Бизнес-планирование в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 12:52, реферат

Описание работы

Проблема бизнес-планирования в организации сейчас очень актуальна в условиях рыночной экономики. Основной целью реферата является рассмотрение этапов разработки, структуры и содержания бизнес-плана предприятия. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
рассмотрена сущность бизнес-плана предприятия;
его характеристики, принципы разработки, задачи и функции;
этапы разработки и структура бизнес-плана предприятия.

Содержание

I Теоретическая часть…………………………………………………………3
II Практическая часть……………………………………………………………16

Работа содержит 1 файл

Внутрифирменное Планирование.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

Содержание:

I Теоретическая часть

 

 

II Практическая часть……………………………………………………………16

 

Введение

 

Разработка стратегии и тактики производственно- хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей для малой организации. Общепризнанной формой разработки стратегии и тактики является бизнес-план.

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое  обоснование их целесообразности, последующее  планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.

Основными объектами бизнес-планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой  инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.

Бизнес-планы являются для наших производителей новым  видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции.

При значительном спаде  производства, имеющем место в  переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков.

Проблема бизнес-планирования в организации сейчас очень актуальна  в условиях рыночной экономики. Основной целью реферата является рассмотрение этапов разработки, структуры и содержания бизнес-плана предприятия. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

  • рассмотрена сущность бизнес-плана предприятия;
  • его характеристики, принципы разработки, задачи и функции;
  • этапы разработки и структура бизнес-плана предприятия.

1. Цели  и функции бизнес-плана

 

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работ.

Как правило, потребность в бизнес-плане возникает при реализации таких остро актуальных задач как:

  • подготовка заявок существующих и вновь создаваемых частных и акционерных фирм на получение кредитов;
  • обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;
  • открытие нового дела и определение профиля будущей фирмы, основных направлений ее коммерческой деятельности;
  • перепрофилирование существующей фирмы и выбор новых видов направлений и способов осуществления производственных и коммерческих операций;
  • составление проспектов, эмиссии ценных бумаг (акций и облигаций) приватизированных и частных фирм;
  • выход на внешний рынок и привлечение иностранных инвестиций.

Целью разработки бизнес-плана является необходимость спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие  основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения; определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • ответственных за реализацию стратегии;
  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям; оценить расходы по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы и условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламы, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • предусмотреть трудности, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Как правило, бизнес-план разрабатывается на несколько лет (чаще всего на 3-5) с разбивкой по годам. Данные на первый год обычно даются с разбивкой по месяцам (кварталам), а на последующие годы – в годовом исчислении. В фирме может возникнуть ситуация, когда годовой бизнес-план уточняется и продлевается на следующий год.

В современной практике предпринимательства бизнес-план выполняет четыре функции.

1. Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса. Она играет особую роль в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

2. Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

3. Третья функция связана с привлечением денежных средств: ссуд, кредитов. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Однако получить кредит непросто, так как банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, в состав которых включается и наличие проработанного бизнес-плана.

4. Четвертая функция связана с привлечением к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в деятельность собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Фирмы, работающие в стабильной ситуации и производящие продукты для достаточно устойчивого рынка при росте объема производства, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование предпринимательства и поиск путей снижения его издержек.

2. Этапы разработки бизнес-плана предприятия

 

В разработке бизнес-плана  следует выделить два этапа: подготовительный и основной.

Подготовительный  этап

Для начала следует четко  сформулировать (желательно письменно) бизнес-идею. Бизнес-идея – это виденье  возможности зарабатывать деньги на рынке в избранной сфере. Если восприятие окружающей среды и собственных возможностей соответствует действительному положению вещей, то бизнес-идея будет работать.

Рынок – это ничто  иное, как люди (и организации), являющиеся потенциальными покупателями товаров и услуг, которые удовлетворяют их желания и потребности. Поэтому общая схема бизнеса описывается следующей последовательностью действий:

А). Найдите неудовлетворенную  потребность людей (и организаций), которые обладают платежеспособностью.

Б). Удовлетворите эту потребность продажей товара или услуги.

Таким образом, бизнес-идея должна описать технологию удовлетворения потребности людей, обладающих платежеспособностью. Сформулированная письменно бизнес-идея является стержнем будущего бизнес-плана.

Затем выполните экспресс-расчет прибыльности. Для этого соберите всю доступную информацию о расходах и возможных доходах. Если экспресс-расчет показывает окупаемость вложенных средств, то можно переходить к основному этапу разработки бизнес-плана.

