Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:37, контрольная работа

Описание работы

Благотворительность – как проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь не имущему, была совершенно чужда классической древности. Древние римляне старались по возможности избегать самого вида нищеты, которая внушала им одно лишь отвращение и ужас; встретить нищего считалось даже дурным предзнаменованием.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..... 3
Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме ……………......4
Вывод ………………………………………………………………………………....17
Список использованной литературы ……………………………………………..…18

Работа содержит 1 файл

общественное призрение в Древнем Риме.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     История Рима  неразрывно связана с борьбой  плебса за равноправие, в ходе которой права плебеев постоянно расширялись. Они, наравне со свободными гражданами, были допущены к участию в народных собраниях, а в 494 г. до н. э. учреждена должность плебейского трибуна, обладавшего правом  veto , то есть правом запрещать исполнение распоряжения любого должностного лица и даже сената. Личность трибунала считалась неприкосновенной. Основным долгом трибунов было «право помощи». Народный трибун был обязан помочь своим личным вмешательством любому гражданину, обратившемуся к нему за содействием. Народным трибунам принадлежало даже право ареста чиновника (магистрата). Дверь его дома должна была быть всегда открытой, он не мог покидать Рим более, чем на один день. Жилище трибуна было местом убежища для всякого плебея.

     С 445 г. до н. э. разрешались браки между патрициями и плебеями. В 451- 450 г. до н. э. появились «Законы ХII таблиц», практически полностью уровнявшие в правах патрициев и плебеев. Они были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах и установлены на главной площади Рима, его политическом центре-Форуме, - и в течение многих веков считались основным источником права. В середине IV в. до н. э. целым рядом законов было установлено право плебеев на занятие государственных должностей.

     Уже в «период республики» в Древнем  Риме, как и в Греции, в полной мере воплощается правило устройства за государственный счет празднеств и угощений для плебса как одно из главных организационных форм социальной помощи. Постепенно привыкший к ним плебс уже не просил, а требовал «хлеба и зрелищ» и служил тому, кто выполнял это требование. Особого расцвета «зрелища» для народа достигли в правление императора Траяна (98-117). Для императора посещение «зрелищ» становилось своего рода ознакомиться с общественным мнением и оценить степень собственной популярности в народе. Последняя  в значительной степени зависела от того, насколько блестящими были зрелища игры, которые император устраивал для плебса. С посещающих театральное представление не только не брали денег, но наоборот выдавали за каждое посещение по два обола(т. н. «теорики»)

«Увеселения и зрелища» можно разделить на следующие группы:

      1.Игры  в цирке, где преобладали звезд  на колесницах и скачках с  вольтижировкой. Колесницами чаще  всего управляли рабы. Победителям  давали не только пальмовые  ветки и венки, но также деньги и драгоценные материи. Ювенал упоминал о вознице, который зарабатывал столько же, сколько сотня адвокатов. В IV в. посыпались жалобы, что целые имения попадали в руки возниц. Страсть императоров к забегам не знала границ: имеются сведения, что император Калигула (37-41) хотел возвести в сан консула племенного жеребца Инцитата на кануне скачек, а императорские гвардейцы всю ночь наблюдали за тем, чтобы по всей окрестности не было никакого шума, который мог бы смутить жеребца перед забегом. Император Нерон установил пенсии для скаковых лошадей, отправленных на покой.

    2. Игры в амфитеатре, где центральное  место занимали бои гладиаторов.  Первоначально они устраивались  лишь на богатых похоронах,  но к середине I в. до н. э. происходят и на праздниках, устраиваемых государством. В 65г. до н. э. был устроен бой 320-ти пар гладиаторов. Во время празднеств 106 г. на аренах было 10 тыс. гладиаторов. В качестве гладиаторов использовались представители неримских племен. Все они выходили в национальных костюмах и бились каждый по своему обычаю. Гладиаторами становились или осужденные преступники, или военнопленные, обращенные в рабство, или добровольцы. Популярность боев гладиаторов среди плебса была необыкновенной.

Устраивались  также звериные бои и травли. Специально подготовленные бестиарии красочно убивали животных (львов, пантер, тигров, бегемотов, слонов и т. п.) или становились их жертвами. Бестиарии жили в специальных казармах и имели низкий социальный статус. Среди них были и женщины. Формальная цель всего этого состояла в том, чтобы приучить римских граждан быть смелыми и сильными.

     Нерон пытался завоевать авторитет  плебса устроением захватывающих кровавых представлений. На арену амфитеатра выставлялись привязанные к столбам  преступники, в первую очередь христиане, согнанные их тюрем. С точки зрения свободного римского гражданина ни рабы, ни преступники, ни военнопленные полноценными людьми не являлись. Специально приученные к человеческой крови звери съедали их на глазах многочисленных зрителей. Этой практике следовали многие римские императоры. Репутация местных властей во многом зависела от успеха «зрелищ». Каждый стремился превзойти своих соперников, претендующих на власть. Чем более великолепными были зрелища , тем на большее доверие со стороны плебса можно было рассчитывать. «Зрелища» могли или обеспечить или сломать карьеру. Каждый магистрат  старался превзойти своего предшественника.

