Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 12:47, дипломная работа
Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях перехода к рыночной экономике перед предприятием встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут зависеть успешность их деятельности.
Введение
Сущность и экономическая характеристика себестоимости продукции
1.1. Сущность, экономическая характеристика и классификация затрат
1.2. Характеристика различных систем учета затрат
1.3. Анализ безубыточности производства
Зарубежный опыт анализа и учета затрат
Анализ себестоимости продукции на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»
2.1. Краткая социально- экономическая характеристика предприятия РУП МАЗ «МРЗ»
2.2. Анализ эффективности использования производственных ресурсов
2.3. Факторный анализ себестоимости продукции по структуре затрат на исследуемом предприятии
Резервы снижения себестоимости продукции
3.1. Проект учета себестоимости продукции на изделие с использованием зарубежного метода
3.2. Рекомендации по снижению затрат на предприятии
Заключение
Точка безубыточности.
При анализе безубыточности используют не только графический, но и математический подход к отражению о обработке исходной информации о затратах и результатах производственно-коммерческой деятельности предприятия. При разработке и применении математических формул следует иметь в виду, что постоянные затраты являются постоянной совокупной (суммарной, общей) величиной для всего объема производства, а переменные отражают затраты на единицу продукции и изменяются в зависимости от изменения объема производства. значит, удельная прибыль в расчете на единицу продукции также будет изменяться в зависимости от уровня производства.
Математическая зависимость между прибылью, объемом производства и затратами будет такой:
NP = pq – ( c + vq); формула 1
NP – чистая прибыль;
q - количество проданных единиц продукции, натуральные единицы;
p – цена реализации единицы продукции, DE;
v – переменные затраты на единицу продукции, DE;
c – совокупные, постоянные затраты, DE.
На чистую прибыль влияют факторы:
Прежде всего необходимо определить объем производства и реализации, при котором предприятие обеспечивает возмещение всех затрат.
Точка безубыточности- это такой объем продукции, при реализации которого выручка покрывает совокупные затраты. В этой точке выручка не позволяет предприятию получить прибыль, но и убытки тоже отсутствуют. В соответствии с чем согласно формуле 1 точка безубыточности будет на уровне производства, на котором
c + vq = pq – NP формула 2
поскольку NP = O,
pq = c + vq
Для определения точки безубыточности можно также использовать показатель валовой, или марженальной прибыли (MR). К определению того показателя приводятся различные подходы: "разница между продажной ценой и удельными переменными затратами называется валовой прибылью на единицу продукции" или "из цены продажи продукции вычитаются переменные расходы или частичная себестоимость продукции (ЧС) и определяется маржинальная прибыль". Во всех случаях его расчет и использование основаны на том, что в предпологаемом диапозоне производства цена продукции и удельные переменные затраты постоянны. Следовательно, и разница между продажной ценой и переменными затратами на единицу продукции должна быть постоянна. Для обеспечения безубыточности производства эта разница, или маржинальная прибыль, должна покрыть постоянные затраты.
Цена единицы = Удельные постоянные + Удельные переменные
продукции
затраты
Или в точке безубыточности маржинальная прибыль равна удельным постоянным затратам, так как в этом случае:
Цена единицы – Удельные переменные = Удельные постоянные
продукции
затраты
При соблюдении этого правила каждая единица продукции не приносит ни прибыли, ни убытка.
Тогда:
Точка безубыточности = Совокупные постоянные затраты
Или:
Точка безубыточности = Совокупные постоянные затраты
Формула безубыточности:
Qкр. = С
MR
Qкр. – критический объем продаж, или точка безубыточности, натур.ед.;
MR – маржинальная прибыль, DE, MR = p – v;
Целевая прибыль и планирование объемов производства.
Метод маржинальной прибыли позволяет быстро определить, какой объем продцукции предприятию необходимо произвести и реализовать для получения желаемой величины прибыли в планируемом периоде. Очевидно, что выручка от реализации продукции должна быть достаточно высокой и обеспечивать покрытие всех затрат и получение запланированной прибыли. Так как прибыль равна разности между выручкой от реализации продукции и затратами, выручка будет равна сумме прибыли и совокупных затрат, которые складываются из постоянных и общих переменных затрат, или
pq = np + c + vq;
но
pq – vq = np + c.
E MR = np + c – совокупная (общая, суммарная) маржинальная прибыль должна, во-первых, покрывать постоянные затраты и, во-вторых, быть достаточной для получения запланированной прибыли. Но так как MR = p – v, плановое количество продукции (Qпл.), которая предприятие должно произвести для получения необходимой прибыли, можно рассчитать по формуле:
Qпл. = np + c
MR
Определение цены в анализе безубыточности.
Анализ безубыточности позволяет определить, по какой цене нужно продавать продукцию, чтобы обеспечить спрос на нее и получить запланированную прибыль.
