Организация бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

задачи данной работы состоят в определении теоретических основ бизнес-планирования, а именно в определении сущности и функции бизнес-планирования на предприятии, типов и структуры организации бизнес-планирования на предприятии.
Необходимо определить также, методические основы организации бизнес- планирования на предприятии: методику организации бизнес-планирования на предприятии и методы оптимизации организации бизнес-планирования.

Содержание

Введение …............................................................................................................3
1.Теоретические основы бизнес- планирования.....................................6
1.1 Сущность и функции бизнес- планирования на предприятии..............6
1.2. Типы и структура организации бизнес- планирования на предприятии.12
2. Методические основы организации бизнес- планирования на
предприятии …......................................................................................................18
2.1 Методика организации бизнес- планирования на предприятии...............18
2.2 Методы оптимизации организации бизнес- планирования на
предприятии............................................................................................................33
Выводы и предложения ….................................................................................36
Список использованной литературы................................................................39

Работа содержит 1 файл

курсовая_бизнес-планирование-2.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

     Раздел  “Финансовый план” должен содержать прогноз движения денежных потоков от реализации бизнес-плана (поступления и выплаты по операционной финансовой и инвестиционной деятельности) и описание текущего финансового состояния организации. Кроме того, составляют план доходов и расходов, в который включают прогноз объема продаж и оценку всех статей расходов, а также данные о предполагаемом объеме инвестиций по проекту с указанием источников финансирования.

     Заканчивается бизнес-план “Приложениями”, куда могут входить некоторые финансовые расчеты, не приведённые в разделе “Финансовый план”, документы, подтверждающие и разъясняющие сведения, пред- ставленые в бизнес-плане, рекламный материал и т.д. Кроме того, приложения могут содержать дополнительную информацию, представляемую разработчиком по своему усмотрению.

     Таким образом, в бизнес-плане должны быть отражены емкость и перспектива  рынка продукции, дана оценка предполагаемых затрат на производство и реализацию продукции, соизмерены затраты с прогнозируемым уровнем прибыли и определена целесообразность развития производства в существующих экономических условиях.[10,22]

  1. Методические основы организации бизнес-планирования на предприятии
 

          2.1. Методика организации бизнес-планирования на предприятии

      Одна  из самых главных частей бизнес-планирования – это определение и расчет факторов риска. Созданный проект является, в сущности, прогнозом, который показывает, что при определенных значениях исходных данных могут быть получены расчетные показатели эффективности хозяйственной деятельности. Однако строить свои планы на таком жестко заданном прогнозе несколько рискованно, поскольку даже незначительное изменение исходных данных может привести к совершенно неожиданным результатам. Ведь успех реализации проекта зависит от множества переменных величин, которые вводятся в описание в качестве исходных данных, но в действительности не являются полностью контролируемыми параметрами. К числу таких параметров относятся следующие показатели. объем сбыта, цена продукции, суммы издержек, величина налогов, уровень инфляции и др. Все эти величины можно рассматривать как случайные факторы, оказывающие влияние на результат проекта.[5,36]

Факторный метод– группа методов многомерного статистического анализа, которые позволяют представить в компактной форме обобщенную информацию о структуре связей между наблюдаемыми признаками изучаемого объекта на основе выделения некоторых непосредственно ненаблюдаемых факторов. Факторный анализ определяет предполагаемые факторы риска и степень их воздействия на деятельность предприятия или на проект.

Выделяют  четыре основных метода факторного анализа: 1) метод цепных подстановок; 2) интегральный метод; 3) индексный метод; 4) дифференцирование.

Экспертный  метод путем экспертных оценок специалистов в этой области устанавливает степень риска воздействия на проект/предприятие.

При анализе  рисков проекта формируется таблица  экспертного мнения. В таблице  рассматриваются любые возможные  риски и уровень их воздействия на рассматриваемый проект. Таблица не имеет отношения к какой-либо определенной дате, отрасли или экономическим обстоятельствам. Уровень предполагаемых рисков и их список формируются в соответствии с вашими знаниями о них. Для использования данной таблицы необходимо быть экспертом в исследуемой области. Консультанты, специалисты, лучше всего, чтобы это были независимые эксперты рынка, составляют собственное, основанное на опыте, мнение о рисках проекта. Затем вычисляется среднее значение по перечисленным статьям, и бизнес-модель рассчитывается с учетом самых сильных рисков проекта.

