Виды, формы и методы бюджетного контроля. Меры ответственности за бюджетные правонарушения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
ГЛАВА1. ОРГАНИЗАЦИ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ………….…….…....4
1.1Виды, формы и методы бюджетного контроля………...……………………6
1.2 Меры ответственности за бюджетные правонарушения …………………..9
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…...…...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………32
Список литературы……………………………………………………………...33

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ.docx

— 48.66 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная  сельскохозяйственная академия им В.Р. Филиппова»

 

Кафедра финансов

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Виды, формы и  методы бюджетного контроля. Меры ответственности  за бюджетные правонарушения»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 210 13А

Эрдынеева С.Б

№ 2905037  зачетной книжки

Проверила: Рыжкова Евдокия Павловна

 

 

Улан-Удэ 2012г

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2

ГЛАВА1. ОРГАНИЗАЦИ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ………….…….…....4

1.1Виды, формы и методы бюджетного контроля………...……………………6

1.2 Меры ответственности за бюджетные правонарушения …………………..9

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…...…...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ….………………………………………………………………32

Список литературы……………………………………………………………...33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Бюджетная система в условиях развития рыночных отношений, многообразия форм собственности, бюджетной самостоятельности регионов играет все более важную роль в реализации единой финансовой политики государства, цели которой обуславливаются его экономической политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя и не учитывать происходящие в настоящее время изменения в практике перераспределения финансовых ресурсов. Задачей особой важности становится при этом обеспечение надлежащего выполнения всеми субъектами бюджетных правоотношений их обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами.

        В настоящее время правовое регулирование государственного финансового контроля приобретает особую актуальность, что обусловлено масштабностью, значительным ростом объема, многообразием и сложностью задач, решаемых в процессе финансовой деятельности государства в период становления и развития рыночных отношений в России.

        Контроль как процесс проверки, анализ оценки качества выполнения поставленных задач, эффективности тех или иных методов управления и формирования на этой основе необходимых мер регулирования и координации всей системы управления, является важнейшим звеном функционирующей системы.

 

 

 

 

 

ГЛАВА1. ОРГАНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНАОГО КОНТРОЛЯ

1.1 Виды, формы  и методы бюджетного контроля

Обязательным    условием    эффективного функционирования экономики и финансовой системы страны выступает  финансовый контроль, являющийся  составным  элементом  государственного  контроля   по управлению социально – экономическим развитием общества.

Контроль, форм  управленческого  будучи, одной из цикла,  представляет собой   систему    наблюдения,    сопоставления,    проверки    и    анализа функционирования  управляемого  объекта  с  целью  оценки  обоснованности  и эффективности  принимаемых  и  принятых  управленческих  решений,  выявления степени  их  реализации,  наличия  отклонений  фактических  результатов   от заданных параметров  и  нормативных  предписаний,  принятия  решений  по  их ликвидации.

Бюджетный  контроль  –   составная   часть   финансово-экономического контроля,  и  рассматривается  как  совокупность   мероприятий,   проводимых государственными  органами  по  проверке  законности,   целесообразности   и эффективности  действий  в  образовании,   распределении   и   использовании денежных фондов Российской Федерации, субъектов Федерации и местных  органов самоуправления, выявлении резервов увеличения поступлений доходов в  бюджет, улучшении  бюджетной  дисциплины.  В  условиях  рыночной  экономики,   когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогов  как  основного источника  формирования  доходной  базы  бюджета,   многократно   возрастает значимость  бюджетного  контроля.  Его  значение  заключается  в  содействии успешной реализации бюджетной политики государства, в  обеспечении  процесса формирования и эффективного использования денежных средств.

Итак, задачами бюджетного контроля являются:

  • обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
  • соблюдение налогового и бюджетного законодательства;
  • контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
  • проверка эффективности и целевого использования  бюджетных  средств  и  средств внебюджетных фондов;
  • улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;
  • выявление резервов роста доходной базы бюджетов разных уровней;
  • контроль за реализацией системы межбюджетных отношений;
  • проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов  в  банках  и  других кредитных учреждениях;
  • контроль за формированием и распределением  целевых бюджетных фондов
  • финансовой поддержки регионов;
  • пресечение   незаконных   по   предоставлению    налоговых    льгот, государственных  дотаций,  субвенций,  трансфертов  и  другой   помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;
  • выявление  расточительства  и  финансовых  злоупотреблений,  принятие  адекватных мер наказания к виновным лицам;
  • проведение профилактической,  информационно-разъяснительной  работы  с целью повышения бюджетно-финансовой  дисциплины.

