Организация бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

задачи данной работы состоят в определении теоретических основ бизнес-планирования, а именно в определении сущности и функции бизнес-планирования на предприятии, типов и структуры организации бизнес-планирования на предприятии.
Необходимо определить также, методические основы организации бизнес- планирования на предприятии: методику организации бизнес-планирования на предприятии и методы оптимизации организации бизнес-планирования.

Содержание

Введение …............................................................................................................3
1.Теоретические основы бизнес- планирования.....................................6
1.1 Сущность и функции бизнес- планирования на предприятии..............6
1.2. Типы и структура организации бизнес- планирования на предприятии.12
2. Методические основы организации бизнес- планирования на
предприятии …......................................................................................................18
2.1 Методика организации бизнес- планирования на предприятии...............18
2.2 Методы оптимизации организации бизнес- планирования на
предприятии............................................................................................................33
Выводы и предложения ….................................................................................36
Список использованной литературы................................................................39

Работа содержит 1 файл

курсовая_бизнес-планирование-2.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

      Объективно  говоря, составление бизнес - плана не только мобилизует руководителей фирм на более тщательное изучение своей деятельности, в том числе в процессе воплощения планов, но и делает управление более эффективным.

      Любой бизнес-план включает в себя как  минимум следующие сведения: описание фирмы (название, юридическую форму собственности, направление деятельности, производимые товары и услуги, управление, финансы), производственный план (для фирм, участвующих в производственной деятельности), маркетинг-план, финансовый план и приложения.

     Бизнес-планирование является одной из форм планирования развития организации. В отличие  от стратегического и тактического планирования, бизнес - планирование носит разовый характер.

     К важнейшим функциям бизнес-планирования относятся:

     -инициирование (активизация, стимулирование и мотивирование планируемых действий, реализация проектов и отдельных мероприятий);

     -прогнозирование  (предвидение и обоснование идеального состояния организации на основе анализа и учета факторов внешней и внутренней среды);

     -оптимизация  (обеспечение выбора наиболее  эффективного варианта развития  организации в условиях влияния  конкретных факторов);

     -координация  и интеграция (определение взаимосвязи  и взаимозависимости всех структурных  подразделений организации : ориентацией их на достижение единой цели);

     -безопасность  управления (обеспечение информацией  о существующих рисках для  своевременного принятия мер  по снижению их отрицательного  влияния);

     -упорядочение (создание единого порядка для  успешной работы и ответственности за принимаемые решения);

     -контроль (оперативное отслеживание выполнения  плана, выявление ошибок и возможностей  его корректировки);

     -воспитание  и обучение (непрерывный процесс  обучения сотрудников при реализации  бизнес-плана развития организации,  в том числе и на собственных ошибках, способствует повышению эффективности их работы);

     -документирование (представление спланированных действий  в виде единого документа, который  позволяет судить об успешности  или ошибочности действий менеджеров  организации)

     Кроме того, бизнес-план как результат процесса бизнес-планирования способствует привлечению инвестиционных ресурсов (банковских кредитов, средств иностранных инвесторов, бюджетных и других средств).

     Для повышения эффективности бизнес-планирования развития организации необходимы как минимум четыре составляющие:

  1. методическая и методологическая основа бизнес-планирования;
  2. информационная основа бизнес-планирования (результаты диагностики условий развития организации);
  3. организационная основа бизнес-планирования (организационная структура и структура управления организации должны соответствовать требованиям бизнес-плана развития организации);
  4. программно-технологическая основа бизнес-планирования.[16,26]
 
 

1.3. Типы и структура  организации бизнес-планирования на предприятии

     В практике планирования выделяют несколько  типов бизнес-планов, в зависимости  от круга задач, которые должно решать предприятие. Можно выделить следующие  типы бизнес-планов:

     1) производственный (внутренний) бизнес-план, который необходим для планирования и прогнозирования деятельности предприятия; для определения целей развития в предстоящем плановом периоде для решения проблем, с которыми предприятие сталкивается при реализации своих целей, и определения путей их преодоления с наименьшими затратами. Производственный бизнес-план позволяет убедиться, что все тщательно спланировано и целесообразно с точки зрения финансового, материального обеспечения, а также и трудовых отношений с учетом прошлой деятельности, с учетом конъюнктуры рынка;

     2) инвестиционный бизнес-план, который является инструментом для привлечения инвесторов. Он предусматривает строительство (освоение инвестиций), изменение технологии, все то, что связано с такой экономической категорией, как инвестиции (капитальные вложения). В инвестиционном плане должны быть максимально учтены главные интересы кредиторов – обеспечение возвратности кредита и своевременная уплата процентов за пользование им. Многие банки, инвестиционные структуры разработали соответствующие стандарты, формы инвестиционных бизнес-планов;

     3) бизнес-план финансового оздоровления, который составляется предприятием, находящимся в состоянии неплатежеспособности, и предполагает финансовое оздоровление  предприятия обычно в период  наблюдения или внешнего управления  предприятия обычно в период наблюдения или внешнего управления его имуществом. Этот бизнес-план проходит достаточно длительный и сложный период согласования с кредиторами, с собственниками неплатежеспособного предприятия. Порядок согласования, структура бизнес-плана и методика его составления разработаны и утверждены Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий;

     4) бизнес-план для получения кредитов  с целью пополнения оборотных  средств предприятия или для  реализации широкомасштабных проектов развития действующего производства.

