Тульская область – объект программно-целевого планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

основная цель - раскрыть понятие целевых программ, их структуры, источников финансирования, порядка формирования и утверждения, а также проведения анализа целевых программ Тульской области.
В практической части курсовой работы были рассмотрены социально-экономическое положение Тульской области, а также рассмотрены долгосрочные целевые программы Тульской области.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты программно-целевого планирования 4
1.1 Целевые программы как основной инструмент программно-целевого планирования 4
1.2 Формирование и порядок утверждения целевой программы 6
2. Тульская область – объект программно-целевого планирования 11
2.1 Анализ социально-экономического развития Тульской области в 2011 году 11
2.2 Долгосрочные целевые программы Тульской области 19
Заключение 23
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

В 2011 году оборот розничной торговли на 93,1 процента формировался торгующими организациями и индивидуальными  предпринимателями, реализующими товары вне рынка.

В 2011 году в структуре  оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, напитков, табачных изделий составил 49,5 процента, непродовольственных товаров – 50,5 процента.

Структура оборота розничной  торговли в 2010 и 2011 годах по формам торговли представлена на нижеприведенной диаграмме (рис. 2).

Рис. 2 -  Структура оборота розничной торговли в 2010 и 2011 годах по формам торговли

 

В структуре оборота  розничной торговли в 2011 году увеличился удельный вес крупных организаций (на 1,9 процента).

Общий объем оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли в 2011 году составил 141 790,9 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 10,2 процента выше уровня 2010 года.

В 2011 году населению области  оказано платных услуг на 45 362,7 млн. руб., что составило в сопоставимых ценах 104,4 процента к уровню 2010 года. В структуре объема платных услуг населению преобладают коммунальные услуги, услуги связи и транспортные услуги (63,6 процента от общего объема).

Внешнеторговый оборот в 2011 году составил в текущих ценах 4 032,7 млн. долларов США (выше на 44,5 процента уровня 2010 года), при этом экспорт составил 3 415,7 млн. долларов США (увеличился на 49,5 процента по сравнению с 2010 годом), импорт – 617,0 млн. долларов США (увеличился на 22,2 процента).

На страны дальнего зарубежья приходится 90,4 процента всего внешнеторгового  оборота, на страны СНГ – 9,6 процента.

На 1 января 2012 года число организаций, включенных в Статистический регистр по Тульской области, составило 37 595 единиц (уменьшилось за 2011 год на 226 ед., или на 0,6 процента), из них:

– организации частной формы собственности – 30 984 (82,4 процента к общему количеству организаций);

– организации муниципальной формы собственности – 3 207 (8,5 процента);

– организации государственной формы собственности – 1 023 (2,7 процента);

– организации смешанной российской собственности – 481 (1,3 процента).

На 1 января 2012 года число индивидуальных предпринимателей, включенных в Статистический регистр по Тульской области, составило 41 063 единицы (увеличилось за 2011 год на 111 единиц, или на 0,3 процента).

В 2011 году в Тульской области действовало 2972 малых предприятия, из них: организации  торговли и предприятия по ремонту  автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий – 26 процентов; предприятия обрабатывающих производств – 20 процентов; организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом – 19 процентов; строительные организации – 14 процентов. На малых предприятиях было занято 83 тысячи человек (107,7 процентов по сравнению с 2010 годом). Среднемесячная заработная плата работников малых предприятий в 2011 году составила 13 182,4 рубля (увеличилась на 8 процентов по сравнению с прошлым годом).

Индекс потребительских  цен на товары и платные услуги за 2011 год составил 105,7 процента.

За 2011 год цены на продовольственные  товары выросли на 1,4 процента (за 2010 год – на 13,6 процента). Стоимость  минимального набора продуктов питания  в среднем по Тульской области  в декабре 2011 года составила 2 251,0 руб. и уменьшилась по сравнению с декабрем 2010 года на 12,1 процента.

Цены на непродовольственные  товары за 2011 год возросли на 8 процентов (за 2010 год – на 6,9 процента).

Цены и тарифы на платные  услуги населению в 2011 году повысились на 10,4 процента (за 2010 год – на 8,2 процента).

Стоимость фиксированного набора потребительских товаров  и услуг, в состав которого включены 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг, в среднем по Тульской области в конце декабря 2011 года составила 8 296 руб. в расчете на месяц и выросла по сравнению с декабрем 2010 года на 5,7 процента.

Величина прожиточного минимума в расчете на душу населения в IV квартале 2011 года составила 5 492,60 рубля (установлена постановлением правительства Тульской области от 21.02.2012 №71 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за IV квартал 2011 года») и по сравнению с предыдущим кварталом снизилась на 2,4 процента. При этом затраты на продукты питания в составе величины прожиточного минимума на душу населения снизились на 6,9 процента, на непродовольственные товары выросли на 3,1 процента, на услуги остались на уровне 3 квартала 2011 года.

В 2011 году реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) увеличились по отношению к 2010 году на 0,5 процента (в 2010 году увеличение составляло 8,2 процента).

Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом изменения индекса потребительских цен, за 2011 год составила 101,6 процента к уровню 2010 года.

Среднемесячная номинальная  заработная плата, начисленная работникам организаций (включая субъекты малого предпринимательства) за 2011 год, составила 17 276 руб., превысив ее размер за 2010 год на 10,4 процента. За декабрь 2011 года средняя номинальная заработная плата составила 21 867 руб., что на 14,9 процента больше, чем за соответствующий период прошлого года.

Просроченная задолженность по заработной плате (по данным полученным от организаций наблюдаемых видов экономической деятельности, кроме субъектов малого предпринимательства) на 1 января 2012 года составила 14,0 млн. руб. и по сравнению с началом 2011 года общий объем просроченной задолженности по заработной плате сократился в 7,3 раза (на 88,7 млн. руб.). Вся задолженность связана с отсутствием собственных средств у организаций.

Социально-экономическое  развитие Тульской области в 2011 году проходило под влиянием европейского кризиса. Единственным эффективным методом улучшения социально-экономического положения Тульской области является метод программно-целевого планирования.

 

2.2 Долгосрочные целевые программы Тульской области.

 

На территории Тульской области действуют федеральные, долгосрочные (областные) и ведомственные программы, направленные на улучшение социально-экономического положения региона. Особое значение имеют долгосрочные целевые программы, которые охватывают все проблемные сферы области.

С 2009 года все областные целевые программы Тульской области переведены на новый формат в соответствии с постановлением администрации Тульской области от 27 июня 2007 года № 303 «О порядке разработки и реализации долгосрочных целевых программ», в рамках которого была оптимизирована структура программ, исключены программы, не отвечающие приоритетам социально-экономического развития Тульской области. Это позволило сконцентрировать выделяемые средства на решении приоритетных задач.

Указанным Порядком установлены  требования к разработке, утверждению, реализации, мониторингу и оценке результативности и  эффективности реализации долгосрочных целевых программ, а также их изменению (корректировке) или досрочному прекращению реализации [2].

За период 2006-2011 г.г. на территории Тульской области реализовывалось свыше 30 долгосрочных (областных) целевых программ. Общий объем финансирования долгосрочных (областных) целевых программ за счет всех источников финансирования за этот период составил 34,05 млрд. руб., в том числе из бюджета области – 16,98 млрд. руб.

Информация об объемах  финансовых средств в рамках реализации долгосрочных (областных) целевых программ Тульской области  за период 2006-2011 годов  приведена в таблице 6.

Таблица 6 - объемах финансовых средств в рамках реализации долгосрочных (областных) целевых программ Тульской области  за период 2006-2011 годов

Источники финансирования

Объем финансирования долгосрочных (областных) целевых программ,  млн.  руб.

