Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:38, курсовая работа
Это сложнейшая социально-экономическая задача, одна из главных проблем является большой разрыв в социально-экономическом развитии регионов. На данный момент, по всем составляющим тенденции в сфере инновационной деятельности российской экономики не соответствует тенденциям мировой системы хозяйствования. Негативные тенденции в российской экономике свидетельствуют об экономическом застое из-за отсутствия сбережений у большей части населения и соответственно невозможности привлечения инвестиций в развитие инновационных производств.
19. Инновационный менеджмент, причины его появления и этапы развития.
Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.
Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.
Этапы развития.
Инновационный менеджмент на каждой стадии развития решает свою задачу. При планировании — составляют план стратегии и план ее реализации. Далее определяют потребности во всех видах ресурсов для реализации различных фаз инновационного проекта. Исполнение — осуществление исследований и разработок, реализация разработанного плана инновационного менеджмента. Руководство — контроль и анализ, корректировка действий, накопление опыта. Оценка эффективности инновационных проектов, инновационных управленческих решений.
Причины его появления.
Новация - новшество, невведенное в производственный процесс. Инновация - нововведение, имеющее практическое внедрение в производственной деятельности. Принципы возникновения инновационного менеджмента:
· спонтанность создания новых изделий;
· потребность выработки методов, с помощью которых можно управлять нововведениями и ускорить процесс их внедрения;
· необходимость применения нововведений и ускорить процесс их внедрения;
· противоречие между старыми изделиями и нововведениями, которые порождают экономические, социальные и психологические проблемы реакции на нововведения.
Инновационный
менеджмент можно представить как процесс
управления создания новых знаний, изделий
и технологий, а также управление социальными
и психологическими аспектами внедрения
инноваций. Инновационный менеджмент,
как любое направление менеджмента связан
с реализацией функций менеджмента (планирование,
организация, мотивация, контроль). Предмет
инновационного менеджмента - система
управления инновационной деятельностью,
охватывающая инновационные процессы
на уровне одной организации и в масштабах
государственной экономики. Целью изучения
дисциплины является овладение теоретическими
основами управления инновационной деятельностью
и умение управлять ими практически при
решении задач по вводу нововведения в
эксплуатацию.
20. Специфика выполнения функций менеджмента применительно к инновационной деятельности.
Инновации
связывают различные по характеру
и способам управления области хозяйственной
деятельности: науку, производство, инвестиции,
реализацию продукции. Совершенствование
стилей и приемов инновационного управления,
быстрое и адекватное реагирование на
изменение конъюнктуры рынка, острая необходимость
в управлении внедрения новшества, развитие
новых направлений инструментов в работе
фирмы, совершенствование всех основных
элементов современного инновационного
менеджмента применительно к специфике
рынка дают возможность инноваторам использовать
все виды резервов для успешной инновационной
деятельности.
Инновационное
управление представляет процесс постоянного
обновления различных сторон деятельности
фирмы.
Специфика инновации как объекта предполагает особый характер труда инновационного менеджера. Кроме общих требований (творческий характер, аналитические способности), он должен быть профессионалом: знать производственную область инновации; состояние рынка новшества, инноваций и инвестиций; организацию инновационной деятельности по разработке и освоению новых видов продукции, оказания услуг и выполнения работ; финансово-экономический анализ инновационно-производственной и инвестиционной деятельности; основы трудовых отношений и мотивации труда персонала; правовое регулирование и виды государственной поддержки инновационной деятельности и др. Особое внимание должно уделяться подготовке и принятию решения в целом и на каждом этапе его прохождения. Конечная цель инновационного менеджмента состоит в повышении эффективности использования ресурсов и обеспечении функционирования субъектов инновации.