Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:47, дипломная работа
Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут зависеть успешность их деятельности.
Введение
Сущность и экономическая характеристика себестоимости продукции
1.1. Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат
1.2. Характеристика различных систем учета затрат
1.3. Анализ безубыточности производства
Зарубежный опыт анализа и учета затрат
Анализ себестоимости продукции на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»
2.1. Краткая социально- экономическая характеристика предприятия РУП МАЗ «МРЗ»
2.2. Анализ эффективности использования производственных ресурсов
2.3. Факторный анализ себестоимости продукции по структуре затрат на исследуемом предприятии
Резервы снижения себестоимости продукции
3.1. Проект учета себестоимости продукции на изделие с использованием зарубежного метода
3.2. Рекомендации по снижению затрат на предприятии
Заключение
Рынок сбыта на 2002 г. можно охарактеризовать следующими данными:
Структура рынка за 2002 г. представлена следующими данными:
Рис. 2.5. Структура рынка продаж продукции Минского рессорного завода
Потенциальный внешний рынок филиала включает в первую очередь покупателей из Российской федерации, а также из стран Прибалтийского региона и Республики Польша.
Динамику основных экономических показателей мы проследим на основании ниже приведенных таблиц и диаграмм.
Табл. 2.3. . Показатели выпуска и реализации продукции за период 2000-2002 гг. в действующих ценах.
Наименование показателя |
ед измерения |
Период | ||||
2000 |
2001 |
2002 | ||||
в действующих ценах | ||||||
Товарная продукция |
руб. |
1812583 |
4800593 |
9 719 727 | ||
Выручка от реализации продукции |
руб. |
1842527 |
5785064 |
10 268 774 | ||
Кроме того, выручка от прочей реализации |
руб. |
58454 |
260897 |
343606 | ||
Всего выручка от реализации |
руб. |
1900981 |
6045961 |
10 612 380 | ||
Остаток готовой продукции на складе на конец года |
руб. |
14270 |
78889 |
1190446 |
Из табл. 2.3. видно, что наблюдается рост всех вышеперечисленных показателей, однако составить реальную картину динамики этих данных нам поможет приведение всех показателей к единому измерению, в частности приведем их в цены 2002 г. и для наглядности изобразим их реальную динамику.
Рис.2.6. . Динамика товарной и реализованной продукции за период 2000-2002 гг., проанализированная в ценах 2002 г.
Как видно из рис. 2.6. . за период с 2000 г по 2002 г наблюдается реальный рост выпуска товарной продукции с 7 089 516 руб в 2000г до 9 719 727 руб в 2002 г и составило увеличение на 2 630 211 руб или 37 %; а также реализовано продукции в 2000 г. на сумму 7 489 988 руб. и в 2002 г. 10 268 774 руб. и составило увеличение на 2 778 786 руб.
Увеличение выпуска
продукции произошло по следующей
причине: влияние такого фактора
как обеспеченность предприятия
трудовыми ресурсами и
При неизменной среднегодовой выработке, умноженной на увеличенную разницу рабочих, завод получает дополнительный выпуск товарной продукции.
Табл. 2.4. Динамика показателей труда .
Труд и фонд потребления | ||||
Наименование показателя |
2000 |
2001 |
2002 | |
1. Численность всего |
чел. |
410 |
430 |
440 |
1.1. В т.ч.: ППП |
чел. |
410 |
430 |
440 |
2. ФОТ |
руб. |
165140 |
521902 |
974698 |
2.1. Удельный вес ФОТ в ТП |
% |
9,1 |
10,9 |
10 |
3.1. Удельный вес ФОТ в с/с ТП |
% |
10,1 |
11,4 |
10,3 |
4. Средняя з/п |
руб. |
33007 |
100427 |
184310 |
5. Производительность труда в сопост. ценах |
руб. |
3723 |
5014 |
18389 |
Как видно из таблицы с 2000 г. по 2002 г. произошло увеличение численности персонала на 20 чел, производительность труда в сопоставимых ценах выросла почти в 5 раз.
Такой фактор как обеспеченность предприятия сырьем и материалами также сыграл свою роль на увеличение товарной и реализованной продукции, т.к. заводом был заключен контракт с Минским автомобильным заводом на поставку сырья в счет готовой продукции.
В следующей таблице проанализируем динамику себестоимости, прибыли и налогов.
2000 –2002 гг. в действующих ценах.
