Курс лекций по «Бизнес – планированию»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 18:52, курс лекций

Описание работы

Начиная деятельность, предприниматель должен ясно представлять потребности фирмы в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения и, кроме того, уметь рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.

Чтобы добиться стабильного успеха, необходимо четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о состоянии рынка и конкурентах, а также о собственных перспективах и возможностях.

Работа содержит 1 файл

БИЗНЕС_ПЛАН_лекции.doc

— 229.00 Кб (Скачать)

       - строительства новых;

       - приобретения готовых;

       -  аренды (нужно указать сроки аренды).     

       3 этап. Стабильность выпуска продукции, особенности выхода зарубежные рынки сбыта — все это зависит от технологии производства, его сертификации, уровня квалификации исполнителей.

     При выборе технологии необходимо обратить внимание на следующие моменты. Технология должна:

          •   соответствовать имеющимся в наличии ресурсам, а также конечному продукту;

        •   быть хорошо испытанной на практике (если только речь не идет об инновационном проекте);

         •   не быть морально устаревшей;

         • соответствовать масштабам предприятия и уровню спроса. |

       Для правильного выбора технологии не существует универсального метода. Этот вопрос необходимо решать по-разному в каждом конкретном случае.

     Некоторые товары могут быть произведены с использованием только новейших технологий. Для других подойдет более широкий их спектр.

     Выбор технологий, наиболее подходящих для условий данного региона или отрасли, является весьма сложной задачей. 

     4 этап. При определении используемого в проекте оборудования следует помнить, что оно должно полностью соответствовать применяемым технологическим процессам.

     Требуется указать пи марку оборудования, его основные характеристики, в том числе вес и требуемые для его установки площади, а также цену. Необходимое по проекту оборудование может быть либо приобретено в собственность, либо арендовано на короткий срок, либо взято в лизинг.

      Кроме того, не всегда следует покупать абсолютно новое оборудование. Очень  часто можно использовать уже  бывшие в употреблении средства и предметы труда, которые обойдутся существенно дешевле. 

     5 этап. В ходе разработки проекта может возникнуть необходимость в транспортных средствах: легковых и грузовых автомобилях, железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

      Для оперативного решения  производственных, сбытовых и финансовых вопросов следует определить потребность в средствах связи: телефоне, факсе и т. д.

     Как транспортные средства, так и средства связи могут быть собственными, взятыми в аренду или используемыми по необходимости (по разовым заявкам).

       Значительное влияние на стоимость и сроки реализации проекта оказывает наличие необходимого энергетического и инженерного обеспечения, к которому относятся: электроэнергия; вода; горячая вода; газ; отопление; канализация; очистные сооружения и пр.

     Желательно  выбирать такое местоположение проекта, чтобы не было необходимости строить коммуникации. Если же иных вариантов не существует, то при проведении финансовых расчетов нужно учесть полностью все требуемые затраты на строительство. 

     6 этап. В любом деле, а особенно в бизнесе, «кадры» решают все».

     Очень часто требуемые деньги дают не столько  под проект, сколько под конкретных людей, команду управления проектом, поэтому желательно, чтобы ключевые фигуры были определены заранее.

     Одно  из направлений снижения риска - это квалифицированная команда управления, которая, с одной стороны, существенно повышает вероятность успеха реализации проекта, а с другой - увеличивает его затраты по заработной плате. Следовательно, в каждом конкретном случае необходимо считать «что почем» и выбирать ту команду, которая вам подходит в большей степени.

     После того как полностью рассмотрен производственный план проекта, нужно оценить его организационно-правовые аспекты. 
 

     6. Организационно-правовые аспекты 

     Основные  вопросы, решаемые в этом разделе, следующие:

  • организационная схема управления;
  • состав подразделений и их функции;
  •      

    организация координирования и взаимодействия служб и подразделений;

    • штатная политика и кадровое расписание;
    • правовое обеспечение;
    • возможные льготы.

           При формировании структуры управления необходимо учесть индивидуальные и групповые интересы всех участников проекта, их опыт и традиции, социально-психологические особенности. 