      Хотя государственный бюджетный контроль охватывает только общественный сектор экономики, он, как видно  из  перечня  задач  распространяется  и  на частнопредпринимательскую    деятельность    при    проверке    правильности составления налоговых расчетов и деклараций;  при  выполнении  предприятиями государственных  заказов,  финансируемых  из  бюджета;  при   предоставлении предприятиям различных форм собственности  субсидий,  дотаций,  кредитов,  а  также  налоговых  льгот  (скидок,  вычетов,  налоговых  кредитов  и   т.д.).

           Следовательно, объектом бюджетного контроля выступает  не  только  бюджетно- налоговая  сфера  и  бюджетный   процесс,   но   весь   процесс   финансово- хозяйственной деятельности субъектов рыночных отношений.  Этим  определяется роль   и   значение   бюджетного   контроля    как    важнейшего    элемента государственного контроля и управления.

      Иными  словами,  объект  бюджетного  контроля  –  денежные  отношения, возникающие между  государством  и  юридическими  и  физическими  лицами  по поводу мобилизации и  перераспределения  валового  внутреннего  продукта  на территориальном,  социальном  и  отраслевом  разрезах  с  целью   выполнения государством своих функций.

      Система  бюджетного контроля в целом  состоит из следующих элементов:

  • субъект контроля;
  • объект контроля;
  • предмет контроля;
  • принципы контроля;
  • методика контроля;
  • техника и технология контроля;
  • процесс контроля;
  • сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
  • результат контроля;
  • принятие решения по результатам контроля;

      Перечисленные  элементы  системы  контроля  составляют  в  совокупности механизм бюджетного контроля. Наиболее существенными элементами контроля,   от которых зависит эффективность проводимых  контрольно  – ревизионных мероприятий, являются  субъекты  контроля,  объект,  процесс и методика контроля.

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и  организацию контрольных действий.

По характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.          Источниками информации для документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния  проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного  анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости  устанавливаются с помощью специальных  приемов фактического контроля. Поэтому  оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга. Успешная реализация контрольных мероприятий  зависит от того, насколько они  соответствуют сложившейся экономической  ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля.

Существуют различные  формы финансового контроля, которые  можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от субъекта (кто  осуществляет контроль), времени проведения, и т.п.

Субъекты контроля могут  быть различными. В их число входят: органы государственной власти и  управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и  специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические  службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики.

Соответственно можно  выделить различные виды финансового контроля:

- государственный

- ведомственный

- внутрихозяйственный

- независимый и др.

Становление гражданского общества связано с усилением общественного  контроля за формированием и использованием государственных средств.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

- государственный финансовый  контроль, который подразделяется  на вневедомственный и ведомственный;

-  негосударственный финансовый  контроль

- внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

- аудиторский контроль  как подсистема независимого  контроля в форме общего и  банковского аудита;

- гражданский финансовый  контроль;

- общественный финансовый  контроль;

- правовой финансовый  контроль;

- страховой финансовый  контроль, и другие виды.

А так же существует следующая классификация финансового контроля в зависимости от осуществляющих его субъектов:

Схема 1. Классификация финансового контроля в зависимости от осуществляющих его субъектов:

- Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный и ведомственный.

- Общегосударственный финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной подчиненности.

 - Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, соответствующие управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

 - Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его структурных подразделений.

- Независимый финансовый контроль осуществляют специальные аудиторские фирмы и службы. Контрольные и консультационные услуги аудиторские фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

- Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС). Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России). Основными задачами данного контроля являются: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.      Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Информация о работе Виды, формы и методы бюджетного контроля. Меры ответственности за бюджетные правонарушения