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Федеральный бюджет

231,9

386,2

1371,2

4908,8

5280,5

1924,7

Бюджет области

1073,5

1650,9

2961,9

3608,0

4132,1

3553,0

Бюджет МО

3,1

18,2

76,4

222,6

416,1

571,5

Внебюджетные источники

52,4

69,7

70,4

323,6

573,7

570,5

Всего

1360,9

2125,0

4479,9

9062,0

10402,4

6619,7


 

За период 2006-2011 годы построен ряд объектов и выполнен комплекс наиболее значимых для населения Тульской области мероприятий, в том числе в рамках:

- долгосрочной целевой  программы «Модернизация и развитие  автомобильных дорог общего пользования  в Тульской области на 2009-2016 годы» осуществлено строительство автомобильной дороги Тула-Новомосковск в Киреевском и Новомосковском районах Тульской области, строительство автодорожного мостового перехода через р. Оку в г. Алексине Тульской области;                              

- долгосрочной целевой программы развития здравоохранения Тульской области созданы и оснащены пять межмуниципальных лечебно-диагностических центров; на базе ГУЗ «Тульская детская областная больница» открыт многопрофильный современный диагностический центр, который принимает более 300 детей в день; созданы кардиологические центры в МУЗ «Новомосковская городская клиническая больница»,          МУЗ «Медико-санитарная часть № 4 города Тулы» по контролю за пациентами с имплантированными электрокардиостимуляторами;

- долгосрочной целевой программы развития образования в Тульской области введена в эксплуатацию МОУ «Большескуратовская общеобразовательная школа» на 98 учащихся; общеобразовательная школа на 420 учащихся в селе Воскресенское Дубенского района Тульской области, оснащенная современным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения;

- долгосрочной целевой  программы «Культура Тульской  области» проведены ремонтно-реставрационные  работы Тульского областного  историко-архитектурного и литературного  музея, музея самоваров, Тульской областной филармонии, на Пятницкой башне Тульского кремля, монументальной живописи Успенского собора. Выполнены ремонтные работы в Тульском колледже искусств им. Даргомыжского, областной детской музыкальной школе им. Г.З. Райхеля, областной универсальной научной библиотеке, областном колледже культуры и искусства, Тульском областном театре юного зрителя, Тульском государственном театре кукол;

- долгосрочной целевой  программы «Развитие физической  культуры и спорта в Тульской  области» сданы в эксплуатацию физкультурно-оздоровительный комплекс (ФОК) в поселке Дубна Тульской области;  физкультурно-оздоровительные комплексы Олимп 1, Олимп 2 в городе Новомосковск Тульской области; завершено строительство универсального спортивного комплекса «Новое поколение» по ул. Металлургов – Бардина в городе Тула; теннисного центра на центральном стадионе «Арсенал» в городе Тула; завершена реконструкция существующего велотрека в г. Тула.

Оптимизация состава  и структуры целевых программ Тульской области позволила приблизить потребности в финансировании программ к реальным возможностям бюджета области, сконцентрировать усилия на реализации первоочередных мероприятий социально-экономической направленности, на основании программно-целевого подхода достичь повышения эффективности расходования государственных средств.

 

 

 

Заключение.

 

В ходе выполнения курсовой работы была достигнута основная цель, заключающаяся в раскрытии понятия  целевых программ, их структуры, источников финансирования, порядка формирования и утверждения, а также проведения анализа целевых программ Тульской области.

По итогам проведенных  исследований можно сделать следующие  выводы:

1. Целевая программа  – увязанный по задачам, ресурсам  и срокам осуществления комплекс  научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственны, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации и регионов.

2. Целевые программы играют важную роль в развитии регионов, являясь одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства (региона) инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции органов исполнительной власти.

3. Программно-целевой метод позволяет решать первоочередные проблемы, выстраивать приоритеты в организационно управленческой деятельности, алгоритмизировать управленческую деятельность в соответствии с разработанной программой, осуществлять мониторинг продвижения к реализации поставленной цели по этапам программы.

В практической части  курсовой работы были рассмотрены социально-экономическое  положение Тульской области, а также  рассмотрены долгосрочные целевые  программы Тульской области.

Список использованных источников

 

1. Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (вместе с «Порядком разработки и реализации Федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», «Порядком закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд», «Порядком подготовки и заключения государственных контрактов на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд»).

Информация о работе Тульская область – объект программно-целевого планирования