Организация бизнес-планирования на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

задачи данной работы состоят в определении теоретических основ бизнес-планирования, а именно в определении сущности и функции бизнес-планирования на предприятии, типов и структуры организации бизнес-планирования на предприятии.
Необходимо определить также, методические основы организации бизнес- планирования на предприятии: методику организации бизнес-планирования на предприятии и методы оптимизации организации бизнес-планирования.

Содержание

Введение …............................................................................................................3
1.Теоретические основы бизнес- планирования.....................................6
1.1 Сущность и функции бизнес- планирования на предприятии..............6
1.2. Типы и структура организации бизнес- планирования на предприятии.12
2. Методические основы организации бизнес- планирования на
предприятии …......................................................................................................18
2.1 Методика организации бизнес- планирования на предприятии...............18
2.2 Методы оптимизации организации бизнес- планирования на
предприятии............................................................................................................33
Выводы и предложения ….................................................................................36
Список использованной литературы................................................................39

Работа содержит 1 файл

курсовая_бизнес-планирование-2.doc

— 117.00 Кб (Скачать)
 
 

«ОРГАНИЗАЦИЯ  БИЗНЕС- ПЛАНИРОВАНИЯ НА

ПРЕДПРИЯТИИ»

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Казань 2010

  Содержание

  Введение …............................................................................................................3

       1.Теоретические основы бизнес- планирования.....................................6

  1.1 Сущность и функции бизнес- планирования на предприятии..............6     

  1.2. Типы и структура организации бизнес- планирования на предприятии.12

  2. Методические основы организации бизнес- планирования на

предприятии …......................................................................................................18

  2.1 Методика организации бизнес- планирования на предприятии...............18

  2.2 Методы оптимизации организации бизнес- планирования на

предприятии............................................................................................................33

   Выводы и предложения ….................................................................................36

   Список использованной литературы................................................................39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В настоящее время, в связи с  мировым финансовым кризисом, малому бизнесу необходимо быть гибким и  оперативно решать появляющиеся проблемы, чтобы выжить на рынке. Ситуация, несомненно, сложная, но с другой стороны, более слабые предприятия вынуждены будут уйти с рынка, то есть, с точки зрения конкретного предприятия, естественным путём будет ликвидирован целый ряд конкурентов. Если для экономики страны это, несомненно, проблема, то для экономики фирмы, сложившаяся ситуация даёт шанс выбиться в лидеры, завоевать большую долю рынка и тем самым укрепить свои позиции на конкретном рынке. Важной задачей для развития малого бизнеса, является привлечение инвестиций. Для этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений. Документом, содержащим всю необходимую информацию, является бизнес-план предприятия.

     В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для действующих фирм, и для формирования нового бизнеса, используемым во всех сферах предпринимательства.

     Цель  разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность фирмы  на ближайший и отдаленные периоды  в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • выявит соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

     Главное достоинство бизнес-планирования заключается  в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития фирмы, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств. Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при решении таких актуальных задач, как:

  • подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредита;
  • обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
  • открытие нового дела, определение профиля будущей фирмы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
  • перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
  • составление проспектов эмиссии ценных бумаг(акций, облигаций) приватизируемых и частных фирм;
  • выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

        Таким образом, задачи данной работы состоят в определении теоретических основ бизнес-планирования, а именно в определении сущности и функции бизнес-планирования на предприятии, типов и структуры организации бизнес-планирования на предприятии.

           Необходимо определить также, методические основы организации бизнес- планирования на предприятии: методику организации бизнес-планирования на предприятии и методы оптимизации организации бизнес-планирования.

1. Теоретические  основы бизнес-планирования на предприятии 

         1.1. Сущность бизнес-планирования на предприятии

      Понятие бизнес-плана является русским эквивалентом английского «business plan», означающего  план дела, бизнеса, коммерческой деятельности, торговли. В определенном смысле это  понятие связывают с предпринимательской  деятельностью, хотя в английском языке предпринимательство определяется как «enterprise», но сам  предприниматель может обозначаться как  «businessmen».

      Бизнес  и предпринимательство, несомненно, имеют разное смысловое значение, хотя и тесно взаимосвязаны. Исходя из зарубежного опыта, предпринимательство может определяться как «интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного. Бизнес и предпринимательство человека, который владеет полностью или частично какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса, которым управляет» 2. Бизнес, сам по себе, - это сложный процесс, предусматривающий принятие комплекса ответственных решений, и успешность его ведения во многом зависит от владения специальными знаниями: управленческими, юридическими, финансовыми и др.

