Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:02, реферат
Также до сих пор дискуссионным вопросом остаются субъекты, обладающие правом применять санкции[1][2][3]. История развития санкций насчитывает более двух тысяч лет. Первые случаи применения были известны еще в Древней Греции[4]. В эпоху средневековья подобные меры получают нормативное закрепление и название «репрессалии». Санкциями они стали именоваться после Первой мировой войны в Уставе Лиги Наций. После создания ООН такие меры были закреплены в VII Разделе Устава ООН. В период с 1945 по 1990 санкции ООН были применены только два раза[5].
Также до сих пор дискуссионным вопросом остаются субъекты, обладающие правом применять санкции[1][2][3]. История развития санкций насчитывает более двух тысяч лет. Первые случаи применения были известны еще в Древней Греции[4]. В эпоху средневековья подобные меры получают нормативное закрепление и название «репрессалии». Санкциями они стали именоваться после Первой мировой войны в Уставе Лиги Наций. После создания ООН такие меры были закреплены в VII Разделе Устава ООН. В период с 1945 по 1990 санкции ООН были применены только два раза[5].
До недавнего
времени они носили всеобъемлющий
характер и предусматривали объявление
(в соответствии с Резолюциями
СБ ООН) всеми
государствами-членами ООН полного эмбарго на торговлю с государством-объектом
санкций. Таким санкциям подверглись Ирак и Югославия, чуть в меньшей степени Гаити и Южная Родезия (ныне Зимбабве). На сегодняшний день
санкции ООН в своём большинстве представляют
запрет на поездки или замораживание активов
лиц, внесённых Советом Безопасности в так называемый «чёрный
список» или эмбарго на поставки вооружения
в государство-объект санкций. Такие санкции
называются «точечными» или «целенаправленными»[6][7][8][
По состоянию на 12 августа 2009 года санкции были применены Советом Безопасности 19 раз[5].
Виды санкций
Практика применения
санкций за более чем полувековую
историю существования ООН
1. Коммерческие или торговые:
а) полное (всеобъемлющее) эмбарго;
б) частичное (выборочное) эмбарго;
в) прекращение технического обслуживания;
2. Финансовые:
а) блокирование
иностранных активов
в) ограничение доступа на финансовые рынки
г) прекращении предоставления финансовой помощи;
3. Санкции в отношении передвижения:
а) запрет на перемещение за границу своего государства определенных лиц или групп лиц;
б) запрет на перемещение любых средств сообщения (в большинстве случаев воздушного сообщения);
4. Дипломатические:
а) полный или
частичный отзыв сотрудников ди
б) аннулирования дипломатических виз;
5. Спортивные и культурные:
а) запрет на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну-объект санкций;
б) прекращение научного, технического и культурного сотрудничества путем обмена и поездок с участием лиц или группы лиц, представляющих страну-объект санкций;
6. Процессуальные санкции:
а) Прекращение или лишение права голоса;
б) Лишение права на представительство в выборних органах международной организации;
в) Неприятие или исключения из членства в международной организации;
Наиболее распространенными санкциями на сегодняшний день являются такие виды Санкций ООН как:
После аннексии Ираком территории Кувейта 2 августа 1990 года в истории ООН началась новая эра применения санкций. 6 августа 1990 года Совет Безопасности ООН, принял Резолюцию 661 (1990), которая предусматривала применение принудительных мер без использования оружия в соответствии с положениями Главы VII Устава против Ирака и Кувейта. Под действие таких мер попали любые товары, исключение составляли только поставки, предназначенные исключительно для медицинских целей, и поставки продуктов питания в рамках гуманитарной помощи. Однако всеобъемлющие принудительные меры вызвали существенное ухудшение экономического и социального положения в Ираке. В период действия всеобъемлющих мер с 1990 до 1995 года иракский динар упал в цене по отношению к доллару США более чем в 20 раз[16]. Еще одним примером применения всеобъемлющих санкций в практике Совета Безопасности ООН является случай введения принудительных мер, в соответствии с разделом VII Устава ООН, против Гаити в 1994 году Резолюцией № 917 (1994). Одним из наиболее ощутимых, по негативным последствиям для населения, стало введение 30 мая 1992 года всеобъемлющих санкций в отношении Югославии. Последствия такого эмбарго нанесли значительный вред как экономике страны так и незащищенным слоям населения. Еще одним примером негативных гуманитарных последствий являются всеобъемлющие санкции, предусматривающие эмбарго на воздушные перевозки, введенных Резолюциям Совета Безопасности ООН 748 (1992) и 843 (1993) по Ливии. В Доклады Миссии ООН по установлению фактов в Ливии отмечено, что санкции вызывают «всеобъемлющие, неблагоприятные последствия для условий жизни населения и экономики страны»[17]. В частности, уровень безработицы там вырос с 1 до 12 процентов, ускорились темпы инфляции, цены на большинство товаров выросли более чем на 200 процентов[17].
Когда жесткие и всеобъемлющие экономические санкции применяются против авторитарных режимов возникает другая проблема. В этом случае обычно страдают простые люди, а не политическая элита, поведение которой спровоцировало введение санкций»[ кофе аннан
В итоге критика
применения всеобъемлющих санкций
привела к постепенному поиску Советом
Безопасности ООН эффективной альтернативы.
Основываясь на рекомендациях семинаров
ООН, посвященных проблемам
Страна | Введение
санкций
(дата и номер Резолюции) |
Прекращения
санкций
(дата и номер Резолюции) |
Виды санкций |
Ангола | 15 сентября 1993 годa путем принятия Резолюции 864 (1993) | 9 декабря 2002 года в соответствии с Резолюцией 1448 (2002) |
|
Афганистан | 15 октября 1999 года путем принятия Резолюции 1267 (1999) | До сих пор |
|
Гаити | 16 июня 1993 года путем принятия Резолюции 841 (1993) | 29 сентября 1994 годa в соответствии с Резолюцией 944 (1994) |
|
ДР Конго | 28 июля 2003 года путем принятия Резолюции 1493 (2003) | До сих пор |
|
Ирак, а также Кувейт | 6 августа 1990 года путем принятия Резолюции 661 (1990) | 22 мая 2003 года в соответствии с Резолюцией 1483 (2003) |
|
Ирак | 22 мая 2003 года путем принятия Резолюции 1483 (2003) | До сих пор |
|
Иран | 23 декабря 2006 путем принятия Резолюцией 1737 (2006) | До сих пор |
|
КНДР | 14 октября 2006 года путем принятия Резолюции 1718 (2006) | До сих пор |
|
Кот-д’Ивуар | 15 ноября 2004 года путем принятия Резолюции 1572 (2004) | До сих пор |
|
Либерия | 19 ноября 1992 путем принятия Резолюции 788 (1992) | До сих пор |
|
Ливан | 7 апреля 2005 года путем принятия Резолюции 1595 (2005) | До сих пор |
|
Ливия | 31 марта 1992 года путем принятия Резолюции 748 (1992) | 12 сентября 2003 года в соответствии с Резолюцией 1506 (2003) |
|
Руанда | 17 мая 1994 годa путем принятия Резолюции 918 (1994) | 10 июля 2008 года в соответствии с Резолюцией 1823 (2008) |
|
Сомали | 23 января 1992 года путем принятия Резолюции 733 (1992) | До сих пор |
|
Судан | 30 июля 2004 года путем принятия Резолюции 1556 (2004) | До сих пор |
|
Сьерра-Леоне | 8 октября 1997 года путем принятия Резолюции 1132 (1997) | До сих пор |
|
Югославия (включая Косово) | 25 сентября 1991 путем принятия Резолюции 713 (1991) | 10 сентября 2001 года в соответствии с Резолюцией 1367 (2001) |
|
Эритрея и Эфиопия | 17 мая 2000 года путем принятия Резолюции 1298 (2000) | 16 мая 2001 года (по истечении срока) |
|
ЮАР | 4 ноября 1977 путем принятия Резолюции 418 (1977) | 25 мая 1994 года в соответствии с Резолюцией 919 (1994) |
|
Зимбабве (бывшая Южная Родезия) | 16 декабря 1966 года путем принятия Резолюции 232 (1966) | 21 декабря 1979 года в соответствии с Резолюцией 460 (1979) |
|