Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:02, реферат
Также до сих пор дискуссионным вопросом остаются субъекты, обладающие правом применять санкции[1][2][3]. История развития санкций насчитывает более двух тысяч лет. Первые случаи применения были известны еще в Древней Греции[4]. В эпоху средневековья подобные меры получают нормативное закрепление и название «репрессалии». Санкциями они стали именоваться после Первой мировой войны в Уставе Лиги Наций. После создания ООН такие меры были закреплены в VII Разделе Устава ООН. В период с 1945 по 1990 санкции ООН были применены только два раза[5].
Следует отметить, что в последнее время многие из рекомендаций, сформулированных в процессе обсуждений Рабочей группой упомянутого Проекта выводов, в совокупности с идеями в рамках Интерлакенского, Боннско-Берлинского и Стокгольмского процессов нашли свое практическое применение в деятельности Совета Безопасности по разработке, введению и осуществлению санкционных режимов.
Принимаемые в
последнее время Советом
«Изменившаяся
обстановка в Либерии, в частности
уход бывшего президента Чарльза
Тейлора и формирование переходного
национального правительства
Совет Безопасности также принимал меры для оценки возможных гуманитарных последствий экономических санкций, с тем чтобы свести к их минимуму. В этой связи показателен пример осуществлявшейся на протяжении с 1996 по 2003 годы программы «OilforFood», или «Нефть в обмен на продовольствие». Без преувеличения можно считать Программу «Нефть в обмен на продовольствие» крупнейшей и беспрецедентной по своему характеру гуманитарной программой ООН, призванной уменьшить тяжелое положение иракского населения от введенных международных экономических санкций.
Учреждение Советом Безопасности комитетов по санкциям также является важным шагом в процессе осуществления прогнозирования, координации и контроля за выполнением режимов санкций. Комитеты являются вспомогательным органом Совета Безопасности и состоят из членов Совета Безопасности ООН.
В рамках Комитетов
создаются соответствующие
Следует отметить,
что субъективные предпосылки эффективности
экономических санкций
Знаменательно, как справедливо отмечает И.Лукашук, что «несмотря на критику практики применения санкций, ни ученые, ни международные правительственные и неправительственные организации не требуют отказа от этого института»[97].
Международное право, как и любая иная правовая система, не может обойтись без мер принуждения: «Санкции остаются важным инструментом в наших усилиях по поддержанию международного мира и безопасности, не предусматривающих применения силы, и мы заявляем о своем намерении обеспечить, чтобы санкции были четко направлены на поддержку ясных целей, были, где это уместно, ограничены во времени и осуществлялись и контролировались эффективным образом на основе четких критериев и подотчетности; соблюдать санкции, введенные Советом Безопасности; и обеспечивать осуществление санкций таким образом, чтобы смягчить их негативные последствия для населения и третьих государств»[98].
В заключение следует отметить, что от повышения эффективности экономических санкций зависит не только процесс преобразования их в более мощное средство сдерживания и предотвращения конфликтов, но и усиление роли и повышение эффективности ООН в поддержании международного мира и безопасности в целом