Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 18:52, курс лекций
Начиная деятельность, предприниматель должен ясно представлять потребности фирмы в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения и, кроме того, уметь рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.
Чтобы добиться стабильного успеха, необходимо четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о состоянии рынка и конкурентах, а также о собственных перспективах и возможностях.
Лекционный
материал по курсу
«Бизнес – планирование»
Роль
бизнес-плана в
деятельности фирмы
Начиная деятельность, предприниматель должен ясно представлять потребности фирмы в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения и, кроме того, уметь рассчитывать эффективность использования ресурсов в процессе работы.
Чтобы добиться стабильного успеха, необходимо четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и анализировать информацию о состоянии рынка и конкурентах, а также о собственных перспективах и возможностях.
Даже самый хороший план не дает гарантии успеха без его умелой реализации, эффективного управления имеющимися ресурсами, без учета ограничений и требований рынка. Тем не менее, правильно составленный бизнес-план проекта дает возможность:
Бизнес-план предприятия является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности. Разработка бизнес-плана позволяет эффективно использовать планирование бизнеса для грамотного управления предприятием.
В условиях рынка и жесткой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия. Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:
Бизнес-планирование первоначально потребует значительных сил, средств, усилий и времени по сбору и обработке информации, а последующее финансовое планирование предприятия является намного более простым, так как требует только своевременного периодического внесения дополнений и изменений к текущему плану, а также своевременного реагирования на рыночную ситуацию.
Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей.
В
подавляющем большинстве
Внешние цели, для которых составляется бизнес-план предприятия - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия.
Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.
Бизнес-план инвестиционного проекта, это, по сути - его визитная карточка. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.
Грамотно
составленный бизнес-план инвестиционного
проекта является обязательным условием
получения банковского кредита. Если у
заемщика он отсутствует, это говорит
о низком профессиональном уровне менеджмента
предприятия, его не владении ситуацией,
и делает получение кредита в банке практически
невозможным, кроме того, в будущем банк
будет оценивать выдачу кредита такому
предприятию, как более высокорисковую
операцию. Это означает, что банк, учитывая
более высокий риск невозврата кредита,
обязательно увеличит величину процентов
по кредиту в сторону увеличения, а кредит
соответственно - станет дорогим и невыгодным.
Очень важными для фирмы являются внутренние цели, для четкого видения и понимания которых необходимо составить бизнес-план предприятия.
Внутренние цели - планирование бизнеса, обучение и проверка знаний менеджмента предприятия, понимания им рыночной среды и реального положения предприятия на рынке.
Очень
важны достижение понимания инвестором
и администрацией предприятия стратегических
целей, характеристик, конкурентной среды,
слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного
проекта, его возможной эффективности
при заданных условиях. Понимание того,
как правильно составить бизнес план,
становится обязательным требованием
к подготовке любого менеджера, управленца
и бизнесмена.
Требования к бизнес-плану.
Одним из основных требований к бизнес-плану инвестиционного проекта является его понятность, он должен быть написан без сложной профессиональной терминологии, простыми словами, бизнес-план не может содержать элементов украшательства.
Очень желательны приложения в виде графиков и диаграмм, которые делают бизнес-план более наглядным.
Объем бизнес-плана - порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и объем может достигать 50 листов.
Бизнес-план должен содержать только основную информацию, но любая дополнительная информация также должна быть подготовлена для возможного дальнейшего рассмотрения.
Бизнес-план инвестиционного проекта должен строиться на основе реальной, непредвзятой информации, полученной из доступных источников и содержать ссылки на документы, результаты исследований, отчеты и заключения экспертов.
В бизнес-плане нельзя делать сомнительные или неопределенные допущения и выводы, которые не основаны на расчетах и экспертных оценках.
Должна
быть приведена достоверная информация
о рисках от участия в инвестиционном
проекте, по которым должен быть сделан
беспристрастный анализ и рассмотрены
варианты не участия в проекте или минимизации.
Структура бизнес-плана.
Структура бизнес-плана не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные подходы и структуру бизнес-плана, которые будут зависеть от характера бизнеса, основных целей составления бизнес-плана и предъявляемых к нему требований.
Структура
бизнес-плана зависит от цели его
написания, того, для чего он предназначен
- для получения кредита, привлечения инвестора,
предварительной оценки инвестиционного
проекта, или внутрифирменного планирования.
1. Бизнес-план начинается с титульного листа, на который должны быть вынесены следующие данные:
- название предприятия;
-
полное наименование документа;
- адрес и телефон предприятия;
-
фамилия, имя, отчество
- сроки реализации проекта;
-
очень кратко (одним предложением) - суть
проекта.
2.
Резюме проекта
- представляет собой основные положения,
суть, "выжимки" из проекта, его основные
выводы. Цель резюме - заинтересовать инвестора
и заставить его подробнее ознакомиться
с содержанием бизнес-плана. Объем резюме
обычно составляет 2-3 страницы текста,
который должен быть составлен простыми
словами без использования терминологии
и простыми предложениями. Оно должно
показать инвестору выгодность и перспективность
вложений в представляемый инвестиционный
проект. Если план составлен только для
собственных нужд, можно этот раздел проигнорировать.
Резюме пишется в самую последнюю очередь,
после того как проведены все расчеты
и составлен весь план.
3.
Описание фирмы, выпускаемой
ею продукции и оказываемых
услуг
Содержательная
часть практически каждого
В первую очередь необходимо представить о фирме следующие сведения:
Далее следует подробно описать продукцию или услуги, выпуск которых планируется, и для этого указать:
После
того как определены состояние предприятия,
отрасль, к которой оно относится, и основные
характеристики выпускаемой продукции,
можно переходить к маркетинговому анализу.
4.
Маркетинг и сбыт продукции
Этот раздел бизнес-плана зачастую бывает наиболее значимым, и после его детальной проработки можно сделать вывод о том, стоит заниматься данным видом деятельности, выпускать данную продукцию или нет.
Известно, что маркетинг - это деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товара и услуг к потребителю. Современный маркетинг представляет собой совокупность социальных и этических норм делового общения, правил добросовестной коммерческой деятельности в интересах потребителей и общества в целом.
Основные задачи маркетингового анализа:
• оценка эффективности производства и сбыта продукции.