Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:58, контрольная работа
Цель дипломной работы — дать характеристику внутрифирменного планирования и сформировать бизнес-план предприятий.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
сформулировать понятие финансового планирования на предприятиях
Введение
1 Сущность и принципы финансового планирования
1.1 Сущность финансового планирования на предприятии
1.2 Система финансового планирования на предприятии и роль в ней бизнес-плана
1.3 Методика составления разделов бизнес-плана
2 Бизнес – план инвестиционного проекта
2.1 Характеристика предприятия и инвестиционного проекта
2.2 План маркетинга
2.3 План производства
2.4 Финансовый план
2.5 Показатели эффективности и надежности инвестиций
3 Риски и проблемы внедрения инвестиционных проектов
3.1 Понятие рисков инвестирования
3.2 Постадийная оценка рисков
Заключение
Список использованных источников и литературы
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой в конечном счете ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально - экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др.
Любой вид предпринимательской деятельности и последующая разработка бизнес-пана задуманного проекта обычно начинается с новой идеи. Без хорошей идеи бизнес невозможен. Предпринимательские способности как важнейший фактор производства, выражаются, прежде всего, в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея - форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Предпринимательские, как и другие идеи являются продуктом мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулов и внутренних побудительных сил - желаний, потребностей интересов, установок, ценностных ориентации, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатков или возможностей улучшения удовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они появляются в результате субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и др. элементов общества (рис. 2 и 3).
Рис. 2. Внешние источники новых идей и их отражение в бизнес-плане[3].
Рис. 3. Основные субъективные факторы возникновения предпринимательских идей[4]
Мотивация, продуцирование, накопление и реализация идей проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребности в процессе бизнеса и его результатами. Потребность как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение (поиск недостающих благ), затем - в стимул (образ необходимого блага) и мотивы (внутреннюю побудительную силу, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки (готовности к определенным действиям) и осознанных интересов (предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируются у предпринимателя с учетом ценностей (представления о значимости различных явлений, о целях жизни и средствах их достижения) и ценностных ориентации (устойчивого отношения к системе материальных и духовных благ и идеалов, которых человек стремиться достичь и служащих ему ориентиром в поведении и действиях).
Предпринимательские ценности возникают на основе общефилософских и ценностных ориентации общества, собственников (учредителей), акционеров и партнеров предприятия (рис. 4).
Рис. 4. Основные источники предпринимательских ценностей
Наконец, вся совокупность факторов превращается в замысел и план действий. Далее следует волеизъявление - практическое осуществление бизнес-плана и заложенных в него идей.
Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес-идей технологически проходит в общем 4 укрупненных фазы (таблица 2).
Таблица 2[5].
Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей в бизнес-плане
№ | Наименование фазы | Основное содержание |
1. | Поиск новой идеи и факторы ее возникновения | Мотивы, состояние рынка, достижения науки и техники, не осознанный и неудовлетворенный спрос и т.п. |
2. | Анализ потенциальной и реальной ценности идеи | Выявление необходимых условий и наличия технических, экономических и социальных возможностей реализации идеи (потребность в начальном капитале, норма прибыли, срок окупаемости, основные показатели производства, цель). |
3. | Оценка риска | Виды рисков, источники их возникновения и меры по минимизации риска банкротства и финансовых потерь. |
4. | Разработка бизнес-плана проекта | План действий по реализации цели: выбор техники технологии, обеспечения ресурсами, управление процессом и тд. |
Формирование бизнес-плана, идеи создания новой или существенного изменения уже действующей фирмы проходит несколько этапов, которые можно укрупнять или детализировать в разной степени (рис. 5):
Рис. 5. Детализация этапов[6]
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) - краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества (рис. 6).
Предприятие в данном случае выступает в виде системы и понимается как:
производитель товаров (услуг, работ) для обеспечения рынка;
- социальная организация, в которой сотрудники могут проявлять и развивать свои способности и удовлетворять потребности:
- конкурент другим товаропроизводителям:
- социальная единица, учитывающая интересы всего общества;
- часть рыночной многоукладной экономики.
Миссия коммерческих организаций в России обычно формируется очень просто и весьма прямолинейно - максимум прибыли! Подробно на этой проблеме останавливаться не будем.
Миссия фирмы во многом определяется также ее ценностными ориентациями, которые существенно влияют на стратегическое поведение руководителей и всех сотрудников.
Рис. 6. Назначение и содержание миссии предприятия в рыночной среде[7]
В теории и практике выделяют шесть видов ценностных ориентации (таблица 3).