Основной этап

Рекомендуется выполнить  разработку бизнес-плана в следующей  последовательности.

  1. Описать продукт (услугу), которая будет лежать в основе предпринимательской деятельности.
  2. Описать предприятие, которое должно производить продукт (услугу). (Под предприятием понимается как юридическое лицо, так и индивидуальная предпринимательская деятельность).
  3. Описать рынок сбыта выбранной продукции (услуги).
  4. Определить потребности по организации и функционировании предприятия, которое будет производить описанную ранее продукцию (услугу).
  5. Определить потребности в финансовых средствах, требуемых для создания предприятия, и рассчитайте финансовое обеспечение предпринимательского проекта.
  6. Разработать правовое обеспечение и график реализации проекта.
  7. Описать возможные проблемы реализации проекта и пути их преодоления.
  8. Описать положительный эффект проекта.
  9. Подобрать материалы для приложений.
  10. Составить резюме.
  11. Оформить титульный лист.

3. Содержание бизнес-плана

 

Содержание бизнес-плана  и его объем зависят от цели предпринимательского начинания, выбранной сферы предпринимательской деятельности и предполагаемого читателя – владельца финансовых ресурсов.

Существует общепринятый круг сведений, которые обычно излагаются в бизнес-плане вне зависимости от сферы деятельности. Однако нет узаконенного каким-либо документом содержания бизнес-плана, в рамках которого должны излагаться эти сведения. Каждая организация имеет собственные требования к структуре бизнес-плана, на которые должен ориентироваться предприниматель, желающий привлечь внешнюю финансовую поддержку для выполнения своего проекта.

В мировой практике подготовка бизнес-плана происходит на основе стандартных требований к оформлению. В связи с этим существует типовая структура бизнес-плана. Она включает следующие разделы:

 

  1. Титульный лист
  2. Вводная часть (резюме)
  3. Анализ положения дел в отрасли
  4. Сущность проекта
  5. План маркетинга
  6. Производственный план
  7. Организационный план
  8. Оценка рисков
  9. Финансовый план
  10. Приложения

 

1. Титульный лист. Назначение раздела – дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно титульный лист содержит следующие данные:

полное название фирмы;

сведения о владельцах или учредителях;

краткую характеристику сути предлагаемого проекта;.

общая стоимость проекта, потребность во внешних источниках финансирования и предлагаемые его способы;

указания  на конфиденциальный характер данного  документа, положения которого не подлежат огласке, поскольку являются коммерческой тайной и авторским правом разработчиков.

2. Вводная часть (резюме). Цель раздела – дать сжатый (1-4 страницы) обзор делового предложения, способного привлечь внимание инвестора и "стимулировать его к дальнейшему рассмотрению плана.

Здесь указываются важнейшие  характеристики проекта, ожидаемые финансовые результаты, прогнозируемые объемы продаж на 2-3 года, необходимый объем инвестиций, затраты на производство, предполагаемый уровень рентабельности и срок окупаемости проекта. Обычно на основе резюме кредитор принимает решение о целесообразности чтения всего документа.

Особое внимание в разделе уделяется описанию: возможностей для бизнеса, их привлекательности, важности для фирмы и региона, необходимых финансовых ресурсов, возможного срока возврата заемных средств, ожидаемой прибыли и ее распределения.

3. Реквизиты фирмы: название, адрес, организационно-правовая 
форма, состав учредителей (собственников), краткая характеристика 
(сведения) фирмы.

4. Цель и основное содержание проекта: назначение и описание видов 
деятельности (продуктов, услуг), степень готовности к реализации про 
екта, перспективность использования или жизненный цикл проекта, про 
грессивность и экологичность технологии бизнеса, величина необходи 
мых инвестиций, ожидаемая рентабельность, срок окупаемости проекта, 
социально-экономические последствия от реализации проекта.

5. Анализ состояния рынка потребителей, спроса: оценка емкости рынка, характеристика основных потенциальных потребителей, ожидаемый спрос, тенденции развития рынка по направлениям планируемого бизнеса.

6. Характеристика возможных (потенциальных) конкурентов: оценивается наличие конкурентов (на данной территории), описывается характеристика основных конкурентов и возможность их влияния на планируемый бизнес-проект, оценивается конкурентоспособность фирмы и товара (услуг).

7. Характеристика плана маркетинга: формирование каналов сбыта товаров (услуг), определение ценового диапазона продаж, организация рекламных мероприятий, прогноз развития рынка, формирование заказов и оформление договоров поставок.

Информация о работе Бизнес-планирование в организации