Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:27, курсовая работа
Таким образом, тема настоящей курсовой работы является, несомненно, актуальной.
Основная цель работы – составление инвестиционного плана для реально существующей организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить теоретические основы бизнес-планирования
На основе теоретической информации и данных производственного предприятия разработать бизнес-план инвестиционного проекта.
Введение 4
1. Цель, функции и структура бизнес-плана 7
2. Основные этапы по составлению бизнес-плана инвестиционного проекта 14
2.1. Требования и рекомендации к изложению материала в бизнес-плане 14
2.2. Структура бизнес-плана 15
2.3. Анализ инвестиций в структуре бизнес-плана 18
2.4. Реализация бизнес-плана 19
2.5. Финансовые показатели для оценки эффективности разрабатываемого проекта 20
2.6. Выбор способа финансирования проекта 23
2.7. Основные требования кредитных организаций к соискателю инвестиций 25
Практическая часть
Бизнес план инвестиционного проекта ООО «Такелажный мир» 27
Резюме 27
Меморандум о конфиденциальности 28
Характеристика предприятия 29
История создания и развития компании 29
Общие сведения о предприятии 30
Анализ рынка 32
Производственный план 33
Описание производства 33
Выпускаемая продукция 35
Отпускные цены 35
Потребности в оборудовании 36
Финансовые показатели проекта 37
Объем необходимых инвестиций и направления использования 37
Текущие постоянные и переменные издержки 37
Прогноз продаж по пессимистичному, реалистичному и оптимистичному сценарию 40
Финансовые прогнозы на предстоящие 3-5 лет 41
Показатели финансовой деятельности 51
Заключение 58
Список литературы 60
Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:
Каждая задача плана может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана – концентрация финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Именно бизнес-план – важное средство для увеличения капитала фирмы. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Основные функции бизнес-плана показаны в таблице 1.
Таблица 1. Основные функции бизнес-плана
Внутрифирменная деятельность | Внешние функции |
Разработка
стратегии (концепции) развития фирмы
и конкретизация отдельных |
Привлечение для реализации проектов инвестиций |
Разработка и осуществление проектов создания новой продукции (услуги) | Обоснование для включения проектов в государственные программы и получение средств из централизованных источников |
Оценка
внутреннего научного, технического,
производственного и |
Получение банковских кредитов |
Подготовка и осуществление мероприятий по внедрению новых технологий и приобретению оборудования | Обеспечение успешной реализации акций фирмы на фондовом рынке |
Подбор новых и переобучение собственных рабочих и специалистов | Организационно-финансовое
обоснование необходимости |
Контроль за финансовыми результатами деятельности фирмы | Разработка и осуществление мероприятий по созданию финансово-промышленных групп |
Мероприятия по снижению степени риска в деятельности фирмы | |
Формирование благоприятного имиджа фирмы | |
План мер предупреждения банкротства и выхода из кризисных ситуаций | |
Подготовка и проведение собраний акционеров фирмы |
Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: Он всегда должен быть кратким.
Последовательность этапов составления и подготовки бизнес-плана:
План должен удовлетворять следующим требованиям:
- доступность изложения;
- точность и основательность;
- реалистичность и выполнимость.
Некоторые рекомендации:
- занимаясь
планированием, постарайтесь
- вовлеките в разработку плана большее количество людей для улучшения качества планирования и повышения заинтересованности в результатах;
- прежде
чем готовить свой план, необходимо
прчитать несколько других
- краткосрочные цели в плане должны быть детализированы и определены количественно, среднесрочные и долгосрочные – только сформулированы;
- степень подробности плана зависит от цели, с которой составляется план, более подробные сведения по разделам лучше вынести в приложения;
- использованные материалы не должны быть устаревшими;
- хорошо оформите титульный лист, если план разрабатывается не для внутреннего пользования;
- составьте
подробное оглавление с
- резюме необходимо составлять, когда план уже закончен, тогда изложенная в резюме информация будет соответствовать содержанию самого бизнес-плана;
- на разработку потребуется больше времени, чем кажется сначала;
- только
что созданные компании должны
включить краткую биографию
Потенциального инвестора интересуют следующие моменты: положительный опыт в бизнесе, рыночные перспективы предприятия, собственность и юридическая форма организации бизнеса, вопросы управления персоналом, организация производства, снабжение сырьем и материалами, график финансирования проекта, график возврата денежных средств, коммерческая эффективность проекта, возможные риски проекта, предоставляемые гарантии.
Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора. Бизнес-план должен содержать следующие разделы:
- исполнительное резюме;
- общее описание предприятия;
- продукция и услуги;
- маркетинг;
- производственный план;
- управление и организация;
- финансовый план;
- оценка рисков;
- приложения.
"Исполнительное резюме" является первым разделом бизнес-плана и является его сокращенной версией, содержит краткое описание компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.
В "Общем описании предприятия" необходимо охарактеризовать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно-правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельности, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые показатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
Раздел "Продукция и услуги" содержит описание товаров и услуг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продукции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
Цель раздела бизнес-плана "Маркетинг" - разъяснить, как бизнес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит маркетинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продукции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепродажное обслуживание, объемы продаж).
Раздел "Производственный план" содержит описание технологического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и основные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудовых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия).
В разделе "Управление и организация" нужно коротко представить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключевые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему предприятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.
Цель "Финансового плана" заключается в том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании. Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.
Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную смету расходов.
В финансовый план включают отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, индекс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).
В разделе "Оценка рисков" требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
В "Приложения" включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, заключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и прилегающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.
Инвестиции – совокупность затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода и (или) достижения иного полезного эффекта. Компания может инвестировать в новое оборудование для расширения производства, в обновление изношенного и устаревшего оборудования для улучшения эффективности по затратам, увеличить расходы по продвижению товаров на рынок с целью получения коммерческой прибыли от большего объема деятельности.
Необходимо оценить целесообразность вложения средств, как в производство, так и в ценные бумаги, сравнив привлекательность данного проекта с альтернативными возможностями вложения средств с целью максимизации доходов при приемлемом уровне риска. Важно учитывать в оценках временной фактор – чем больший период времени затрагивает проект, тем выше степень риска и неопределенность последствий.
При разработке финансовой части бизнес-плана необходимо помнить, что основные элементы финансовой модели проекта - план движения денежных средств, план прибылей и убытков, балансовый план, финансовые показатели – должны быть взаимоувязаны и не содержать противоречивых данных.
Существует несколько методов анализа инвестиционных проектов:
- метод расчета периода окупаемости проекта;
- метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли;
- метод чистой дисконтированной стоимости;
- метод
внутренней нормы
Каждый метод дает возможность рассмотреть отдельные характеристики и особенности проекта. Методы отличаются по сложности в понимании и применении, доступности исходной информации, количеству учтенных факторов, надежности результатов. Их комплексное применение дает наиболее точную оценку эффективности проекта.
Независимо от того, для каких целей создается план, он становится бесполезным, если компания не работает над его воплощением постоянно.
Некоторые рекомендации:
- составьте
график реализации бизнес-