      Одной из задач анализа проекта является определение чувствительности показателей  эффективности к изменениям различных  параметров. Необходимо анализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличение задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции). Такой анализ называется анализом чувствительности.

Чем шире диапазон параметров, в котором показатели эффективности остаются в пределах приемлемых значений, тем выше «запас прочности» проекта, тем лучше он защищен от колебаний различных  факторов, оказывающих влияние на результаты реализации проекта.

Исследование  чувствительности показателей эффективности  к изменению ставки дисконтирования  позволяет определить устойчивость проекта по отношению к колебаниям конъюнктуры финансового рынка  и возможным изменениям макроэкономических условий деятельности. Для анализа чувствительности необходимо:

• выбрать основные показатели (NPV, IRR, FV и т. д.), изменение которых существенно отразится на потоках проекта;

• проанализировать при изменении уровня факторов (изменение выручки, себестоимости, затрат на зарплату, налоги и т. д.), какой из показателей будет наиболее чутким к этим изменениям и какой фактор оказывает самое большое воздействие на модель;

• проверить чувствительность выбранного показателя при вероятности отклонений первого (вероятность того, что фактор изменится, т. е. станет больше, меньше или останется плановым) и второго уровней (если фактор все же окажется ниже планового уровня, то с вероятностью 60 % отклонение будет не более 10 %).

 МЕТОД МОНТЕ-КАРЛО. Цель статистического анализа – определить степень воздействия случайных факторов на показатели эффективности проекта. Анализ производится следующим образом. Допустим, определено, какие именно данные следует признать неопределенными, а также установлен диапазон значений, в пределах которого они могут изменяться случайным образом. Если речь идет, например, о двух параметрах, это означает, что определена область значений исходных данных, имеющая форму прямоугольника. Для трех переменных эта область представляет собой параллелепипед. Совокупность исходных данных, от которых зависит судьба проекта, отображается точкой, лежащей внутри выделенной области. Таких точек великое множество, поэтому выполнить расчет проекта для каждой из них невозможно. Тем не менее необходимо определить, какое воздействие оказывает неопределенность исходных данных на поведение модели. Эта задача решается с помощью метода Монте-Карло.[14,76]

      Сравнительный метод сводится к анализу сценариев.

      Анализ  сценариев – анализ риска, при  котором наряду с базовым вариантом  проекта рассматривается несколько потенциально возможных для реализации вариантов. По сути, сценарий – это вероятное событие, которое может существенно повлиять на интегральные показатели проекта. В основу создаваемых сценариев (вариантов) обычно кладутся экспертные оценки прогноза изменения экономических показателей (инфляция, изменение налоговой нагрузки), экономической ситуации на определенном рынке (цены, объем сбыта). В соответствии с ними определяются значения факторов проекта, проверяемых на риск, рассчитываются пессимистический, оптимистический и реалистический (наиболее вероятный) варианты проекта. Определяется NPV для каждого из этих сценариев и сравнивается со значением NPV базисного варианта проекта. В качестве базового варианта используется ранее подготовленная модель проекта. В данном случае сравниваются не различные сценарии проекта, а ряд созданных на его основе. Несколько сценариев – вариантов проектов задаются отклонениями от базового варианта, а затем их показатели сравниваются между собой.

Для принятия решения также используется графическое отображение Cash-Flow и NPV сравниваемых сценариев. Отклонения Cash-Flow позволят оценить заложенную в модель схему финансирования, включая время появления дефицита или переизбытка средств для различных вариантов.

Сценарный анализ рекомендуется применять  при конечном числе сценариев. Зачастую реальный проект предполагает неограниченное число возможных вариантов развития событий, вероятность появления  которых не определена, а следовательно, может считаться одинаковой. [19,143]

      Метод исследования рынка сводится к определению конкурентоспособности предприятия, размер его издержек и финансовое положение компании.