    3.Театральные представления. В древнеримском театре давались трагедии и пантомимы. Трагедия в меньшей степени нравилась публике и, чтобы увеличить ее привлекательность, устраивались бесконечные шествия участников, колесниц, заморских зверей, отчего само представление длилось более четырех часов. Пантомима сопровождалась пением хора, разъяснявшего зрителям ход действия. Наибольшей популярностью в Риме пользовалась народная комедия,  представленная в двух основных вариантах: «ателлана» и «мим» Римлянам был известен и балет в собственном смысле этого слова. Об этом имеется свидетельство римского писателя  II в. Апулея- автор романа «Золотой осел».

     4. Игры на стадии. Атлетические  игры происходили на стадионе, специально устроенном для этой  цели. Борьба атлетов становится  популярной во времена  Октавиана  Августа. Желание сделать Капитолийскими  игры похожими на греческие доходило до того, что император появлялся на них в греческом пурпурном плаще и в греческой обуви. Мода на атлетические игры была всеобъемлющей, захватив даже женщин. Атлеты по своему положению были выше гладиаторов, актеров и возниц. Существовали профессиональные атлетические общества. Так, во II в. В Риме было «Общество отлетов-победителей, увенчанных на священных играх». В IV в. все «игры» были прекращены от части из-за угрозы внешней опасности, отчасти из-за протеста набиравшей силу христианской религии.

      Попытки обеспечить порядок в государстве  филантропическим путем проявлялись  в деятельности римских императоров  не только посредством устройства зрелищ. К началу I в. до н. э. все более  разрастается кризис римской республики. Резко возросло обнищание плебса, который влачил жалкое существование, обострившееся из-за постоянных пожаров, эпидемий, отсутствия жилья, зависимости от подвоза хлеба, т. е из-за всего того, чего зрелищами или продуктовыми подачками не перекроешь. Государство начинает принимать организованные меры по обеспечению продуктов нуждающихся граждан. Так, народным трибуном Гаем Гракхом в 1123 г. до н. э. был проведен «хлебный закон», по которому каждый плебей  мог покупать хлеб по дешевой цене, которая была вдвое ниже рыночной. Этот закон стал рубежным в организации системы социальной помощи нуждающимся в Древнем Риме. Отныне материальная помощь малоимущим гражданам  признавалась обязанностью государства.

     С целью работай незанятых граждан  Рима, Гаем Гракхом было инициировано введение «дорожного закона», предусматривавшего обширное дорожное строительство на основе общественных работ по всей Италии. В результате аграрной реформы 80 тыс. римских граждан получили земельные участки. С 107 г. до н. э. Сенат дал разрешение вербовать в  армию всех без исключения римских граждан без ограничения ценза , т. е. безземельных крестьян и беднейших горожан по принципу добровольного набора на 20-25 лет. Каждый доброволец получал от государства бесплатно оружие, ему выдавалось жалование из государственной казны, а после войны был обещан земельный участок. Народный трибун Ливий Друз , избранный на эту должность в 91 г. до н. э., предложил вывести колонии для малоземельных в Кампанию и Сицилию. Гай Юлий Цезарь (102 или 100-44 до н. э.),избранный консулом в 59 г. до н. э., провел закон о разделе земли в Кампании между 20 тыс. ветеранов и беднейшими многосемейными гражданами, которую нельзя было отчуждать в течении 20 лет. Кроме того, Цезарь ослабил долговое бремя, ввел в действие нормативно-правовые акты против сверхвысоких ссудных процентов и облегчил крайние случаи неплатежеспособности, провел закон о строгом наказании лиц, использовавших свое административное положение для вымогательства средств у населения провинций. Все это помогло снизить нагрузку на сферу социальной помощи в Древнем Риме и стабилизировать внутриполитическую обстановку.

     Однако  все это так и не помогло  спасти Римскую республику. Плебс  и особенно рабы проявили недовольство, что привело с 30-х гг. II в. до н. э. к гражданским войнам, включая восстания рабов, в т. ч. Знаменитое восстание под руководством Спартака. В результате восстания италиков в начале I в. до н. э. Рим вынужден был пойти на уступки и предоставить восставшим права права римского гражданства.