     Успехи  производственно-хозяйственной деятельности предприятия во многом определяются качеством производственного бизнес-планирования, которое включает определения перспективных  целей, способов их достижения и ресурсного обеспечения. Каждое предприятие должно решить три задачи: «что», «как» и «для кого». Производственное бизнес-планирование – это процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана создания, развития и функционирования предприятия.[13,66]

     Производственное  бизнес-планирование выступает как  заранее разработанная система  мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов и объема работ, а также  методы, последовательность и сроки  выполнения работ по производству и реализации той или иной продукции или оказанию услуг. Производственное бизнес-планирование дает также основу для принятия решения. Знание того, чего предприятие желает достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Производственное бизнес-планирование основывается на комплексном анализе результатов деятельности предприятия за предыдущие временные периоды и направлено на эффективное использование материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов предприятия.

     Некоторые предприятия, особенно вновь образованные фирмы, могут достичь определенного успеха, не затрачивая большого труда на формальное планирование. Они считают внутрихозяйственное планирование ненужным, ибо и так получают большую прибыль, имеют высокий уровень рентабельности в результате сложившейся для них благоприятной ситуации. Однако это временный успех, часто не зависящий от результатов их производственно-хозяйственной деятельности, может быстро пройти. Производственное бизнес-планирование способно создать ряд важных, долговременно действующих благоприятных факторов для предприятия, прежде всего оно помогает снизить риск при принятии решения.

     Чтобы эффективно конкурировать в рыночной экономике, предприятие должно постоянно  заниматься сбором и анализом огромного  количества информации об отрасли, конкуренции и учитывать все это при разработке производственного бизнес-плана, повышая тем самым реальность достижения поставленных целей.

     В производственном бизнес-планировании большое значение имеют как исходный уровень, имеющаяся база, сложившиеся тенденции развития, так и активный поиск альтернативных решений, выбор лучшего из них и определение на этой основе общих тенденций развития, формирования механизма их реализации.

     Можно сделать вывод, что производственное бизнес-планирование учитывает как внутренние, так и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятия.

     Согласно  приказу Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. № 75 к оформлению бизнес-плана  предъявляются следующие требования:

     Бизнес-план начинается с титульного листа, затем идет содержание, далее — основные разделы и приложения.

     На  титульном листе бизнес-плана  обычно представляется следующая информация: наименование проекта и краткое  изложение его сущности; название и организационно-правовая форма предприятия, реализующего проект; краткие сведения об авторах проекта (фамилия, инициалы, должность и контактная информация); стоимость проекта; требования конфиденциальности.

     Содержание  представляет собой перечисление разделов бизнес-плана с указанием страниц. В нем выделяют наиболее важные пункты в зависимости от требований конкретного проекта.[3,28]

     Структура бизнес-плана включает следующие  разделы:

  1. Резюме;
  2. Характеристика выпускаемой продукции и оказываемых услуг;
  3. Оценка рынка сбыта;
  4. План маркетинга;
  5. План производства товаров;
  6. Организационный план;
  7. Потенциальные риски;
  8. Финансовый план;
  9. Приложения.

     При разработке можно придерживаться любой  структуры бизнес-плана, соответствующей  общепризнанным стандартам.

     При разработке конкретного бизнес-плана, за основу была взята следующая структура:

     1.Резюме

     2.Описание  бизнеса

     3.Анализ  рынка

     4.План  маркетинга

     5.Организационный  план

     6.Финансовый  план

     7.Потенциальные  риски

     8. Приложения

     В “Резюме” отражают основную идею проекта и обобщают выводы по разделам бизнес-плана, а также приводят результаты расчетов экономической эффективности реализации данного бизнес-плана. При составлении “Резюме” следует дать ответы на следующие вопросы: для чего и в каком объеме требуются инвестиции, в чем суть проекта и каковы основные параметры проекта?

     В разделе “ Описание бизнеса ” бизнес-плана даётся общее описание компании, характеристика товаров и услуг, которые организация предлагает или намерена предложить рынку. Также, в этом разделе даётся анализ отрасли в целом, и формулируются цели компании.

     Раздел  бизнес-плана “Анализ рынка ” связан с изучением рынка сбыта, определением спроса на продукцию, анализом конкурентов и позволяет предпринимателю четко представить, кто, почему и в каких количествах покупает или будет покупать продукцию данной организации.

     Слабое  знание рынка является одной из основных причин неудачи многих коммерческих проектов.

     В разделе “План маркетинга” приводят информацию о маркетинговой стратегии (стратегическое планирование) и маркетинговом комплексе и программе действий (тактическое планирование) организации. Важнейшее место здесь занимают аспекты, связанные с созданием конкурентоспособного предложения и его постоянным обновлением. Исходным моментом являются определение потребностей целевых покупателей и эффективное удовлетворение их посредством продуктов рыночной новизны.

     В разделе “План производства”  указывают место производства продукции, приводят программу производства и  реализации продукции с указанием  объемов производства, необходимых производственных мощностей (зданий, сооружений, технологий, оборудования, задействованных в производстве и реализации продукции), условий их приобретения и потребности в обновлении. Стратегия материально-технического обеспечения программы производственной деятельности включает расчет потребности в материальных ресурсах и обоснование выбора поставщиков ресурсов исходя из их репутации, опыта работы с ними, условий поставок, ориентировочных цен, а также возможные альтернативные источники снабжения ресурсами.

     В разделе бизнес-плана “Организационный план” приводят данные о руководстве (владельцах) организации (совете директоров, высшем руководстве, а также менеджерах, играющих важную роль в реализации бизнес-плана).

     В разделе “Потенциальные риски” указывают факторы, влияющие на величину конкретных видов рисков, связанных с реализацией проекта (технологический, организационный и управленческий риск, риск материально-технического обеспечения, финансовый, экономический и экологический риск). Проводится анализ вероятных рисков мероприятия по их снижению.

Информация о работе Организация бизнес-планирования на предприятии