Основные виды сетевого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:48, лекция

Описание работы

Предыдущая глава была посвящена теоретическому обзору моделей Интернет-бизнеса и основных подходов к созданию интернет-компаний. В этой главе приведенные выше подходы и модели рассмотрены в приложении к конкретным видам интернет-бизнеса, исследован важнейший вопрос: как и на чем зарабатывают деньги Интернет-проекты различных направлений.

Работа содержит 1 файл

vika1.doc

— 1.48 Мб (Скачать)

2.5.1. Информация как товар

Источники дохода новостных  сайтов можно разделить на две  группы: продажа рекламы (рекламная  модель бизнеса) и продажа доступа  к информации. Во многом структура  и идеология бизнеса новостных  сайтов схожа со структурой и идеологией контент-проектов с той разницей, что на новостных сайтах роль контента играют новости. Соответственно, информация, размещаемая на новостных сайтах, обновляется значительно чаще, чем информация контент-проектов. Иногда это происходит несколько раз в сутки. Естественно, что затраты на поддержание новостного сайта в актуальном состоянии достаточно высоки. В качестве примера серьезного сетевого издания на рис. 2.7 показана главная страница проектаГазета.Ru.

Рис.2.7. Главная страница Интернет-издания Газета.Ru

Серьезные отличия  от контент-проектов становятся очевидны при рассмотрении второй составляющей доходов новостных сайтов: платного доступа к информации. Для того чтобы какую-то информацию можно было продавать, она должна иметь следующие характеристики: 

  • недоступность широкому кругу пользователей сети без оплаты; 
  • оперативность. В идеале информация должна поступать в виде ленты новостей, в которой новость публикуется с задержкой от минуты до десяти минут после того, как произошло событие, о котором говорится в новости;  
  • достоверность. Как правило, клиент покупает платный доступ к каким-либо новостям не просто из любопытства, а для принятия финансовых и управленческих решений. Недостоверная или ложная информация может нанести ему ущерб со всеми вытекающими последствиями;  
  • полнота. Никакие важные новости или данные не должны быть упущены, поскольку, как и в случае недостоверной информации, клиент может понести убытки из-за того, что он не знал о событии, о котором должен был знать для принятия решения.

Оперативность информации требуется не всегда, а лишь в  тех случаях, когда реагировать на события необходимо мгновенно.

Остальные же характеристики платной информации должны присутствовать в любом случае.   

2.5.2. Виды  информационных ресурсов

Остановимся подробнее  на том, какие информационные ресурсы  могут успешно продаваться через  Интернет:  

  • новостные ленты (online-новости). Достаточно широкому кругу менеджеров компаний различного профиля необходимо узнавать о происходящих в мире событиях незамедлительно. Например, лента финансовых и политических новостей жизненно необходима трейдерам для принятия решений о продажах и покупках на биржах;  
  • подписки на электронные копии периодических изданий. Некоторые газеты и журналы выпускают свои полные электронные копии и предоставляют к ним доступ. Это платная услуга. В качестве примера можно привести платную подписку на постатейный доступ к электронной версии материалов газеты "Деловой Петербург" (www.dp.ru); 
  • доступ к электронным архивам и базам данных, содержащим информацию по самым разным вопросам. Хорошим примером здесь может послужить информационное агентство Integrum Techno (www.integrum.ru), предоставляющее платный доступ к своим базам данных. Естественно, что платный доступ к большим объемам информации должен быть дополнен сервисом по поиску необходимых данных в базе. Integrum Techno использует для этих целей специально разработанную информационно-поисковую систему "Артефакт". За доступ к базам данных может взиматься абонентская плата (за неделю, месяц и т. д.), плата за доступ к каждому единичному документу или плата за объем (в мегабайтах) выкачанной информации;  
  • аналитические отчеты и исследования. Вместо того, чтобы предоставлять клиенту доступ к базам данных, компания может сама, по заказу клиента, провести анализ хранящихся в базе материалов и подготовить для клиента отчет по интересующему его вопросу. Как правило, такой отчет получается качественнее, чем та информация, которую клиент получил бы сам, поскольку сотрудники компании имеют больший опыт в работе с поисковой системой, которой оснащена база данных, и с большей вероятностью не упустят ничего важного; 
  • собственные аналитические материалы и прогнозы. Наряду с анализом баз данных, компания может своими силами анализировать рынки, политическую и экономическую ситуацию и делать свои прогнозы и исследования. Такая информация тоже может продаваться, хотя услуги по ее предоставлению можно отнести скорее не к информационному бизнесу, а к консультационным услугам. 
 

 

2.5.3. Перспективы

В настоящее время  в российской части Интернета  достаточно много проектов, работающих с новостями и другими формами  информации. Это не удивительно, поскольку доставка информации через Интернет весьма удобна и происходит без задержек. В настоящее время 15% посещений всех сайтов в России приходится на новостные ресурсы. Безусловно, эта отрасль Интернет-бизнеса в ближайшие годы будет бурно развиваться. Совершенствование каналов связи позволит свободно передавать по сети не только текстовую и графическую, но и видеоинформацию, что не может не пойти на пользу индустрии новостей. При этом известные сетевые информационные агентства будут приобретать все большую популярность и расширять свою аудиторию, а новым компаниям станет все труднее найти в этом бизнесе свою нишу.  

