Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Благотворительность – как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь не имущему, была совершенно чужда классической древности. Древние римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..... 3
Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме ……………......4
Вывод ………………………………………………………………………………....17
Список использованной литературы ……………………………………………..…18

Работа содержит 1 файл

общественное призрение в Древнем Риме.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

УЧРЕЖДЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

«БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по теме:

Благотворительность и общественное призрение в Древнем  Риме 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Студента  первого курса 110 гр.

                  Факультета  соц-пед технологий

                  Заочного  отделения

                  Ивановой  М. В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Минск 2011 
 

Содержание 

Введение  ……………………………………………………………………………..... 3

Благотворительность и общественное призрение в Древнем  Риме ……………......4

Вывод  ………………………………………………………………………………....17

Список  использованной литературы ……………………………………………..…18

 

      Введение

     Общественное  призрение - организованная система помощи со стороны государства или общественных институтов. Система общественного призрения представлена как органами государственной власти, так и органами местного самоуправления, церковью, благотворительными обществами и учреждениями.

     Благотворительность  – как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь не имущему, была совершенно чужда классической древности. Древние  римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием.

     Особое  внимание в античном Риме уделялось  благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. При императорах Нерве и Траяне различные поместья скупались государством и отдавались в аренду или получали ссуду под залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей, особенно сирот. Одновременно с государственной благотворительностью существовала муниципальная. С увеличением имущественного неравенства, пауперизации свободных ремесленников и землевладельцев только бедные граждане имели право жить за счет казны. Тит Ливии сообщает, что бедные граждане Рима имели право жить за счет казны, причем их нельзя было использовать на "грязных низких работах и ремеслах". Римляне военным инвалидам давали земельные участки и назначали в их пользу часть добычи, а впоследствии денежное содержание.

     Иногда  римские писатели как будто возвышались  до понятия человечности и рассуждали о сострадании. Выкупать пленных, обогащать  бедных, говорит Цицерон, значит тоже служить государству. У Плиния находим прекрасные слова о том, что нужно разыскивать и поддерживать тех, кто находится в нужде, окружая их как бы товарищеским союзом. Так мыслили и так поступали лучшие люди Рима. Но обычная благотворительность римских богачей носила другой характер: это была собственно не благотворительность, а тщеславная расточительность. В идее эта щедрость имела в себе нечто похвальное: богатые граждане считали своим долгом принимать на себя издержки по удовлетворению разных городских нужд, брали на себя устройство амфитеатров, терм (бань), храмов, исправление мостовых и т. п. Таким образом богатство налагало на богача как бы общественную повинность служить на пользу общую, оказывать щедрость (munificentia) на пользу сограждан и государства. Но продукты этой щедрости – общеполезные сооружения и мероприятия – должны были делаться достоянием не только бедных, но и богатых.

                                                                                                                                                                         
 

           Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме

      Утверждению и становлению в Древнем Риме государственного и общественного  призрения нуждающихся в значительной мере способствовали теоретические построения древнеримских философов, большинство из которых весьма убедительно обосновали необходимость милосерднической деятельности, ее важность для сохранения стабильности в государстве и обществе.

Подавляющее большинство древнеримских философов оправдывали и превозносили милосердное отношение к человеку. Цицерон(106-43гг.до н. э) например считал, что  нет ничего согласно более с природой человека, чем благотворительность» Милосердие по Цицерону- это отличительная черта человека, а основной благотворительности является справедливость, способствующая«уравновешиванию благодеяний»,чтобы они»не навредили другими не причинили зла тем, которым мы желаем благодетельствовать» Те же , кто рассчитывает на выгоду- лицемеры, их подаяние» гораздо более связано с тщеславием, чем с благородными и благодетельными чувствами»Цицерон и Плиний Старший полагали, что дружба, товарищеский союз являются основой благотворительности, важнейшими факторами, лежащими в основе гражданского поступка. Рассматривая благотворительность как вид социальной деятельности, Цицерон выделяет ее конкретные формы: щедрость, выкуп пленных, уплату долгов, выдачу приданого дочерям, увеличение средств к жизни для своих друзей По учению римского философа-стоика, бывшего раба, а позднее- вольноотпущеника Эпиктета, в природе человека заложено стремление оказывать благодеяние и помогать людям. Он требовал раздачи имущества в пользу бедных. Состраданию не должно быть места как болезненному аффекту печали. Стремление к помощи людям вытекает не из сострадания, но из познания прав и обязанностей. Были и противоположные точки зрения.

