Тульская область – объект программно-целевого планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

основная цель - раскрыть понятие целевых программ, их структуры, источников финансирования, порядка формирования и утверждения, а также проведения анализа целевых программ Тульской области.
В практической части курсовой работы были рассмотрены социально-экономическое положение Тульской области, а также рассмотрены долгосрочные целевые программы Тульской области.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты программно-целевого планирования 4
1.1 Целевые программы как основной инструмент программно-целевого планирования 4
1.2 Формирование и порядок утверждения целевой программы 6
2. Тульская область – объект программно-целевого планирования 11
2.1 Анализ социально-экономического развития Тульской области в 2011 году 11
2.2 Долгосрочные целевые программы Тульской области 19
Заключение 23
Список использованных источников 24

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки РФ.doc

— 423.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Тульский государственный  университет»

РЦПК

Кафедра «Государственное и муниципальное управление»

 

Курсовая работа

по дисциплине «Основы государственного и

муниципального  управления»

на тему «Тульская область – объект программно-целевого планирования»

 

Вариант №

 

 

Выполнил слушатель

__________________________

(подпись)

«_____»______________2012г.

 

Научный руководитель

«_____»______________2012г.

(подпись)

 

 

 

 

 

 

Тула 2012

Содержание

 

Введение                                                                                                                   3

1. Теоретические аспекты программно-целевого планирования                        4

1.1 Целевые программы  как основной инструмент программно-целевого  планирования                                                                                                           4

1.2 Формирование и порядок утверждения целевой программы                       6

2. Тульская область – объект программно-целевого планирования                11

2.1 Анализ социально-экономического  развития Тульской области                         в 2011 году                                                                                                              11

2.2 Долгосрочные целевые программы Тульской области                               19

Заключение                                                                                                             23

Список использованных источников                                                                   24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В данной курсовой работе рассматриваются целевые программы  и их роль в социально-экономическом развитии регионов. Данная тема актуальна, так как программно-целевой метод наиболее эффективен в управлении регионов и страной в целом.

Целью курсовой работы является изучение целевых программ, их финансирования, изучение основ планирования федеральных целевых программ и влияние целевых программ на социально-экономическое развитие Тульской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач:

  1. раскрыть понятие целевых программ, их структуру, источники финансирования, порядок их формирования и утверждения;
  2. провести анализ долгосрочных целевых программ Тульской области и раскрыть их влияние на социально-экономическое развитие региона.

Объектом исследования  в данной работе являются долгосрочные целевые программы Тульской области. Предметом исследования является применение и эффективность целевых программ в управлении регионов.

Данная курсовая работа выполнена на 24 листах и состоит из введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Так же в курсовой работе присутствует 2 диаграммы для более наглядного представления информации.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические аспекты программно-целевого планирования      

                

1.1 Целевые программы  как основной инструмент программно-целевого  планирования                                                                                                          

 

В государственном регулировании  развития рыночных экономики взаимосвязаны  и играют ключевую роль прогнозирование, планирование и программирование.

Государственное программирование часто используют как термин, равнозначный программно-целевому планированию. Программно-целевой метод – основной способ решения крупных социально-экономических проблем посредством разработки и реализации органами государственной власти и управления взаимосвязанных программных мер, направленных на решение задач в различных сферах жизнедеятельности общества. Специфическими чертами программно-целевого планирования являются: четкие формулировки и систематизация целей («древо целей и задач»); обусловленность реализуемых мероприятий поставленными целями (система целереализующих действий; изначальное установление средств и ресурсов осуществления программных мероприятий; системный подход к управлению программой и контроль за реализацией мер со стороны органов управления.

Сущность программного подхода  раскрывается через понятия «программная область», «параметры программы», «структура программы». В общем виде структура  программы включает следующие блоки: целевой (содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения программными методами, цели, задачи, сроки и этапы программы), исполнительный (система программных мероприятий), ресурсный (объемы, источники ресурсов), организационный (механизм реализации, организация управления и контроль, оценка последствий, паспорт программы). [3]

Процесс разработки целевой программы  складывается из следующих стадий: целевая установка программы; научно-проектная  разработка программы (обоснование  способов ее осуществления); структурная  разработка (формирование разделов, построение исполнительной структуры программы, обоснование программных мероприятий); ресурсная разработка (обоснование объемов и источников ресурсов, необходимых для реализации программы). Унифицированного алгоритма содержания методов разработки государственных программ не существует в силу того, что разработка целевой программы – это не линейный, а циклический процесс.

Классификация государственных программ возможна по следующим основаниям:[4]

1. По функциональной сфере государственной программы:

– социально ориентированные (социальные);

– научно-технические (инновационные);

– инвестиционные (воспроизводственные);

– экологические;

– программы обеспечения национальной безопасности, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

2. По объекту реализации государственных  программ:

– территориальные (региональные);

– отраслевые;

– программы развития ресурсного потенциала;

– внешнеэкономические;

– организационно-управленческие;

– маркетинговые.

3. По сроку реализации программы:

– краткосрочные, на период до 3 лет;

– среднесрочные, на период 3—5 лет;

– долгосрочные, на период свыше 5 лет.

4. По степени государственной  поддержки:

– программы, полностью осуществляемые за счет средств федерального бюджета;

– программы, поддерживаемые государством с привлечением негосударственных источников финансирования;

– совместные территориальные программы (поддерживаемые государством программы  социально-экономического развития территорий);

– программы, связанные с текущей  деятельностью федеральных органов власти и управления.

Оценка государственных программ включает оценку подготовки программы, оценку реализации программы, оценку результатов, оценку экономической эффективности, оценку последствий и эффектов. Методика проведения оценки государственной программы разрабатывается на стадии формирования самой программы и должна быть адекватна ее содержанию. На практике, как правило, применяются: 1) метод экспертных оценок;           2) методы количественной оценки. Смена вектора развития экономики страны обусловила значительное повышение роли государственных программ как инструмента государственного управления, как способа реализации государственной политики, нацеленной на эффективное решение насущных проблем общественного и государственного развития. [6]

 

1.2 Формирование и порядок  утверждения целевой программы    

                 

Формирование целевой  программы производится государственным заказчиком программы и заключается в разработке проекта и утверждении целевой программы.

Целевая программа должна включать в себя следующие разделы [1]:

характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая  программа;

основные цели и задачи целевой программы с указанием  сроков и этапов ее реализации, а  также перечень целевых индикаторов  и показателей, отражающих ход ее выполнения;

мероприятия целевой  программы;

обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

механизм реализации целевой программы, включающий в  себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности  и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы;

оценка социально-экономической  и экологической эффективности  целевой программы.

Целевая программа должна также содержать паспорт программы.

К содержанию разделов целевой  программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой  программы должен содержать постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи  с национальными приоритетами социально-экономического развития и целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Указанный раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой  программы должен содержать формулировки целей и задач целевой программы  с указанием целевых индикаторов  и показателей.

Цели программы должны соответствовать компетенции государственных заказчиков, быть потенциально достижимы, должна существовать возможность проверки их достижения и должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы.

Целевые индикаторы и  показатели являются инструментом объективной  оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий целевой программы и должны быть запланированы по годам ее реализации, количественно заданными и измеряемыми по данным федерального государственного статистического наблюдения.

Третий раздел целевой  программы должен содержать мероприятия по направлениям «капитальные вложения» (строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, приобретение оборудования, не входящего в смету строек), «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» и «прочие нужды» с указанием годовых размеров расходов с разбивкой по источникам финансирования.

Мероприятия целевой  программы должны содержать следующие сведения: наименование мероприятия; сроки реализации (начало и окончание) каждого мероприятия; ожидаемые результаты мероприятия; стоимость выполнения мероприятия в ценах соответствующих лет за счет всех источников ресурсного обеспечения; взаимосвязь мероприятия и ожидаемых результатов с целевыми индикаторами и показателями.

Мероприятия целевой  программы должны предусматривать  комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования.

Обоснование ресурсного обеспечения включает следующие  сведения:

общие размеры средств, необходимые для реализации целевой программы, в том числе бюджетных ассигнований, с распределением по годам реализации, по направлениям «капитальные вложения», «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» и «прочие нужды».

Раздел должен включать в себя также обоснование возможности привлечения внебюджетных источников помимо бюджетных средств. В целях обоснования ресурсного обеспечения также представляются документы и расчеты, позволяющие оценить необходимость и достаточность ресурсного обеспечения для выполнения мероприятий целевой программы, достижения целевых индикаторов и показателей целевой программы.

В пятом разделе целевой программы раскрывается механизм управления реализацией целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

В случае если в целевой программе предусматриваются расходные обязательства Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) по государственной поддержке реализации аналогичной целевой программы, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), в указанном разделе устанавливаются правила предоставления и распределения бюджетных ассигнований в форме субсидий.

Субсидии, предоставляемые  из федерального бюджета, не могут направляться на проведение проектных и изыскательских работ и (или) подготовку проектной документации по объектам, включенным в целевые программы.

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации целевой программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации

Информация о работе Тульская область – объект программно-целевого планирования