2.6. Финансовые услуги

Интернет очень  удобен для оказания финансовых услуг, поскольку перевод безналичных  денег и заключение сделок на биржах, по сути, осуществляются путем передачи информации, а глобальная сеть для этого и создана. 

2.6.1. Интернет-трейдинг

Интернет-трейдинг в  России позволяет клиентам работать через Интернет на некоторых биржах (ММВБ, МФБ и др.) и на рынке Forex, Одним из первых в России услуги интернет-трейдинга начал в 1996 году предоставлять "Гута-банк". В настоящее время уже очень многие банки и финансовые компании оказывают эту услугу своим клиентам.

Сайт компании, предоставляющей  услуги интернет-трейдинга, как правило, ориентирован на две основные цели: обеспечение удобной работы клиентам и быстрое понимание новыми посетителями и клиентами преимуществ интернет-трейдинга и механизмов его работы. Поэтому на сайтах таких компаний обычно размещаются следующие разделы:  

  • информация о компании; 
  • услуги компании;  
  • информация о программном обеспечении; 
  • защита информации и транзакций; 
  • демонстрационная версия программного обеспечения; 
  • часто задаваемые вопросы (FAQ); 
  • аналитическая информация; 
  • финансовые новости;  
  • раздел для клиентов.

Для оказания услуг  интернет-трейдинга банки и финансовые компании иногда изготавливают собственное программное обеспечение, но чаще используют уже готовые программы.

Одной из наиболее распространенных систем, обеспечивающих предоставление клиентам услуг интернет-трейдинга, является система QUIK (www.quik.ru). Главная страница сайта системы QUIK изображена на рис. 2.8.

Рис. 2.8. Главная страница сайта системы QUIK

Для понимания того, какие услуги должна предоставлять  клиенту современная система  интернет-трейдинга, рассмотрим возможности  системы QUIK.

Наблюдение рыночной информации: 

  • получение биржевой информации о ходе торгов на валютном, фондовом и срочном рынках с российских бирж в режиме реального времени; 
  • полное состояние спроса и предложения по каждому торгуемому инструменту ("очереди заявок"); 
  • динамика изменения расчетных биржевых индексов в режиме  реального времени;  
  • отображение динамики изменения каждого из параметров по любому инструменту на графике; 
  • получение новостных лент ведущих российских информационных агентств; 
  • интерфейс клиентской программы на русском и английском языке. Возможность перевода на любой другой язык под заказ.

Участие в биржевых торгах: 

  • полноценный доступ к биржевым торгам на валютном, фондовом и срочном рынке через сертифицированные модули передачи заявок; 
  • автоматическое выставление заявок в торговую систему указанной биржи от имени своего брокера;  
  • автоматический расчет комиссии брокера по гибкой тарифной сетке с учетом неисполненных заявок; 
  • исполнение лимитированных и рыночных (на продажу) заявок; 
  • контроль состояния исполнения собственных заявок трейдера, а также заявок закрепленных клиентов;   
  • полная информация о собственных сделках и всех заключенных сделках по всем торгуемым инструментам;   
  • редактирование и снятие заявки непосредственно из окна состояния портфеля; 
  • быстрый ввод заявки из окна очередей котировок, оптимизированная форма быстрой подачи заявки; 
  • "Карман транзакций", позволяющий создавать и использовать шаблоны заявок, а также выставлять несколько заявок одновременно; 
  • поддержка маржинальной торговли в полном объеме — предоставление кредитного "плеча" и возможности короткой продажи, динамическое регулирование "плеча" отдельно по каждой бумаге, на продажу и на покупку.

Online-интеграция с  другими программами: 

  • с системами технического анализа;  
  • с архивами и базами данных; 
  • с системами учета клиентских операций.

Кроме того, система обеспечивает общение с брокером и другими участниками торгов через систему передачи сообщений.

2.6.2. Интернет-банкинг

Интернет-банкинг  — предоставление банковских услуг  через Интернет. Начальной формой интернет-банкинга в России стало  широкое внедрение систем "банк-клиент", позволяющих удаленно, из офиса фирмы, совершать платежи со счета, передавая платежные поручения по прямому каналу с банком или через Интернет по защищенному каналу.

Полный спектр услуг, входящих в понятие интернет-банкинг, включает в себя практически все услуги, которые обычный банк оказывает клиенту, кроме, естественно, операций с наличными. Интернет-банкинг позволяет клиенту: 

  • совершать платежи со своих счетов на любые счета в любых банках, в том числе и платежи в иностранной валюте; 
  • продавать и покупать иностранную валюту; 
  • открывать новые счета и переводить на них денежные средства;  
  • пополнять счета корпоративных пластиковых карт и снимать с них средства; 
  • получать информацию о поступивших и исходящих платежах и выписки о текущем состоянии счета; 
  • отзывать ошибочные платежи при возникновении такой необходимости;  
  • получать информационные и консультационные услуги.