Таблица 3
Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями [27, с. 266]
Вид ориентации | Категории ценностей | Типы предполагаемых организациями целей |
Теоретические | - Истина - Знания - Рациональное мышление | Долгосрочные исследования и разработки |
Экономические | - Практичность - Полезность - Накопление богатства | - Рост - Прибыльность - Результаты |
Политические | - Власть - Признание | - Общий объем капитала, продаж, - Количество работников |
Социальные | - Хорошие отношения - Привязанность - Отсутствие конфликтов | - Преобладание социальной ответственности над прибыльностью - Косвенная конкуренция - Благоприятная атмосфера в организации |
Эстетические | - Художественная гармония - Форма и симметрия - Состав | - Дизайн изделия - Качество - Привлекательность даже с потерей прибыли |
Религиозные | Согласие со вселенной ' | - Этика - Моральные проблемы |
Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, и во внутренней - интегративный эффект в результате комплиментарного поведения сотрудников, координации всех подразделений фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, районом и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление.
Второй этап - определение целей разработки бизнес-плана. Цель - это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США до 98% всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
- инициативы - сопоставление существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
- критерия принятия решения - оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
- инструмента управления - руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса;
- координации - обеспечение бесконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;
- контроля - сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем.
В отличие от миссии, цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия.
Любое предприятие, как сложная социально - экономическая система, имеет многоцелевой характер. В процессе функционирования организации наряду со стратегическими целями обычно одновременно решают большое количество тактических и оперативных. С чисто экономическими тесно связаны социальные, технические и организационные задачи. Структуризация целей может быть осуществлена по различным признакам.
Цели должны быть четкими, ясными, однозначно понимаемыми и сформулированы в терминах, отражающих перспективные будущее состояния предприятия. Поэтому при разработке целей необходимо учитывать целую совокупность требований, предъявляемых к их содержанию и форме (рис. 7).
Рис. 7. Требования к формулированию целей предприятия[8]
Процесс формирования целей проходит в несколько этапов: поиск целей, анализ реализуемости, выбор, планирование мероприятий, осуществление на практике, пересмотр или уточнение. Цели определяются одним лицом ~ собственником предприятия (группой лиц), включающей владельцев, менеджеров, работников с учетом совместимости их частных интересов (рис. 8).
Рис. 8. Процесс постановки и изменения целей предприятия [20, с. 22]
При постановке нескольких целей а организации важное значение приобретает всесторонний учет горизонтальных и вертикальных связей и взаимодействия между ними (рис. 9, 10).
Рис. 9. Связи между целями предприятия[9]
Рис. 10. Разрешение конфликта целей и их изменение (пересмотр)
Для упорядочения целей предприятия и его структурных подразделений специалисты рекомендуют моделировать их иерархию, т.е. использовать построение древовидного графа, основание которого образуют задачи нижнего уровня - рабочих мест (рис. 11).
Рис. 11. Дерево целей предприятия[10]
Структуризация целей предприятия может быть произведена по различным критериям, в том числе:
- по уровню декомпозиции или обобщения;
- по видам деятельности и функциям (менеджмент, маркетинг и т.д.);
- по стратегическим направлениям;
- по внутреннему содержанию и назначению.
Цели предприятия в зависимости от особенностей вида деятельности могут быть определены в бизнес-плане примерно следующим образом:
- предоставление необходимых (соответствующих) обществу товаров и услуг;
- достижение передовых позиций в отрасли, на рынке;
- накопление необходимых средств для развития бизнеса;
- увеличение доли рынка на _, _ %;
- повышение качества выпускаемой продукции;
- сокращение нормативных сроков обслуживания клиентов;
- выход на новые рынки сбыта к ____;
- снижение затрат на единицу товара на _ %.
На основе общей цели предприятия формируются частные цели функциональных подразделений (маркетинга, персонала и т.д.), которые конкретизируют и детализируют задачи структурных единиц.
Цели достигаются при определенных ограничениях, которые могут задаваться самим предприятием и воздействовать извне. Внешними ограничениями могут выступать законодательные нормы, инфляция, конкуренты, изменения экономической конъюнктуры и уровня доходов населения, финансовые состояния должников. Внутренними ограничениями могут быть принципы фирмы, уровень издержек, производственные мощности, состояние маркетинга и управленческого потенциала, различные диспропорции. Поэтому в процессе разработки миссии предприятия, целей и задач его развития необходимо оценить многочисленные факторы которые будут влиять на его деятельность (рис. 12).
Информация о работе Бизнес-план инвестиционного проекта «Пиццерия»