      «Предприниматели  играют роль мощных катализаторов изменений  в сфере бизнеса».

      Бизнес-план является традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сфере бизнеса не предпринимаются  никакие сколько-нибудь серьезные  действия. В определенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода к процессу планирования, форму обоснования экономической целесообразности выбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иных источников финансирования этой деятельности,  оценки ожидаемых финансовых результатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).[12,68]

      И сегодня в отечественной практике существует огромное многообразие его  определений, отчасти заимствованных из зарубежного опыта. Но необходимо осознавать, что простого перевода содержательной его части для нас может быть недостаточно, равно, как и то, что многие из западных методик могут попросту не работать в российских условиях, если в них не будет учитываться специфика нашей экономики. Приведем несколько определений бизнес-плана, заимствованных из разных источников:

      «Бизнес-план представляет собой документ внутрифирменного планирования, излагающий все основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности предприятия, анализирующий проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач».

      «Бизнес-план – объективная оценка собственной  предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время  необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией».

        «В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых и для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства».

      «Бизнес-план – это программа действий предпринимателя, обоснованная целевым анализом конъюнктуры рынка, инвестиций, товаров, услуг, собственных задач и ресурсов».[12,56]

      Таким образом, бизнес-план предполагает оценку собственной предпринимательской  деятельности фирмы и целевую оценку конъюнктуры рынка, является программой действий предпринимателя, необходимым рабочим инструментом проектно-инвестиционных решений и внутрифирменного планирования, используемым во всех сферах предпринимательства. Он актуален как для вновь создаваемых, так и для действующих фирм.

      Сама  структура бизнес-плана не должна быть жесткой. Нет необходимости  и слепого копирования его  содержания из зарубежного опыта. Следует  отметить, что и переводная литература по данной тематике, которой в последние годы в нашей стране издано огромное количество, этого не рекомендует, а лишь предлагает придерживаться некоторого образца, разработанного на основе анализа огромного множества планов. Структура бизнес плана «может видоизменяться в зависимости от ваших потребностей» - такие рекомендации можно встретить практически в любом издании.

      Заказчиком  бизнес – плана являются юридические  и физические лица, осуществляющие предпринимательскую и инвестиционную деятельность, условия и результаты которой анализируются и прогнозируются в бизнес – плане. Разработчиками бизнес–плана выступают фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, проектирования, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

      При разработке бизнес – плана подлежат взаимному учету интересы всех участвующих  сторон:

      - заказчика (клиента) бизнес –  плана, являющегося самостоятельным  инвестором и использующего привлеченный  капитал посредством акционирования, займ, выпуска облигаций и т.п.;

      - муниципальных органов, определяющих  потребности и приоритеты в  строительстве объектов в соответствии  с общей концепцией развития, формирующих проектное задание,  рассматривающих заявки и оформляющих  соответствующие документы (например, землеотводные), планирующих налоговые поступления в бюджет, участвующих в надзоре за реализацией;

      - подрядных фирм, детализирующих  концепцию бизнес – плана,  осуществляющих технические изыскания,  проектирование, составление сметной  документации, авторский надзор  за строительством, монтажом оборудования, запуском теологического процесса и т.п., сдачу объекта заказчику;

      - потребителя, использующего продукцию  или услуги.

      Вообще  круг адресатов бизнес-плана весьма широк.

      Самим разработчикам бизнес-план помогает  продумывать и решать конкретные вопросы, связанные с налаживанием производства, маркетинга, организацией управления и контроля, поиском партнеров и источников финансирования и т.п. Управленческому персоналу фирмы бизнес-план помогает определить стратегические направления деятельности и перспективы достижения намеченных целей.

      Сотрудникам фирмы бизнес-план необходим для  получения ясного представления  о стратегических направлениях развития, о тактике руководства фирмы. Информация об этом позволяет персоналу  предприятия определить свой диапазон рабочих обязанностей в решении общих проблем предприятия.[18,29]

      Предпринимателям  для осуществления своих программ нередко приходится привлекать финансовые средства извне, для чего с помощью  бизнес-плана необходимо убедить  потенциальных инвесторов в высокой степени надежности фирмы, перспективности, проработанности и окупаемости ее программы функционирования.

      Любому  хозяйствующему субъекту, которому для  его деятельности необходимы внешние  источники финансирования, важно  уметь на основе тщательного анализа рыночных и своих возможностей выбирать перспективные и реально осуществимые задачи, привлекательные для потенциального инвестора. Бизнес-план может быть использован и для внесения изменений в руководство фирмой.

Информация о работе Организация бизнес-планирования на предприятии