Если предприятие приступает к производству новой продукции, оно должно прежде всего определить минимально допустимую цену, по которой ее можно продать, чтобы покрыть затраты на производство, реализацию и управление. Исходя из формулы расчета точки безубыточности (формула 3) минимально допустимая цена (Pmin) будет определяться следующим образом:
Pmin = c + vq , формула 4
q
или
Pmin = c + v , формула 5
q
где с - удельные постоянные затраты.
q
В разделе "Точка безубыточности" мы отмечали нецелесообразность расчета постоянных затрат на единицу продукции. Однако, формула 5 служит отправной для расчета цены, которую требуется установить, если спрос на продукцию неэластичен, а предприятие в краткосрочном периоде планирует получить прибыль, не снижая объем продаж и устанавливает норму прибыли на изделие. Тогда:
Pпл. = с + v + np , формула 6
q q
где np - норма прибыли на одно изделие, DE
q
В общем виде плановая цена будет определяться по формуле:
Pпл. = c + v + np формула 7
q
Рассчитанная по формуле 7 цена позволяет покрыть издержки предприятия и получить запланированную прибыль.
2. Анализ
себестоимости продукции
2.1.
Краткая социально-
В декабре 1946 года
было принято решение о
В 1974г. Минский
рессорный завод вошел в состав
ПО " БелавтоМАЗ ". В июне 2002 г. государственное
предприятие " Минский рессорный
завод" переименовано в
Филиал " Рессорный
завод " Производственного
Учредителем филиала является РУП " Минский автомобильный завод" .Деятельность филиала осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, Уставом Учредителя его нормативными актами и Положением о филиале.
Управление
филиалом осуществляется
В состав дирекции филиала входят :главный инженер, зам. директора по экономическим вопросам, зам. директора по коммерческим вопросам, зам. директора по качеству. Им функционально подчинены соответствующие службы и отделы.
Филиал имеет цеховую структуру и состоит из трех цехов:
Численность персонала предприятия составляет 440 чел. За 2002 г.
Удельный вес различных категорий работников представлен в таблице 2.1
Табл. 2 .1 . Динамика численности удельного веса различных групп работников 2000 – 2002 гг.
Наименование группы работников |
годы | ||
2000 |
2001 |
2002 | |
руководители |
9,5% |
9,5% |
9,4% |
рабочие |
76,6% |
77,9% |
77,3% |
служащие |
23,4% |
22,1% |
22,7% |
пенсионеры |
23,7% |
20,3% |
20,0% |
Рис.2.1. Динамика удельного веса основных групп работников за период 2000-2002 гг.
Как видно из выше представленных данных в общей численности персонала завода практически неизменный удельный вес 9,5 % занимают руководители; служащие и работники старше 55 лет женщины и старше 60 лет мужчины к 2002 г сократили свое количество соответственно на 0,7% и 3,7%.
Организационная структура управления предприятием представлена на рис.2.2.
Рис.2.2. Организационная
структура управления предприятия
РУП МАЗ «МРЗ»
Основными направлениями деятельности предприятия являются:
а) производство рессор и опор к:
рис. 2.3. Эскиз рессоры
б) производство товаров народного потребления, в частности, рам и рессор к автоприцепу " Зубренок ", рессор к автомобилю " Газель ", микроавтобусу РАФ, тягово-сцепного устройства к а/м " Жигули" всех моделей, включая 21099,10,11,12.
в) производство
прочей продукции
г) реализация
всей вышеперечисленной
Уровень специализации предприятия характеризуется следующими данными:
Табл. 2.2.
Ассортимент выпускаемой
на РУП МАЗ « МРЗ»
Наименование Продукции |
Удельный вес в общем объеме выпуска продукции |
Рессоры |
92.2 |
Товары народного потребления |
3.5 |
Прочая продукция |
4.3 |
Итого: |
100.0 % |
Рис. 2.4. Ассортимент выпускаемой продукции на РУП МАЗ «МРЗ»
Данные таблицы 2.2. представлены на рис. 2.4., где видно, что основную долю в выпуске всей продукции составляет рессорная продукция. (более 90 %).
В течение 2002 года единственным поставщиком металлопроката был Минский автомобильный завод, расчеты с которым велись путем взаимозачета за поставленную рессорную продукцию.
Всех покупателей предприятия можно разделить на три основные группы:
1 ГП " Минский автомобильный завод " - более 60 % объемов продаж.
2. Машиностроительные заводы РБ, приобретающие продукцию предприятия по кооперации :БелАЗ, МоАЗ, Могилевтрансмаш, Бобруйскагромаш, Белремкоммунмаш, Гомсельмаш, МЗКТ.
3. Коммерческие
фирмы, частные
Предприятие на территории РБ конкурентов не имеет, однако к прямым конкурентам в странах СНГ можно отнести:
Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности на предприятии РУП МАЗ «МРЗ»