         1 этап. При выборе организационной структуры и механизма ее функционирования нужно помнить, что они должны способствовать:

         • сотрудничеству участников реализации проекта (работы фирмы) в достижении поставленных целей с минимальными затратами;

    • созданию условий для производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;
    • разработке, освоению и продвижению на рынок новых видов продукции.

         Кроме того, следует предусмотреть форму юридического обслуживания проекта, защиту интересов его участников, а также привлечение необходимых консультантов. 

         2 этап. После того как определена организационная структура, необходимо более точно установить численность сотрудников, сроки и режим их работы, а также предполагаемую оплату труда.

           Размер оплаты труда зависит от сложности и условий выполняемой работы, профессионально-деловых качеств работников, результатов их труда и хозяйственной деятельности предприятия, от конъюнктуры рынка труда в регионе.

         Расходы на оплату труда состоят:

    • из основной заработной платы, представляющей собой вознаграждение за выполненную работу в соответствии с установленными нормами труда;
    • дополнительной заработной платы, в которую входят доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательст вом, а также премии, связанные с выполнением заданных функций;

          • других поощрительных и компенсационных выплат в форме вознаграждений по итогам работы за год, премий, компенсационных и других денежных и материальных выплат, либо не предусмотренных действуюшим законодательством, либо проводимых сверх указанных актами норм.

         Более детально расходы на персонал приведены  в финансовом плане.     

          3 этап. Подраздел «Правовое обеспечение» занимает в бизнес-плане важное место. Особое внимание уделяется форме собственности и правовому статусу фирмы. Основные документы, необходимые для подробного написания данного подраздела:

    • устав предприятия;
    • учредительный договор;
    • лицензия на право ведения работ;
    • патент (авторское право);
    • сертификат качества продукции;
    • сертификат уровня производства;
    • международная, федеральная, региональная или местная программы;
    • особенности налогообложения;
    • договор, в том числе аренды, купли, продажи;
    • гарантийные письма.
     
     

         4 этап. При рассмотрении организационно-правовых аспектов следует также обратить внимание на возможные поддержку и льготы по проекту. К их числу можно отнести:

    • первоочередное выделение земли, помещений и др.;
    • предоставление длительной аренды;
    • поддержку со стороны государства отечественных производителей (ограничение импорта);
    • экспортные льготы;
    • льготные кредиты;
    • налоговые льготы;
    • возможности списания средств, при решении определенных задач, выполнении заранее оговоренных условий;
    • другое.

         Существует  ряд льгот по налогообложению  для малого бизнеса, СМИ, хлебопекарной промышленности и т. д. 

         5 этап. Необходимо полностью представлять весь ход работ по осуществлению проекта. График его реализации позволяет контролировать важнейшие работы и ключевые события, предусматривать возможные сбои и уменьшать риски.

         Прежде  всего, нужно определить возможную  продолжительность работ, а также взаимосвязь между ними. Обычно выделяют следующие условия взаимодействия между работами:

    • «конец - начало» - за окончанием одной работы следует начало следующей (работы выполняются последовательно);
    • «начало - начало» - вместе с началом одной работы или через оговоренный промежуток времени следует начало другой (работы выполняются параллельно);
    • «конец - конец» - окончание одной из работ должно происходить одновременно или через оговоренный промежуток времени после окончания другой.

         После того как рассмотрены основные аспекты  организационно-правового характера, можно переходить к финансовому плану проекта. 
     

         7. Финансовый план 

         В этом разделе приводятся расчеты  всех затрат и доходов, оговоренных в предыдущих разделах бизнес-плана, а также делаются выводы о прибыльности или убыточности предлагаемого проекта. Большая часть имеющихся программных продуктов по бизнес-планированию помогает в построении именно финансового плана как наиболее сложного и важного раздела бизнес-плана.

         Написание этого раздела начинается с определения  нормативов для финансово-экономических расчетов, затем определяются постоянные и переменные затраты на производство продукции, затраты на персонал, проводится калькуляция себестоимости, составляется смета затрат на проект, уточняются источники финансирования и, наконец, составляются основные финансовые документы:         - отчет о движении денежных ередств;

         - отчето прибылях и убытках;

         - прогнозный баланс.