     В 27 г. до н. э. Октавиан Август получает звание императора и неограниченные полномочия. К одному из первых его шагов в ранге императора следует отнести учреждение специальных должностей чиновников-эдилов. Кроме того, что к их обязанностям относилась организация празднеств и массовых игр, они отвечали за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа и наблюдали за охраной порядка в городе. С установлением в Риме неограниченной монархии чиновники получают дополнительные привилегии, по окончании службы им назначают пенсии. Тем самым государственно-общественная помощь приобретала вполне организованный характер с определенной системой управления, подчинения и контроля. Все более находит свое применение идея примирительного сближения граждан и покоренных народов. В 212 г. император  Каракалла предоставил права римского гражданства всему свободному населению империи.

     Государственная помошь дополнялась  помощью со стороны  частных лиц, которые руководствовались при этом самыми различными мотивами. Например, богатые люди, баллотирующиеся на должность магистра, задолго до выборов обязаны были устраивать для своих сограждан пиры и угощения, одаривать их и т. д. Они включали в свои предвыборные программы распродажу дешевого привозного хлеба или его раздачу беднейшим гражданам. Выполнение обязанностей магистра считалось высшей честью и осуществлялось не только без вознаграждения, бесплатно, но и было в ряде случаев связано со значительными личными расходами. Частная филантропическая деятельность означала зачастую любое доброе начинание: сюда могли входить и раздача денег и хлеба, и устройство празднеств и зрелищ, и меценатство. С помощью частных лиц в Древнем Риме появляются странноприимные дома, которые называли ксенодохии, нокосомии (больницы) Симеона Странноприимца, приюты для сирот, или брефотрофии; герантокомии-  для престарелых и т. п.

     В Древнем Риме появляются первые общества взаимопомощи. Известно, например, о  существовании так называемых «похоронных  товариществ», главной целью которых было предоставление своим членам приличествующего погребения. Каждый, вступая в товарищество, вносил первоначальный взнос в размере 100 сестерциев и, кроме того, бутылку доброго вина, затем делал ежемесячные взносы в размере 5 ассов. Взносы пускались на покрытие расходов на погребение. Вместе с тем государство стремилось регламентировать деятельность общественных организаций и частных лиц.

     Современная социальная работа во многом обязана  Древнему Риму тем, что он «подарил»  ей «меценатство». Первым известным покровителем поэтов был римский государственный деятель Гай Цильний Меценат. Родился он между 74-64 гг. до н. э. Летописцы отмечают, что ему были чужды такие пороки, как недоброжелательность, честолюбие и зависть, низкопоклонство и заискивание. Он смело высказывал свои взгляды. Историки отмечают, что это был обычный и в то же время незаурядный, чуточку смешной и одновременно серьезный человек. Римская история сохранила примеры кружков, объединявших государственных деятелей и представителей интеллигенции. Кружок Мецената славился умением поддерживать дружбу и внимание к талантам. Для лучших поэтов того времени Меценат являлся заботливым покровителем и защитником. Умер он в 8-ом г. до н. э., горячо оплакиваемый друзьями всем народом. Его благотворительная деятельность оставила большой след в истории человечества.

     К неполноправным слоям населения  Древнего Рима относились и женщины. Древнеримские традиции и здесь уходили своими корнями в язычество. Римляне чтили Юнону, как богиню женщин, родовспоможения, покровительницу супружества и Весту- древнейшую богиню очага домашней или городской общины, олицетворяющей чистоту и верность. Весте был посвящен храм, по преданию построенный Нумой Пампилием, который, согласно античным преданиям, был вторым царем Древнего Рима (715-673/672 до н. э.) ему предписывается создание жреческих коллегий ремесленников, учреждение религиозных культов. В храме Весты горел неугасимый священный огонь. Ритуал поддержания огня исполняли весталки, жрицы Весты. Каждый год 1 марта повторялся обряд возжигания этого священного огня.

     Религиозные традиции воплотились в праве. Так, в соответствии с его постулатами, мужа для дочери выбирал отец. Возраст  вступления в брак устанавливался с 12 лет. Женщины в Древнем Риме пользовались гораздо большей свободой, чем в Древней Греции. Если в Элладе, например, согласие на брак от имени девушки давал отец или опекун, то в Риме молодые сами, сознательно принимая решение, публично произносили взаимные брачные обеты. После совершения всех необходимых формальностей жених и невеста считались нареченными (помолвленными). Расторжение договора влекло за собой уплату пени виновной стороны. В Риме существовали 3 формы заключения браков. Первая- религиозная форма брака- заключалась в присутствии жрецов. Вторая состояла в форме покупки невесты (манципации). И, наконец, третья- «сине манну» или брак «без наложения руки». Такой брак устанавливался фактом простого сожительства. Имущество супругов при этом находилось в раздельной собственности. Особенностью «сине манну» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена, в определенный день, уходила из дома мужа на три дня к своим близким и тем самым прерывался срок давности. Мужу развод был доступен при всех формах брака, жене только в «сине манну». Это была в период Республики единственная форма брака, при котором приданное возвращалось жене после развода.

Информация о работе Благотворительность и общественное призрение в Древнем Риме