Сайт банка, оказывающего клиентам услуги интернет-банкинга, должен обеспечивать клиентам удобство пользования, а новым посетителям предоставлять в наиболее доходчивой форме информацию о спектре услуг и преимуществах, которые они получат, используя интернет-банкинг.

Одним из важнейших  вопросов, которому следует уделить  на сайте значительное внимание, это  методы защиты информации, применяемые системой. Клиент должен быть уверен, что никто не получит несанкционированный доступ к его счетам и к информации о совершаемых им операциях.

Спектр предоставляемых  услуг тоже является важной характеристикой  системы интернет-банкинга. Чем ближе он к спектру услуг обычного банка, тем более привлекательным является интернет-банкинг для клиента.

Рис. 2.9. Страница сайта Автобанка, посвященная интернет-банкингу

В качестве примера  банка, предоставляющего услуги интернет-банкинга, можно привести Автобанк (www.avtobank.ru/services/klntpriv/isb/). Услуги оказываются с помощью программного продукта "Интернет Сервис Банк", который обеспечивает удаленное управление банковскими счетами через Интернет в режиме реального времени в любое время суток. "Интернет Сервис Банк" предоставляет доступ ко всем счетам клиента, открытым в Автобанке: текущим (рублевым и валютным), карточным, депозитным. Пользователь системы может сам определить перечень счетов, которые будут доступны ему через "Интернет Сервис Банк". Страница сайта Автобанка, посвященная интернет-банкингу, показана на рис. 2.9.

В настоящее время  интернет-банкинг является одним из наиболее динамично развивающихся направлений Интернет-бизнеса в мире и в России. Этому способствует высокая востребован-ность его услуг рынком.

2.6.3. Платежные  системы

Платежные системы  являются еще одним динамично  развивающимся видом финансовых сервисов в Интернете. Во многом они схожи с интернет-банкингом, особенно те платежные системы, которые оперируют реальными банковскими счетами (системы оплаты товаров и услуг в Интернете с помощью кредитных и дебетовых карт). Платежные системы другого вида не используют банковские счета, а оперируют виртуальными денежными обязательствами.

Функции платежных  систем, как правило, сводятся к следующему:  

  • открытие и ведение виртуальных счетов клиентов; 
  • предоставление клиентам возможности пополнить свои виртуальные счета различными способами (банковским переводом, внесением наличных, почтовым переводом, активацией специальных карт, эмитируемых платежной системой, и т. д.); 
  • предоставление клиентам возможности вывода денег из платежной системы на банковские счета, в наличной форме и т. д.; 
  • осуществление транзакций (переводов) между счетами клиентов, хранение данных по истории транзакций; 
  • обеспечение безопасности счетов (предотвращение несанкционированного доступа) и защиты клиентской информации;  
  • консультационная поддержка клиентов; 
  • бесперебойное функционирование программно-аппаратного комплекса платежной системы.

Поскольку платежные  системы подробно освещены в третьей  главе, здесь мы рассмотрим только некоторые  особенности построения платежной системы как вида Интернет-бизнеса. Рынок услуг, предоставляемых платежными системами, имеет высокий "порог входа". Платежная система может нормально работать и приносить прибыль своим владельцам только при больших оборотах между счетами клиентов. Большие обороты возможны тогда, когда много клиентов-физических лиц совершают значительное количество покупок у клиентов-юридических лиц, используя данную платежную систему. Но у покупателей возникает мотивация к тому, чтобы открыть счет в платежной системе только тогда, когда к этой платежной системе уже подключено большое количество продавцов (интернет-магазинов, виртуальных казино и т. п.). При этом у продавцов такая мотивация возникает, соответственно, только тогда, когда они рассчитывают на то, что большое количество физических лиц, уже подключенных к системе, будут совершать у них покупки. Таким образом, до накопления определенной "критической массы" клиентов подключение к платежной системе не является привлекательным ни для покупателей, ни для продавцов. Поэтому развивающиеся платежные системы вынуждены применять активные рекламные акции и дополнительные средства мотивации клиентов к открытию и использованию счетов. Еще одной важной особенностью платежной системы является необходимость обеспечения максимально простых механизмов внесения в нее денежных средств для пополнения счетов и механизмов снятия денег со счетов. Создание таких механизмов (печать собственных платежных карт, создание системы их распространения, оповещение потенциальных клиентов о новых способах пополнения счетов и т. д.) является дорогостоящим мероприятием и тоже не способствует снижению "порога входа". Вывод из вышесказанного следует один: чем дальше, тем больше платежные системы в Интернете будут создаваться только крупными компаниями, располагающими значительными инвестиционными возможностями. 

Информация о работе Основные виды сетевого бизнеса