             При оценке финансового состояния предприятия, реализующего инвестиционный проект, рассматриваются данные за прошедший период. Если речь идет о финансовом плане самого инвестиционного проекта, то все данные имеют прогнозный характер. 

         1 этап. При выборе нормативов для проведения финансово-экономических расчетов в первую очередь нужно определить, какие цены вы планируете использовать:

    • текущие, с учетом НДС;
    • текущие, без учета НДС;
    • постоянные, с учетом НДС;
    • постоянные, без учета НДС;
    • в иностранной валюте;
    • в отечественной валюте.

         Наиболее  важной для проекта является сопоставимость цен.

         Кроме этого, принято, чтобы все финансовые операции, проводимые на внутреннем рынке, включая поступления от реализации продукции и затраты на приобретение сырья, материалов и комплектующих изделий, привлечение акционерного и заемного капитала и т. д., осуществлялись и учитывались в рублях.

         Платежи по экспортно-импортным операциям, а также по привлечению капитала и займов в иностранной валюте производятся во второй валюте дли внешнего рынка (доллары, евро, йены).

         Перечень  и размер налогов должны быть установлены  в соответствии с действующей системой налогообложения и юридическим статусом реализующей проект фирмы.

         Если  вы планируете осуществлять расчеты  в текущих иенах, то необходимо учитывать инфляцию. Следует помнить: инфляция в России является существенно неоднородной, т. е. темпы изменения цен товаров и услуг зависят не только от момента времени, но и от характера товара или услуги. Инфляцию необходимо брать не среднестатистическую по России, а конкретную в конкретном регионе, определяемую на базе статистических данных за последние шесть месяцев.

         Финансово-экономические  расчеты обычно проводятся на первый год с периодом в один месяц, на последующий год - поквартально, а затем - по годам.

         При определении предполагаемого кредитного процента следует ориентироваться  на ставку Центрального банка РФ. Обычно кредитный процент не превышает ставку рефинансирования больше чем на 10 %. 

         2 этап. После того как определены основные финансово-экономические нормативы, необходимо рассчитать расходы на персонал, исходные данные по которому приведены в организационном плане.

         Обычно  отдельно выделяют затраты:

             •   на управленческий персонал;

             •   производственный персонал;

              •   персонал по маркетингу и прочих сотрудников.  

         3 этап. Переменные расходы на производство продукции составляются по каждому продукту или услуге отдельно.

         К переменным издержкам относятся такие издержки, величина которых зависит от объема производимой продукции.

         Это затраты на материалы, комплектующие, сдельная заработная плата и пр. В расчетах нужно учитывать  величину страхового и динамического запаса материалов.

         Величина  страхового запаса зависит от надежности поставщиков и указывается в процентах от месячной потребности.

         Динамический  запас вычисляется исходя из производственного цикла изготовления продукта, периодичности и сроков поставки. 

         4 этап. К постоянным расходам относятся затраты, связанные только определенным периодом времени и практически не зависящие от объема выпускаемой продукции.

         Сюда  можно отнести затраты:

    • на управление (коммунальные платежи, почту, связь, командировки и т. д.);
    • производство (аренду помещений и оборудования, ремонт и обслуживание оборудования, топливо, электроэнергию, вспомогательные материалы и т. д.);

         • маркетинг (рекламу, мероприятия по продвижению продукции на рынок, ее реализацию и т. д.).

         Следует, однако, помнить, что при значительном увеличении объемов производства постоянные издержки также меняются, переходя на новый уровень, и остаются независимыми от объемов производства в определенных границах. 
     

         5 этап. После того как посчитаны постоянные и переменные затраты, расходы на персонал, можно переходить к определению сметы затрат на проект, которая может составляться по следующим статьям:

    • приобретение оборудования;
    • изготовление нестандартного оборудования;
    • проектные работы;
    • строительно-монтажные работы;
    • обучение и переобучение персонала;
    • материалы и комплектующие на производство;
    • топливо и энергия на производственные нужды;
    • аренда помещений;
    • аренда оборудования;
    • основная зарплата;
    • дополнительная зарплата;
    • начисления на зарплату;
    • процент за кредит;
    • общепроизводственные расходы;
    • внепроизводственные расходы;
    • прочие расходы.

         Подробный перечень всевозможных затрат по проекту приведен в программных продуктах, разработанных для составления и оценки бизнес-планов, таких как Project Expert и Альт-Инвест и пр. 

         6 этап. Затем проводится калькуляция себестоимости продукции. Себестоимость обычно составляется последующим калькуляционным статьям:

    • сырье и материалы;
    • покупные комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий;
    • топливо и энергия на технологические нужды;
    • зарплата основная;
    • зарплата дополнительная;
    • начисления на зарплату;
    • общепроизводственные расходы;
    • амортизация средств;

         ИТОГО: производственная себестоимость;

         •   внепроизводственные расходы;

         ИТОГО: коммерческая себестоимость.  

         7 этап. Финансовый план любого достаточно крупного инвестиционного проекта включает три основных финансовых документа: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, прогнозный баланс. 

         Составление отчета о движении денежных средств - завершающая стадия в финансовых расчетах по проекту. Данный отчет показывает обеспеченность финансовыми ресурсами процесса реализации проекта на каждом этапе.

         Отчет о движении денежных средств - основной документ, предназначенный для определения потребности в капитале, выработке стратегии финансирования предприятия, а также оценки активности использования капитала. Он состоит из трех частей: потока реальных денег от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.

         Все денежные поступления и платежи  отражаются в отчете о движении денежных средств в периоды, соответствующие фактическим датам осуществления этих выплат, с учетом времени задержки платежей за поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции, а также условий формирования производственных запасов.

         Остаток денежных средств на счете (баланс наличности) используется предприятием на обеспечение производственной деятельности последующих периодов, на инвестиции, погашение займов, выплаты налогов и личное потребление.

         Следует помнить: для финансовой реализуемости  проекта необходимо, чтобы сальдо реальных денег на каждом шаге расчетного периода было неотрицательным.

         Отчет о прибылях и убытках отражает операционную деятельность предприятия и показывает покрытие производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции или услуг, а также полученную прибыль. Для построения отчета о прибылях и убытках требуются данные:

    • из плана продаж - выручка от реализации продукции и услуг, потери при продажах по годам;
    • плана издержек - сумма переменных затрат с учетом плана производства за расчетный период;
    • плана издержек - сумма постоянных затрат за отчетный период. При этом следует помнить, что данный вид затрат включает в себя амортизационные отчисления и про 
      центы по кредитам.

         Прогнозный  баланс отражает финансовое состояние предприятия в определенный момент времени и состоит из двух частей: активам пассива, суммарные значения которых должны быть равны между собой.

         На  основании данных приведенных финансовых отчетов необходимо рассчитать финансовые коэффициенты, которые характеризуют надежность и прибыльность предприятия.

         Весьма важным для понимания реализуемости инвестиционного проекта является подраздел финансового плана «Источники, пути, размер, условия и сроки привлечения необходимого капитала».  

         Потребность в капитале определяется основании  данных отчета о движении денежных средств.  

         Обычно  выделяются следующие способы финансирования проекта:

    • акционерное финансирование, представляющее собой вклады денежных средств, передачу оборудования, технологий;
    • финансирование из государственных источников, которое осуществляется непосредственно за счет инвестиционных программ в форме кредитов (в том числе и льготных) и за счет прямого субсидирования;
    • долговое финансирование, производимое за счет кредитов банков и займов юридических и физических лиц;
    • лизинговое финансирование, которое представляет собой долгосрочную аренду, связанную с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества;
    • финансирование за счет авансовых платежей будущих пользователей, заинтересованных в реализации проекта, которое заключается в предоставлении ими финансовых 
      средств, материалов, оборудования, консалтинговых услуг на осуществление проекта. При этом потребителям, внесшим средства в проект, предоставляется ряд льгот, 
      но они не являются собственниками проекта.

         По  каждому из используемых в проекте  способов финансирования необходимо иметь информацию о величине, сроках кредита или вложения, процентной ставке, форме возврата и т. д.

         Если  в проекте предусматривается  размещение свободных средств на депозит, выплата дивидендов, то это также должно быть отражено в таблицах и в отчете о движении денежных средств.

         После того как проведены все финансовые расчеты, составлены необходимые отчеты, сметы, проанализированы источники финансирования и возможности выплат по ним, нужно оценить значимость и эффективность проекта, условия участия государства в его реализации. 
     
     
     
     
     

         8. Эффективность проекта 

         Расчет  эффективности инвестиционных проектов осуществляется на основе данных отчета о движении денежных средств.  

         1 этап. Прежде чем определять эффективность проекта, необходимо оценить его значимость и масштабность.

         Чем выше значимость рассматриваемого проекта, тем больше внешних источников может быть привлечено для его финансирования, вплоть до международных финансовых организаций.

         С другой стороны, для проектов, претендующих на существенную государственную поддержку, необходимо дополнительно рассчитать общественную эффективность, т.е. оценить их влияние на экономику страны в целом.

          

         2 этап. Для оценки эффективности проектов в мировой практике настоящее время наиболее часто употребляются чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, индекс доходности и дисконтированный срок окупаемости.  

         Чистый  дисконтированньй доход  (NPV) представляет собой дисконтированный показатель ценности проекта, определяемый как сумма дисконтированных значений поступлений за вычетом затрат, получаемых в каждом году в течение срока жизни проекта.

         Чистый  дисконтированный доход может быть вычислен по формуле: 

                                                                                                                                         2                                                            1                                                              T

      NРV = -K + (B – C ) / (l + r) + (B - C) / (l + r) +…+ (B - C) / (l + r) + … + (B - C) / (l + r),

                                                1          1                                        2        2                                                1       1                                                    T        T 

           где К- начальные капитальные вложения; Bl - выгоды в момент времени t                                                                                                                                         Сl - затраты в момент времени t,  r - норма дисконта; Т - срок жизни проекта.

         С точки зрения инвестора, для признания  проекта эффективным  необходимо, чтобы его NРV был положительным; при сравнении альтернативных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с большим значение NРV (при условии, что  оно положительное).  

         Внутренняя  норма доходности (ВНД). ВНД технически представляет собой ставку дисконтирования, при которой достигается безубыточность проекта, означающая, что чистая дисконтированная величина потока затрат равна чистой дисконтированной величине потока доходов, т.е. NPV. (r = IRR) = 0.

         ВНД - это такое положительное число, при котором  NРV:

    • при r = IRR обращается в ноль;
    • при всех r > IRR отрицателен;
    • при всех r < IRR положителен.

         Определенная таким образом внутренняя норма доходности, если только она существует, всегда единственна.

         Для оценки эффективности инвестиционных проектов значение внутренней нормы доходности необходимо сопоставить с нормой дисконтирования r. Проекты, у которых IRR >r, имеют положительный NPV и поэтому эффективны, а те, у которых  IRR < r, имеют отрицательный NPV и поэтому неэффективны.

           IRR может быть использована также:

    • для оценки эффективности проекта, если известны приемлемые значения IRR для проектов данного типа;
    • для оценки степени устойчивости проекта (по разности IRR - r);
    • для установления участниками проекта нормы дисконта r по данным о внутренней норме доходности альтернативных направлений вложения ими собственных средств.

          
     

         Индекс  доходности характеризует отдачу проекта на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. Существуют индексы доходности затрат и индексы доходности инвестиций.

         Индекс  доходности дисконтированных затрат - это отношение суммы элементов денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков.

         Индекс  доходности дисконтированных инвестиций - это отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.

         Значение  индексов доходности для эффективных  проектов должно быть больше единицы.

         Формула индекса доходности дисконтированных затрат имеет следующий вид:

                                                                                        1                                                      1

      PI = [B1 / (l + r) ] / [K + [C1 / (l + r) ]. 

          Дисконтированный  срок окупаемости равен продолжительности наименьшего периода, по истечении которого чистый дисконтированный доход становится и продолжает оставаться неотрицательным.

         Данный критерий аналогичен простому сроку окупаемости, но использует дисконтированные значения затрат и выгод. Значение срока окупаемости не должно превышать срока проекта.

         Критерии NPV, IRR и PI являются фактически разными версиями одной и той же концепции, поэтому их результаты связаны друг с другом.

          Таким образом, можно ожидать выполнения следующих магических соотношений для одного проекта: 

      если  NPV > 0,  то PI > 1, IRR > r,

      если  NPV < 0, то PI < 1, IRR < r,

      если  NPV = 0, то PI = 1, IRR = r. 

         3 этап. После того как проведены расчеты по базовому варианту инвестиционного проекта, следует оценить чувствительность основных интегральных показателей проекта к негативным изменениям различных факторов. Целью анализа чувствительности является определение степени влияния различных факторов на финансовый результат проекта. В процессе анализа чувствительности по очереди варьируется в определенном диапазоне величина одного из выбранных факторов при фиксированных значениях остальных и определяется зависимость интегральных показателей от этих изменений.

         В классическом случае в качестве варьируемых  факторов принимаются:

    • показатели инфляции;
    • физический объем продаж;
    • цена реализации;
    • переменные издержки;
    • постоянные издержки;
    • требуемый объем инвестиций;
    • процентная ставка и т.д.

         В программе Project Expert анализ чувствительности инвестиционного проекта проводится автоматически посредством варьирования переменных в диапазоне от – 50 % до + 50 % с шагом 5 %.

         По  результатам анализа чувствительности определяются наиболее рискованные  переменные и для каждой из них  рассчитывается точка безубыточности, т.е. абсолютное значение и процентное изменение рискового фактора, при  котором интегральный показатель становится равным нулю.

         Желательно  также иметь хотя бы предварительные  данные о вероятностях получения  точки безубыточности по каждому  из варьируемых факторов.

         Когда проведены все расчеты по проекту, оценена его эффективность, осуществлен  анализ чувствительности, следует переходить к оценке риска. 
     

         9. Риски и гарантии 

         Задача  этого раздела  состоит в том, чтобы указать  будущим инвесторам и кредиторам на возможные  риски при реализации проекта, а также на методы защиты от их влияния.

         Для написания данного раздела необходимо выяснить возможные риски с указанием вероятности их возникновения и сформировать организационные мероприятия по их профилактике и нейтрализации.

         Глубина анализа зависит  от конкретного вида деятельности, а также от величины проекта.

         Для крупных проектов необходим тщательный расчет рисков с применением математического аппарата теории вероятности. В более простых случаях или при отсутствии вероятностных оценок возможен анализ рисков с помощью метода экспертных оценок.

         Ассортимент возможных рисков весьма широк, вероятность возникновения каждого из них различна, так же как и сумма убытков, вызываемая конкретным видом риска, поэтому важно уметь хотя бы ориентировочно оценивать наиболее вероятные риски и величину связанного с ними ущерба.

           В связи с этим необходимо:

    • выявить полный перечень рисков;
    • определить вероятность возникновения каждого;
    • оценить ожидаемый размер убытков при их возникновении.
    • проранжировать их по вероятности возникновения;
    • установить приемлемый уровень риска и отбросить те из 
      них, вероятность которых ниже указанного порога. Например, можно игнорировать риски, вероятность которых не превышает 0,3.
     

         1 этап. Существует много различных классификаций рисков: до видам деятельности, формам собственности и т.д. При их анализе в бизнес-плане уместно выделять коммерческие, финансовые и внутрифирменные риски. 

         К коммерческим рискам относятся:

         •снижение объемов реализации товаров из-за упавшего 
    спроса или неэффективной работы сбытовой сети;

         •   неудовлетворительная деятельность партнеров;

    • увеличение арендной платы, транспортных издержек и т. д.;
    • повышение цен на ресурсы и оборудование;
    • рост числа конкурентов и т. д.
     

