Виды, формы и методы бюджетного контроля. Меры ответственности за бюджетные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА1. ОРГАНИЗАЦИ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ………….…….…....4
1.1Виды, формы и методы бюджетного контроля………...……………………6
1.2 Меры ответственности за бюджетные правонарушения …………………..9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…...…...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 48.66 Кб (Скачать)

     Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

     Финансовый контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом.

       Предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия. Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительских документов и т. д. текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере.

       Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов. Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

      Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Финансовый контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля. Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся :

     а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные.

Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены).

 Особенностью камеральных  проверок является то, что они  не связаны с посещением проверяемых  организаций. Такие проверки проводятся  по месту нахождения контрольного  органа на основе документов, предоставленных предприятиями  и организациями, а также иных  сведений, имеющихся в его распоряжении;

      б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

       в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности.

     Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;

        г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

 В зависимости от  того, насколько широко ревизии  охватывает деятельность проверяемого  объекта, можно выделить следующие  их виды: комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др.

Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты  в предметной области; тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный  анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.

Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным  документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации  и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и  предположения ревизора. Ревизоры также  не имеют права вмешиваться в  управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания. После ознакомления с актом ревизии  руководитель контрольного органа выносит  решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также  направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений  – в следственные органы.

 

 

 

 

 

 

1.2  Меры ответственности за бюджетные правонарушения

Традиционно при регулировании  отношений, связанных с бюджетным  процессом, предусматривалась ответственность  за нецелевое использование бюджетных  средств, выделенных на возвратной или  безвозвратной основе, и несвоевременное  зачисление и перечисление бюджетных  средств.

Санкции за данные правонарушения в современном российском законодательстве впервые появились в Указе  Президента РФ от 8 декабря 1992 г. О федеральном  казначействе и позже в письме Минфина РФ от 16 апреля 1996 г. № 3-А2-02 О нецелевом использовании средств, выделенных из федерального бюджета, в котором было установлено определение нецелевого использования средств федерального бюджета. Длительное время данные нормативные акты были единственными, устанавливающими ответственность и порядок ее применения за нарушения бюджетного законодательства.

Следующий этап правового  регулирования отношений по применению ответственности за нарушения в  сфере бюджетного законодательства начался с 1 января 2000 г. – момента  введения в действие БК РФ. Принятие Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП ) расширило ряд нормативных актов, регулирующих отношения в этой области.

Б К РФ (гл. 28) установил ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного им порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, что признается нарушением бюджетного законодательства и влечет применение к нарушителю следующих мер принуждения:

 

• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

• блокировку расходов;

• изъятие бюджетных средств;

• приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

• наложение штрафа;

• начисление пени.

Основаниями применения мер  принуждения за нарушение бюджетного законодательства РФ являются:

• неисполнение закона (решения) о бюджете;

• нецелевое использование  бюджетных средств;

• неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

• неполное перечисление бюджетных  средств получателям бюджетных  средств;

• несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям  бюджетных средств;

• несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей  бюджетных средств;

• несвоевременное представление  отчетов и других сведений, связанных  с исполнением бюджета;

• несвоевременное доведение  до получателей бюджетных средств  уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

• несвоевременное доведение  до получателей бюджетных средств  уведомлений о лимитах бюджетных  обязательств;

• несоответствие бюджетной  росписи закону (решению) о бюджете;

• несоответствие уведомлений  о бюджетных ассигнованиях, уведомлений  о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной  росписи;

• несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную  систему РФ;

• несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета  бюджета и государственных внебюджетных фондов;

• отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства;

• несвоевременное подтверждение  бюджетных обязательств, несвоевременное  осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

 

• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

• финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных  обязательств;

• несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных  или муниципальных услуг;

• несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или  муниципального долга;

• открытие счетов бюджета  в кредитных организациях при  наличии на соответствующей территории отделении Банка России.

Органы Федерального казначейства в области применения мер принуждения  наделены определенными полномочиями. Правом применения мер принуждения  обладают руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в  соответствии с их полномочиями).

Руководители органов  Федерального казначейства и их заместители  в установленном порядке имеют  право:

       • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

     • списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

     • списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

     • взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

       • выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

      • составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

      • взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платёжных документов назначение или перечисление бюджетных сре дств в р азмере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

• приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Наиболее частое бюджетное  правонарушение – использование  бюджетных средств не по целевому назначению.

Ответственность за нарушение  бюджетного законодательства складывается из :

Информация о работе Виды, формы и методы бюджетного контроля. Меры ответственности за бюджетные правонарушения