Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Благотворительность – как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь не имущему, была совершенно чужда классической древности. Древние римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..... 3
Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме ……………......4
Вывод ………………………………………………………………………………....17
Список использованной литературы ……………………………………………..…18

Работа содержит 1 файл

общественное призрение в Древнем Риме.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Следует отметить, что в доюстиционном  праве существовала и такая форма  брака, как «конкубинат»- дозволенное  законом постоянное сожительство мужчины и женщины, что стало широко распространено в Западной Европе только в ХХ в. в форме «гражданского брака».

     В Древнем Риме женщина не имела главных гражданских прав и формальна была отстранена от участия в государственных делах, ее не допускали на народные собрания и т. п.

     Положение детей из бедных слоев общества было незавидным. Цицерон, например, призывал переносить «со спокойной душой» детскую смертность. Римский политический деятель, воспитатель и учитель  императора Нерона Сенека написавший трактаты « О благодеяниях » и « О милосердии», считал разумным топить слабых и уродливых младенцев.

     Система социальной помощи детям в Древнем  Риме касалась, прежде всего, беспризорных детей. Так, в 315 г. император Константин Великий отправил городским магистрам инструкцию, где отмечалось следующее: «если отец или мать принесут вам ребенка, вырастить коего им мешает отсутствие для того у них средств, то обязанности вашей должности заставляют вас, без всякого промедления, доставить ребенку пропитание и одежду, потому что удовлетворение потребностей только что родившегося ребенка- неотложно; средства империи и мои вознаградят, без сомнения ваши издержки». С 318 г. инфатицид стал считаться преступлением , а с 374 г. приравнивался к человекоубийству. Упрощается порядок усыновления внебрачных детей. Особое внимание уделялось призрению детей бедных родителей. В Древнем Риме назначались чиновники, отвечавшие за опеку сирот. При императоре Траяне некоторые поместья скупались государством и отдавались в аренду (или под залог) , а полученные доходы направлялись на воспитание детей, в первую очередь сирот. Одно из первых благотворительных учреждений было основано при императоре Октавиане Августе.

     Не  оставалась в стороне от этой проблемы и общественность. Имеются сведения о наличии в Риме прообраза древнейшего «воспитательного дома», который возник на овощном рынке в 11-м квартале города. На рынок подкидывали искалеченных и уродливых детей, где их кормили сострадательные торговцы. Известно, что одна богатая римлянка, у которой умер сын, пожертвовала миллион сестерциев, на проценты которых содержались сто мальчиков и столько же девочек. История сохранила ее имя: Целия Макрина из Террацины. В 97 г. Плиний Младший создал благотворительный фонд, в который поступали доходы с имения 500 тыс. сестерциев. Этот фонд специально был предназначен для бедных детей. В рамках римского права разрабатывались отдельные проблемы, связанные с призрением, но они, в основном, касались так называемого частного права, то есть установления опеки и попечительства, института усыновления; все происходило в рамках семьи, хотя и под контролем государства.

     Поскольку Рим вел постоянные войны для  укрепления и поддержания своего имущества, то, естественно, количество людей изувеченных и потерявших трудоспособность постоянно возрастало. Государство заботилось о них, оказывало помощь инвалидам и престарелым. В переводе с латинского «инвалид» означает «слабый, немощный». Так называли воинов с физическими дефектами и повреждениями, не позволившими им пользоваться оружием или ограничивающими эту возможность. Римляне давали инвалидам земельные участки и давали в их пользу часть добычи, а впоследствии - денежное содержание. Так закладывались основы пенсионного обеспечения инвалидов.

     Изменяется  само отношение к старости. Само понятие «сенат» произошло от латинского «seneс»  (в буквальном переводе- «стрик»).Цицерон в трактате « О старости» утверждал, что старость есть болезнь. Этот тезис просуществовал до наших дней. Римский врач К. Гален (ок. 130- ок. 200) дл множество полезных советов о гигиене старости: гимнастика, массаж, занятость, ограничения в питании, опасность кровопускания и т. п. Впервые в истории Древнего мира старость становится предметом научного осмысления и анализа. В соответствии с римским, основные идеи и положения которого сохранились и до наших дней, наследодатель мог предоставить в пожизненное пользование (личный сервитут) комнату в доме старой служанке, кормилице и пр.

     Цицерон затрагивает вопрос о парадоксальном характере душевных болезней и их излечении. Парадокс заключается в том, что когда болеет тело, душа может распознать болезнь, узнать ее и судить о ней; но когда больна душа, тело не в силах что- либо сказать о ее болезни: « Ведь душе приходится судить о своей болезни лишь тогда, когда то, что судит, само уже больное». Наука об исцелении души есть философия, «но помощь ее приходит не извне, как помощь против телесных болезней, - нет, мы сами должны пустить в дело все силы и средства, чтобы исцелить себя самим».Кроме того, это знание, позволяющее судить, что безумие происходит от бурных, неистовых страстей, от волнений черной желчи, « от гнева, или от страха, или от боли – как у Афаманта, Алкмеона, Аякса и Ореста». Этим двум формам опыта в точности соответствуют две формы безумия: insania, каковая понимается весьма широко», особенно «когда в нее включается глупость» и furor, болезнь более серьезная, которая известна в римском праве со времен Законов ХII таблиц.

     В Древнем Риме предпринимались определенные меры против проявлений социальной патологии, профессиональных нищих, разбойников, проституток и т. п., которые, впрочем, далеко не всегда приносили положительный эффект. Число разбойников и нищих в Древнем Риме было весьма велико. Многие из летописцев и ученых средних веков считали, что государства до эпохи христианства были ничем иным, как «вертепом разбойничьим». Да и сам Рим возник благодаря лицам с делинквентным поведением .

     Первое  убежище для беглых преступников устроил один из основателей Рима - Ромул, который по легенде убил своего брата Рема. При создании названного  «благотворительного учреждения» им руководили стремления таким путем увеличить население города. Итак, первым «разбойником» оказался весьма влиятельный и вошедший во всемирную историю человек. Характерно, что и далее в социальной истории человечества преступной деятельностью занимались не только какие-нибудь  «мелкие людишки», но и самые известные личности.

     В борьбе с делинквентами значительную роль играл Сенат. Назначаемые им цензоры должны были следить за чистотой нравов римского народа, имели право изгонять любого, кто был замешан в преступлении или допустил серьезный моральный проступок. Законы ХII таблиц, защищая права граждан, установили, что тот, кто травил и жал в ночное время чужое поле, обработанное плугом, обрекался на жертву подземным богам и предавался смерти. Вора, захваченного с оружием в руках казнили на месте преступления. Дневной вор, застигнутый на месте преступления, подлежал физическому наказанию, а затем выдавался потерпевшему в рабство (обращение в рабство). Закон, однако, был гуманен и разрешал заменять самосуд выкупом по соглашению. Деликтом считались оскорбление, побои, членовредительство, ночные сборища, нарушение общественного порядка. Все они наказывались штрафом. Телесные же повреждения считались личной обидой.

     Легальная проституция во многом поддерживалась древними традициями, которые, например, получили свое воплощение в Играх Флоры и в вакханалиях. Эти празднества, имевшие религиозный оттенок происходили не только в цирках, но и на улицах, куда стекались со всех концов города мужчины и женщины, одетые в белые одежды. Одним из самых древних храмов был храм Венеры. Возле него собирались женщины в поисках поклонников. Культ бога Мутинуса был древней формой религиозной проституции. Невеста, перед тем как отправится в дом к своему жениху, приходила к статуе бога Мутинуса и садилась ему на колени в знак того, что жертвует ему свою девственность. Храмы служили местом и для любовных интриг.

  Как пишет Минуций Феликс, блуд в языческих храмах развивался свободнее, чем в открытых публичных домах. Сенека иронически восклицает: когда же, наконец, Юпитер, отец богов, перестанет увеличивать свое потомство: ни преклоннейший возраст, ни законы империи против прелюбодеяния и о благонравии не в состоянии на него воздействовать, - так упорен он в своем распутстве.

     Известный римский юрист Д. Ульпиан так  регламентировал проституцию: «  Женщина публично занимается проституцией не только в том случае, когда  она торгует своим телом в  местах разврата, но и тогда, когда  она не бережет своей чести в питейных домах и иных местах, которые она посещает. Под публичным развратом разумеется поведение женщины, отдающейся без разбору всякому мужчине». Ульпиан замечал, что «это понятие не обнимает ни замужних женщин, виновных в прелюбодеянии, ни обольщенных девиц. А понятие публичного разврата не распространяется на женщин, отдающихся за деньги одному или двум лицам». Проституцией занимались патрицианки, матери семейств, почтенные матроны и т. п., а заработанные таким образом деньги они передавали на храмы и алтари.

   Как и в других странах, распространение  проституции и половой распущенности  в Риме пытались ограничить  обычаями и определенными правовыми  нормами. «Во всех свободных  классах от молодых женщин  требовали сохранять девственность, которая превозносилась в обладающих ужасом сказаниях; римлянин всегда обладал сильным чувством собственности и желал иметь супругу, отличавшуюся постоянством, чтобы быть уверенным в том, что его имущество не достанется потомкам соперника». Свободная римлянка, которая без ведома и согласия собственника вступала в половую связь с рабом, сама становилась рабыней. Римские законы повелевали прелюбодея и прелюбодейку связывать вместе и бросать в огонь.  

    В соответствии с законом проститутки не вносились в цензы (списки населения), а регистрировались в особых списках, составляющихся эдилами. Эдилы выдавали им разрешение заниматься проституцией, называвшейся licentia sturpi. Тем самым понятие проститутки неразрывно было связано с позором, влекшим за собой гражданскую смерть в юридическом смысле. В 180 г. до н. э. римляне переписали проституток и выдали им подобие акта о гражданской смерти. Та же участь ожидала и лиц, занимавшихся сводничеством, которые, хотя и были лишены гражданских прав, тем не менее обязывались платить налог в пользу города. В правление императора Калигулы был введен налог на проституток, позднее получивший оформление в виде налога содержаний общественных зданий. Проститутки были обязаны носить особую одежду, короткую тунику и тогу с разрезом спереди. Им не разрешалось носить белых лент, которыми поддерживали прическу молодые девушки и порядочные женщины. Они должны были носить светлый парик или окрашивать свои волосы в желтый цвет, а на улице носить капюшон. Император Домициан запретил проституткам передвигаться на носилках.

     Пьянство  и алкоголизм формально осуждались, но планомерной борьбы с ними в  Риме, как и в Греции, не было. Вслед  за Аполлоном в Рим приходит Дионис, получивший здесь имя Вакха (Бахуса). В первой половине II в. до н. э. «ритуалы в честь Диониса-Вакха-вакханалии- вызывали своей оргиастичностью и эзотеризмом суровые преследования властей. По народным верованиям считалось, что на праздниках Бахуса более всего угоден божеству тот, кто больше всех выпьет. Ни одно общественное зрелищное мероприятие (театральные представления, игры и т. п.) не обходилось без обильных  возлияний практически всех присутствующих на них. Остановить культ не представлялось возможным.

     В императорском Риме под влиянием стоиков возникло некое патетическое отношение  к суициду. Стоики ценили неограниченное проявление свободы человека, которое предусматривало право выбора вариантов ухода из жизни. Смерть описывалась как акт освобождения, в котором , например, Плиний Младший усматривал превосходство человека над богами. Для Цицерона суицид не являлся большим злом. По его мнению, цель жизни состоит в том, чтобы жить и любить себя в соответствии с природой: самоубийство для мудреца, желающим быть верным ей до конца, могло быть вполне полезным. Он упоминает , что от депрессии лучшим лекарством с древности является время. Вместе с тем нельзя полагаться только на время: «не устранив ее полностью, нельзя избавиться от этого бедствия». Наилучшим средством от меланхолии Цицерон считал беседы со страдающим, т. е. выражаясь современным языком, он один из первых предложил использовать психотерапевтические беседы для выхода из депрессии. И, конечно же, Цицерон говорит о самом главном, о надежде, что человеком «будет выдержано самое острое страдание, если хотя бы издали, ему видится надежда на что-то доброе».

      В ходе формирования основ гражданского общества Афинская демократия стала  настоящей системой политического  воспитания, основанной на стимулировании развития индивидуальных особенностей личности и их использования на благо государства. Это предполагало открытое и систематическое обсуждение политических вопросов, критичность мышления и борьбу мнений. На этой основе и выросла вполне эффективная для того времени система благотворительности, многие черты которые мы наблюдаем в современном мире. Политика «хлеба и зрелищ», не достаточно эффективная борьба с проявлением  социальной патрологии не принесла Риму тех выгод, какие имелись в Древней Греции - внутреннего умиротворения и социального мира. В этой связи на фоне общего духовного кризиса, поразившего античный мир на рубеже двух эпох, особую популярность обретает проповедь христианства и деятельность первых христианских подвижников. В целом же религия и религиозные верования с их строгими моральными стандартами были той единой платформой, на которой основывалась практика помощи и поддержки не только в Древнем мире, но и во всей социальной истории человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы 

     В Древнем Риме религиозные и философские построения составили своеобразную теоретическую основу практической деятельности по поддержке нуждающихся, помощи социально-уязвимым и маргинальным слоям населения, борьбы за социальное равенство и социальную справедливость.

     Принцип «хлеба и зрелищ» в последние  века существования Рима получил  свое полное воплощение. Понятие «власть» и «зрелища» стали неразрывными. Быть гражданином - высшая ценность Античности. Неимущие граждане Рима имели право жить за счет казны, их нельзя было использовать на «грязных работах и ремеслах».

     В Древнем Риме были заложены основы социальной работы с детьми; попечение о них было возложено на местные органы власти, которым оказывали помощь государство и частные лица. Данный принцип господствует в подавляющем большинстве стран мира и в наши дни.

     В Древне мире были заложены основы теории и практики социальной помощи различным категориям нуждающихся, определились ее основные субъекты в лице государства, частных лиц и общественных организаций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме