 показана главная страница проектаГазета.Ru.
Рис.2.7. Главная страница Интернет-издания Газета.Ru
Серьезные отличия от контент-проектов становятся очевидны при рассмотрении второй составляющей доходов новостных сайтов: платного доступа к информации. Для того чтобы какую-то информацию можно было продавать, она должна иметь следующие характеристики:
Оперативность информации требуется не всегда, а лишь в тех случаях, когда реагировать на события необходимо мгновенно.
Остальные же характеристики
платной информации должны присутствовать
в любом случае.
2.5.2. Виды информационных ресурсов
Остановимся подробнее
на том, какие информационные ресурсы
могут успешно продаваться
2.5.3. Перспективы
В настоящее время
в российской части Интернета
достаточно много проектов, работающих
с новостями и другими формами
информации. Это не удивительно, поскольку
доставка информации через Интернет весьма
удобна и происходит без задержек. В настоящее
время 15% посещений всех сайтов в России
приходится на новостные ресурсы. Безусловно,
эта отрасль Интернет-бизнеса в ближайшие
годы будет бурно развиваться. Совершенствование
каналов связи позволит свободно передавать
по сети не только текстовую и графическую,
но и видеоинформацию, что не может не
пойти на пользу индустрии новостей. При
этом известные сетевые информационные
агентства будут приобретать все большую
популярность и расширять свою аудиторию,
а новым компаниям станет все труднее
найти в этом бизнесе свою нишу.
2.6. Финансовые услуги
Интернет очень удобен для оказания финансовых услуг, поскольку перевод безналичных денег и заключение сделок на биржах, по сути, осуществляются путем передачи информации, а глобальная сеть для этого и создана.
2.6.1. Интернет-трейдинг
Интернет-трейдинг в России позволяет клиентам работать через Интернет на некоторых биржах (ММВБ, МФБ и др.) и на рынке Forex, Одним из первых в России услуги интернет-трейдинга начал в 1996 году предоставлять "Гута-банк". В настоящее время уже очень многие банки и финансовые компании оказывают эту услугу своим клиентам.
Сайт компании, предоставляющей услуги интернет-трейдинга, как правило, ориентирован на две основные цели: обеспечение удобной работы клиентам и быстрое понимание новыми посетителями и клиентами преимуществ интернет-трейдинга и механизмов его работы. Поэтому на сайтах таких компаний обычно размещаются следующие разделы:
Для оказания услуг
интернет-трейдинга банки и
Одной из наиболее распространенных систем, обеспечивающих предоставление клиентам услуг интернет-трейдинга, является система QUIK (www.quik.ru). Главная страница сайта системы QUIK изображена на рис. 2.8.
Рис. 2.8. Главная страница сайта системы QUIK
Для понимания того, какие услуги должна предоставлять клиенту современная система интернет-трейдинга, рассмотрим возможности системы QUIK.
Наблюдение рыночной информации:
Участие в биржевых торгах:
Online-интеграция с другими программами:
Кроме того, система обеспечивает общение с брокером и другими участниками торгов через систему передачи сообщений.
2.6.2. Интернет-банкинг
Интернет-банкинг — предоставление банковских услуг через Интернет. Начальной формой интернет-банкинга в России стало широкое внедрение систем "банк-клиент", позволяющих удаленно, из офиса фирмы, совершать платежи со счета, передавая платежные поручения по прямому каналу с банком или через Интернет по защищенному каналу.
Полный спектр услуг, входящих в понятие интернет-банкинг, включает в себя практически все услуги, которые обычный банк оказывает клиенту, кроме, естественно, операций с наличными. Интернет-банкинг позволяет клиенту:
Сайт банка, оказывающего клиентам услуги интернет-банкинга, должен обеспечивать клиентам удобство пользования, а новым посетителям предоставлять в наиболее доходчивой форме информацию о спектре услуг и преимуществах, которые они получат, используя интернет-банкинг.
Одним из важнейших вопросов, которому следует уделить на сайте значительное внимание, это методы защиты информации, применяемые системой. Клиент должен быть уверен, что никто не получит несанкционированный доступ к его счетам и к информации о совершаемых им операциях.
Спектр предоставляемых услуг тоже является важной характеристикой системы интернет-банкинга. Чем ближе он к спектру услуг обычного банка, тем более привлекательным является интернет-банкинг для клиента.
Рис. 2.9. Страница сайта Автобанка, посвященная интернет-банкингу
В качестве примера
банка, предоставляющего услуги интернет-банкинга,
можно привести Автобанк (www.avtobank.ru/services/
В настоящее время интернет-банкинг является одним из наиболее динамично развивающихся направлений Интернет-бизнеса в мире и в России. Этому способствует высокая востребован-ность его услуг рынком.
2.6.3. Платежные системы
Платежные системы являются еще одним динамично развивающимся видом финансовых сервисов в Интернете. Во многом они схожи с интернет-банкингом, особенно те платежные системы, которые оперируют реальными банковскими счетами (системы оплаты товаров и услуг в Интернете с помощью кредитных и дебетовых карт). Платежные системы другого вида не используют банковские счета, а оперируют виртуальными денежными обязательствами.
Функции платежных систем, как правило, сводятся к следующему:
Поскольку платежные
системы подробно освещены в третьей
главе, здесь мы рассмотрим только некоторые
особенности построения платежной
системы как вида Интернет-бизнеса. Рынок
услуг, предоставляемых платежными системами,
имеет высокий "порог входа". Платежная
система может нормально работать и приносить
прибыль своим владельцам только при больших
оборотах между счетами клиентов. Большие
обороты возможны тогда, когда много клиентов-физических
лиц совершают значительное количество
покупок у клиентов-юридических лиц, используя
данную платежную систему. Но у покупателей
возникает мотивация к тому, чтобы открыть
счет в платежной системе только тогда,
когда к этой платежной системе уже подключено
большое количество продавцов (интернет-магазинов,
виртуальных казино и т. п.). При этом у
продавцов такая мотивация возникает,
соответственно, только тогда, когда они
рассчитывают на то, что большое количество
физических лиц, уже подключенных к системе,
будут совершать у них покупки. Таким образом,
до накопления определенной "критической
массы" клиентов подключение к платежной
системе не является привлекательным
ни для покупателей, ни для продавцов.
Поэтому развивающиеся платежные системы
вынуждены применять активные рекламные
акции и дополнительные средства мотивации
клиентов к открытию и использованию счетов.
Еще одной важной особенностью платежной
системы является необходимость обеспечения
максимально простых механизмов внесения
в нее денежных средств для пополнения
счетов и механизмов снятия денег со счетов.
Создание таких механизмов (печать собственных
платежных карт, создание системы их распространения,
оповещение потенциальных клиентов о
новых способах пополнения счетов и т.
д.) является дорогостоящим мероприятием
и тоже не способствует снижению "порога
входа". Вывод из вышесказанного следует
один: чем дальше, тем больше платежные
системы в Интернете будут создаваться
только крупными компаниями, располагающими
значительными инвестиционными возможностями.