Наименование показателя |
2000 |
2001 |
2002 | |
1. Себестоимость товарной |
руб. |
1633073 |
4376519 |
9226406 |
1.1. Затраты на рубль товарной продукции |
коп. |
90,10 |
91,17 |
94,92 |
2. Рентабельность товарного |
% |
7 |
9,7 |
1,1 |
3. Всего налогов и отчислений |
руб. |
234310 |
546001 |
2680994 |
3.1. Налоги и отчисления в |
руб. |
90845 |
225075 |
515039 |
3.2. Отчисления в бюджет из прибыли |
руб. |
27215 |
57188 |
180947 |
3.3. Целевой сбор в бюджетные фонды |
руб. |
11192 |
209716 | |
4. Удельный вес налогов и |
руб. |
|||
в с/с ТП |
руб. |
5,6 |
5,5 |
5,6 |
в выручке от реализации ТП |
руб. |
21,1 |
21,2 |
20,4 |
в прибыли |
31,4 |
30,4 |
40,6 | |
5. Себестоимость реализованной продукции |
руб. |
1626978 |
4357430 |
8011316 |
6. Рентабельность реализованной продукции |
руб. |
6,3 |
4,6 |
2,1 |
8. Прибыль |
руб. |
108737 |
235749 |
187425 |
8.1. Прибыль от реализации ТП |
руб. |
101907 |
202511 |
167617 |
8.2. Прочая прибыль |
руб. |
6827 |
33888 |
26219 |
Внереализационные доходы |
руб. |
16498 |
15 |
121 |
внереализационные расходы |
руб. |
303864 |
126 |
667 |
8.3. Курсовая разница |
руб. |
3304 |
44992 |
1497 |
9. Прибыль в распоряжении |
руб. |
81519 |
163652 |
111349 |
9.1. % от общей прибыли |
75 |
69,5 |
59,4 | |
10. Потери от брака |
руб. |
51 |
373 |
166 |
11. Непроизводственные выплаты |
руб. |
2378 |
6030 |
9345 |
На рис 2.7-2.8 . данные, представленные в таблице 2.5. . проанализированы с учетом изменения цен, таким образом, прослежена реальная динамика показателей (в ценах 2002 г).
Рис. 2. 7. Динамика себестоимости
товарной и реализованной продукции,
а также налогов в себестоимост
Удельный вес налогов в себестоимости с 2000 по 2002 г. практически не изменился 5,56 % –5,58 %
Себестоимость товарной
продукции с 2000 г. по 2002 г. увеличилась
на 2915595 руб. или на 46 %.., себестоимость
реализованной продукции
В следующем пункте данной главы проведем факторный анализ и выясним причины повышения затрат.
2.2. Факторный
анализ себестоимости
Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:
Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
Источниками информации для анализа служат : ф. № 5-з
«Отчет о затратах на производство и реализацию продукции предприятия», плановые и отчетные калькуляции.
2.2.1.
Анализ затрат на рубль
Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции, выражающим ее прямую связь с прибылью, является уровень затрат на рубль товарной продукции (УЗ).
Он исчисляется путем деления общей суммы затрат на производство товарной продукции на объем товарной продукции.
УЗ=З/ТП
На основании данных таблиц 2.3 и 2.5. рассчитаем уровень затрат на рубль товарной продукции за период 2000 – 2002 гг.
Табл. 2.6. Динамика уровня затрат на 1 рубль ТП за
период 2000-2002 гг.
2000 |
2001 |
2002 | |
С/с (затраты) |
1633073 |
4376519 |
9226406 |
ТП (объем) |
1812583 |
4800593 |
9 719 727 |
УЗ=с/с/ТП, коп |
90,1 |
91,17 |
94,92 |
Рис.2.7. Динамика уровня затрат на рубль товарной продукции за период 2001 - 2002гг.
Данные таблицы и рис .2.7. отражают следующие соотношения:
В 2000 г. в каждом рубле выпущенной товарной продукции было 9,9 коп. прибыли и 90,1 коп. затрат;
В 2001 г. соответственно: 8,83 коп. прибыли и 91,17 коп затрат;
В2002 г : прибыли- 5,08 коп и 94,92 коп. затрат.
Как мы видим из полученных данных имеется тенденция к увеличению затрат на 1 рубль товарной продукции и соответственно снижению прибыли, что требует более тщательного анализа и установления причин данного явления.
Определим какие факторы прежде всего оказывают влияние на показатель уровня затрат на рубль товарной продукции и определим за счет каких именно произошли изменения в уровне затрат на рубль ТП за периорд 2000-2002 гг..
На рис 2.8. представлена схема взаимосвязи факторов, определяющих уровень затрат.
Рис. 2. 7. Взаимосвязь факторов, определяющих уровень затрат на рубль товарной продукции.
Определим влияние данных факторов на анализируемый показатель.
А) Определяем общую величину отклонения фактического уровня затрат на рубль товарной продукции от планового путем их сравнения. См. табл 2.7.
Табл. 2. 7. Расчет отклонений фактического УЗ от планового УЗ за период 2000-2002 гг.
Гг |
УЗ пл., коп |
УЗ факт., коп |
+-(отклонение) |
2000 |
91,55 |
90,1 |
-1,46 |
2001 |
92,99 |
96,47 |
+3,48 |
2002 |
95,8 |
98,89 |
+3,09 |
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»