         К финансовым рискам можно отнести:

    • риск неплатежа за поставленный товар;
    • риск неоптиматьного выбора источников финансирования;

         •   риск больших инвестиций в крупномасштабный проект и т. д. 

         Внутрифирменные риски заключаются:

    • в недовольстве работников предприятия и риске забастовки;
    • возможности утечки информации;
    • ошибках управленческого персонала и т. д.
     

         2 этап. В зависимости от величины вероятных потерь принято выделять три вида рисков:

    • допустимый, при котором наблюдается потеря части прибыли или всей прибыли;
    • критический, при котором величина потерь превышает расчетную прибыль;
    • катастрофический, при котором потери превышают денежные возможности предпринимателя.

         Следует отметить: проектная  деятельность возможна при каждом из рассмотренных видов риска. Однако при этом требуемая доходность, страховые отчисления, необходимые резервы по проектам, связанным с катастрофическим риском, будут существенно выше, чем в иных случаях. 

         3 этап. Каждый разработчик бизнес-плана стремится к снижению рисков, используя различные методы управления ими: диверсификацию, страхование, резервирование. 

         Диверсификация  - одно из наиболее важных направлений снижения риска. Обычно говорят о диверсификации поставщиков и потребителей, расширении числа участников.

         Но  следует помнить: увеличение числа  участников, поставщиков и потребителей может привести к росту организационных и транспортных издержек, что, возможно, несколько снизит ожидаемую прибыль. 

         Основные  виды страхования, связанного с предпринимательской деятельностью:

    • страхование имущества предприятия от стихийных бедствий (номинальная сумма страховки обычно составляет 70—80 % стоимости имущества);
    • страхование отгруженной с предприятия продукции на период ее перевозки (сумма страховки соответствует, как правило, номинальной стоимости товара);
    • страхование транспортных средств;
    • компенсационное страхование;
    • медицинское страхование;
    • страхование вынужденной остановки предприятия.

          Но не следует  забывать: страхуя  свой инвестиционный проект, вы увеличиваете затраты.

         В связи с этим в каждом конкретном случае необходимо считать, насколько велик будет ущерб от возможного риска, если его не застраховать. 

         При резервировании предусматривается создание определенных запасов: финансовых, материальных, информационных.

         В качестве информационных резервов можно рассматривать приобретение дополнительной информации (например, за счет проведения более детальных маркетинговых исследований).

           Финансовые резервы могут создаваться путем выделения дополнительных средств на покрытие непредвиденных расходов.

         Материальные резервы означают создание специального страхового запаса сырья и материалов, комплектующих.

         Но, как и в случаях с диверсификацией  и страхованием, создавая дополнительные резервы, необходимо считать, какой их уровень является для вас приемлемым: наличие резервов, с одной стороны, снижает ряд возможных рисков, а с другой - увеличивает затраты по проекту.

         Кроме того, для повышения устойчивости инвестиционного проекта и снижения его рискованности может быть изменен состав участников, в частносги путем включения в дело венчурных фирм, специализирующихся на финансировании рискованных, прежде всего инновационных, проектов. 

         4 этап. Обязательным в разделе бизнес-плана, описывающего риски, является подраздел «Гарантии партнерам и инвесторам». 

         Формы гарантий могут быть самыми разнообразными. Обычно используют следующие:

    • гарантии федеральных, региональных или местных органов власти;
    • страхование;
    • залог активов (недвижимости, ценных бумаг и т. д.);
    • банковские гарантии;
    • передача прав;
    • товарные гарантии (готовой продукцией).

         По  каждой из них возможна различная  степень готовности к реализации:

         - предварительная переписка с  гарантом;

         - подписание протокола о намерениях;

         - гарантийные письма;

         - договоры (аренды, поставки и т.  д.);

         - активы, предполагаемые к залогу, и т. д. 

         После того как рассмотрены и проанализированы риски реализации проекта, оценены вероятности их наступления, сформированы мероприятия по их снижению, перечислены возможные гарантии, можно переходить к составлению приложений к бизнес-плану. 
     

         

  • Информация о работе Курс лекций по «Бизнес – планированию»