      Конкурентоспособность. Это – преимущество компании, дающее ей возможность увеличить свою стоимость  с большим темпом роста, чем у конкурентов. Информация в данном разделе необходима для определения доли рынка и объемов сбыта продукции. Для полного анализа необходимо ответить на следующие вопросы:

      Какую долю будет занимать компания на рынке  через период, определенный вашим бизнес-планом? • Будут ли созданы новые рынки как результат реализации вашей стратегии? • Будут ли клиенты вашей компании «получены» в результате роста общей емкости рынка или они будут перехвачены у конкурентов (укажите их)? • Какова будет реакция конкурентов на расширение или выход на данный сегмент рынка? Как они ответят на ваши действия?

Операции. Этот раздел должен содержать все  возможные издержки компании при  производстве и реализации продукции: дистрибьюторская система; • процессы патентования и лицензирования; • инвестиции в производственные мощности; • ключевые поставщики сырья, материалов и комплектующих – уровень цен на сырье, прогноз на уровень цен через два-три года; • оплата труда сотрудникам компании; • аренда.[11,38]

Финансовое  положение компании. Данный раздел включает финансовые результаты работы компании в предыдущие периоды, включая баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о денежных потоках. Данная информация берется из внешней финансовой отчетности компании (желательно, чтобы данная отчетность была приведена к стандартам IAS). Данная информация необходима инвестору, чтобы оценить, насколько эффективно действовала компания в прошлом. Желательно привести краткие комментарии к отчету, из которых будет видно, какие события повлияли на полученные финансовые результаты в каждый представленный год. Комментарии должны пояснять изменения в объеме продаж, валовой, операционной, чистой прибыли и т. д. Это даст возможность понять объемы финансовых операций компании.[20,30] 

    1. Методы оптимизации организации бизнес-планирования на предприятии
 

      Оптимальное управление состоит в выборе управляющих параметров, обеспечивающих наилучшее поведение системы, ее развитие к цели по оптимальной траектории. Управляющие параметры рассматриваются как функция времени с возможностью их изменения по ходу процесса и выбора на каждом этапе их наилучших (оптимальных) значений. Для экономической системы бизнес-планирования такими параметрами служат плановые решения, а также меры по организации их выполнения.

      Оптимальное решение выбирается  по какому-либо критерию оптимизации  (методу оптимизации) из всех  альтернативных вариантов. Оптимизация  организации бизнес-планирования  сводится к перебору множества  факторов, влияющих на результат. 

    Основным методом оптимизации является моделирование: логическое, физическое или экономико-математическое.

     Наибольшее распространение для  оптимизации организации бизнес-планирования  в области экономики и финансов  нашли экономико-математические  методы моделирования. 

    Оптимизация организации бизнес-планирования  может производиться по различным  критериям: 

  • максимизация прибыли, достигаемая к какому-то периоду, или накопленная прибыль за ряд интервалов планирования;
  • максимизация сальдо потока денежных средств, накопленного на расчетном счете предприятия;
  • экономической эффективности, рассчитываемой с использованием дисконтирования;
  • показатели рентабельности и прибыльности.

     В качестве ограничений могут  выступать такие параметры, как  объем продаж, объем привлекаемых заемных средств, сроки кредитования, показатели ликвидности и финансовой устойчивости.

     Для оптимизации организации  бизнес-планирования устанавливаются  критерии сравнения вариантов  решения в виде компонента  прибыли или ее совокупности, эффективности использования различных ресурсов и т.д. Конкретными критериями модели могут быть:

  • максимизация полезного эффекта при ограничении совокупности затрат, т.е. получение максимального дохода при ограничениях на количество ресурсов;
  • минимизация себестоимости товара с увеличением прибыли при постоянной рыночной нише;
  • рост производительности труда, улучшение использования оборудования, материальных средств, т.е. повышение эффективности использования уже имеющихся ресурсов.

Информация о работе Организация бизнес-планирования на предприятии