       В русле названной проблемы нельзя не остановиться на значении религиозных верований. Население Древнего Рима жило общинами, где и зарождаются начало организованной взаимопомощи. Община была обязана заботиться о своих членах, а все общинники должны были работать на нее. Латинское название жителей, крестьян, язычников такой общины- paganus (отсюда- «паганская религия» для обозначения племенной ,языческой религии)

Религия как и философия в Древнем  Риме, сыграла значительную роль в утверждении в сознании людей и распространения практики милосердия и благотворительности.

     Согласно  законам, действовавшим в дохристианской Римской империи, боги могли иметь всякого рода имущество в силу пожертвований частных лиц ,завещаний и т.п.Оно сосредотачивалось в храмах того или иного бога. Представителем церкви запрещалось эксплуатировать «религиозные чувства мужчин и слабости женщин»,в частности было запрещено получать дома сирот и вдов. Все завещания и дарения ,сделанные вдовами и женщинами были недействительны .Принадлежащее богу имущество считалось священным и не могло становиться предметом извлечения выгоды : отчуждение его обставлялось рядом формальностей.«Фактически в качестве юридического лица, представлявшего интересы того или иного бога, выступали жрецы. По мере того как изменялось представление о «богах», менялось и представление о «божеской собственности»: она становилась (в качестве предмета, служившего культуру) принадлежностью той ассоциации, которая содержала за свой счет культовое учреждение и которая приобретала все права юридического лица. Аналогичное представление о собственности «бога» было перенесено на христианское церковное имущество.

     Вопросы религии в Риме не были отделены от политической жизни. Всем высшим чиновникам были присущи те или иные религиозные функции. Жречества как сословия не существовало. Религиозными магистратурами являлись жреческие коллегии. Значение приобрела коллегия  понтификов во главе с великим понтификом. Он был главным участником  различных религиозных церемоний, присутствовал при религиозных обрядах, совершаемых различными магистратами, давал советы по вопросам культа, ведал календарем, вел погодные записи и т.д. Первый понтифик из плебеев был назначен в 252 г. до н. э.

     Язычество проиграло свою войну христианству, но проиграло не бесславно. Еще длительное время после утверждения христианской религии в качестве официальной оно составляло основу многих религиозных верований вплоть до нового времени.

     Еще до принятия христианства в качестве государственной религии Римской  империи весьма ярко обозначилась его  роль в социальной помощи нуждающимся. Идеология первых христианских общин, которые возникли в Палестине  в первой половине 1 в. и состояли из бедняков, придает свой смысл данному феномену. И сегодня существуют  определенные разночтения между светской, мирской и христианской точками зрения на сущность и время появления благотворительности благотворительных учреждений. Так, энциклопедический словарь « Христианство» относит появление благотворительности к 19 в. ,когда христианство становится государственной религией в Римской империи. То, что большинство современных историков социальной работы относят к ее истокам (появление в 1750 г. до н. э. в Вавилоне Кодов справедливости- гражданских актов, призывающих людей к любви к ближнему, заботе о бедных), по мнению представителей христианства, «ничего общего с благотворительностью не имело», а образованные при императоре Нерве (30 или 35-98) «капиталы для выдачи многосемейным беднякам и призрения бедных свободнорожденных детей и сирот…-  всего лишь содействие увеличению числа браков и умножению народонаселения».Таким образом, не требование  законов и светских традиций, не рациональное, а духовное начало должно лежать  в основе благотворительности. Первым истинным и прирожденным «филантропом», согласно христианской традиции, был Иисус Христос, к которому стремились нищие, голодные, бродяги, прокаженные, проститутки и т. п. К. Каутский отмечал, что христианство « развило мораль, которая стоит выше античной, поскольку принесло с собой возвышенную гуманность, бесконечное сострадание, которое одинаково распространяется на все, что носит человеческий образ, на низших и высших, на своих и чужих, на врагов и друзей»

     Первые  христиане придавали слову  «милосердие» смысл прошения  и деятельной любви. Любовь людей друг к другу, милосердие способны вывести их из рабского униженного состояния, в которую ввергли их ненависть и вражда, и сделаться друзьями не только между собой, но и самим Богом. Возлюби ближнего как самого себя - основополагающий принцип христианства. Основываясь на этих принципах, осуществлялась практическая деятельность первых христиан. Каждая христианская община была попечительным органом. Назначенные ею люди посещали на дому нуждающихся, больных, всех кому необходима была помощь. Первые христиане раздавали хлеб нуждающимся, принимали изгнанников. Все это способствовало укреплению первых христианских общин, которые подвергались преследованию властных структур в лице цезарей и их администрации. Теолог и писатель К. С. Тертуллиан в своей « Апологетике» писал о существовании у христиан специальных класс, в которых каждый верующий делал добровольный взнос в определенный день месяца. « Собранные деньги, - отмечал летописец, - идут на дела благочестия. Из них ничего не тратится на пиршества, или попойки, или бесполезное обжорство, но все они употребляются  на поддержание и погребение, на оказание помощи оставшимся без призора бедным сиротам, мальчикам и девочкам, старикам, которые не могут уже выходить из дома, людям, потерпевшим кораблекрушение и всем сосланным на рудники, на острова или сидящих в тюрьмах».

     Древний Рим- эта страна классического рабства. Оно зарождается уже в самые  древние патриархальные времена. Начиная с IV-III вв. до н.э. раб становится основным работникам. У отдельных рабовладельцев насчитывались тысячи рабов. Городские рабы находились в несколько лучшем положении, чем сельские, а перевод в сельскую местность рассматривался как тяжелое наказание. Раб приравнивался к вещи и находился в абсолютном владении хозяина, он не имел ни семьи, ни собственности. Основным источником рабства в Древнем Риме являлись захватнические войны, морское пиратство, дети рожденные от рабыни и превращение в рабов свободных. Ряды рабов пополнялись за счет преступников и должников, продажа отцом в рабство своих детей.

     С развитием товарно-денежных отношений  и гуманизацией общества положение должников постепенно улучшалось. Должник отвечал перед кредитором только своим имуществом, но не личностью. Но для не имеющих римского гражданства долговое рабство сохранялось. По-прежнему, если должник в установленный срок не возвращал долг, то кредитор мог « наложить на него руку» и держать в заточении в своем доме 60 дней. В это время должник трижды выводился в базарные дни к претору на форум, где объявлялась сумма его долга ( в расчете на ее выплату сородичами ),   а затем он продавался в рабство за границу. Во времена правления Октавиана Августа ( 30 до н. э- 14 н. э.) хозяева стали предоставлять рабам земельные участки (пекулии). За пользование ими рабы были обязаны обычно отдавать половину урожая, используя вторую половину по своему усмотрению. Бывшие рабы могли исполнять обязанности управляющего в имении своего хозяина. Они часто обладали высокими профессиональными качествами и отличались инициативой. Император Антоний Пий (86-161) прировнял убийство господином своего раба к убийству чужестранца и предоставил рабам право в случае жестокого обращения искать убежища перед статуями императоров.

     К зависимым от патрициев категориям свободного населения относились клиенты  и еще более многочисленные плебеи, так сказать, его маргинальные категории. Сохраняя личную свободу, они не имели  политических прав и занимались сельским хозяйством, и торговлей. Богатые и бедные плебеи были одинаково бесправны. Некоторые из них отдавали себя под покровительство патрициев и становились их «клиентами» (от лат. сliens-послушный). Патриций считался покровителем (патроном) клиента и опекал его во всех случаях жизни.

     Если  патрон злоупотреблял зависимостью от него клиента, то он порицался обществом. Чаще всего клиентами становились  вольноотпущенники из обедневших плебеев  или бывших рабов, которых отпускали  на волю. Они составляли  категорию самых неполноправных граждан, не имели права брака, не могли быть чиновниками и были ограничены в отношении голосования. Связь между патроном и клиентом называлась «клиентела» или «патронат».

Информация о работе Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме