Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 20:25, контрольная работа
В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определенную роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.
Введение
1. Понятие государственных доходов и доходов бюджета.
2. Налоги - как источники и способы образования доходов бюджетов.
3. Экономическая характеристика системы доходов консолидированного бюджета РФ.
4. Экономическая характеристика системы доходов федерального бюджета.
4.1. Формирование государственного бюджета за счет государственных займов.
5. Доходы бюджетов субъектов РФ.
5.1. Доходы региональных бюджетов .
5.2. Доходы местных бюджетов.
6. Основные направления бюджетной политики в образовании доходной части бюджета 2011 г.
7. Заключение.
8. Используемая литература.
Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств. Дотации – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов. Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
К безвозмездным перечислениям относятся:
(а) безвозмездные
перечисления от физических и
юридических лиц,
(б) безвозмездные
перечисления по взаимным
Под взаимными расчетами понимаются операции по передачи средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, произошедшими позже утверждения закона (решения) о бюджете и неучтенными им.
Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ по решениям судов.
В федеральном бюджете Российской Федерации 2010 г. налоговые доходы составляли 93,7%, что свидетельствует о том, что потенциал неналоговых доходов еще не исчерпан.
По порядку и условиям зачисления в составе доходов бюджетов выделяют собственные и регулирующие доходы бюджетов.
Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные законодательством РФ на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. К собственным доходам бюджетов относятся:
а) налоговые
доходы, закрепленные законодательством
РФ за соответствующими бюджетами и
бюджетами государственных
б) неналоговые доходы в перечне, представленном выше;
в) иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.
3.
Экономическая характеристика
системы доходов консолидированного
бюджета РФ.
Понятие «консолидированный бюджет» было включено в Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 г. в связи с упразднением государственного бюджета Российской Федерации, в который входили все звенья бюджетной системы России.
Консолидированный бюджет Российской Федерации – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Таблица 1.
Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании; при анализе формирования и использования централизованного финансового фонда страны; в перспективном планировании в целом и в перспективном планировании в частности; при расчетах, характеризующих различные виды обеспеченности жителей страны.
Объем
консолидированного бюджета Российской
Федерации в 2010 г., состав его показателей
характеризуют данные табл. 2.
Таблица 2. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации за 2010 г., млн. руб.
Показатель |
Консолидированный бюджет | |||
Сумма | % | |||
к итогу | к ВВП | |||
Доходы
– всего
I. Налоговые доходы: В том числе: 1. Налог на прибыль организаций 2. Налог на доходы физических лиц 3. Налог на игорный бизнес 4. Единый социальный налог 5. Налог на добавленную стоимость 6. Акцизы 7. Налоги на совокупный налог 8. Налоги на имущество |
5429 886
4942 072 867 596 574 539 10 060 442 218 1069 691 239 457 50 618 146 842 |
100
91,0 15,9 10,6 0,2 8,1 19,7 4,4 0,9 2,7 |
32,3
29,4 5,2 3,4 0,05 2,7 6,4 1,5 0,3 0,9 | |
9.
Платежи за пользование 10. Налоги
на внешнюю торговлю и 11. Прочие налоги, пошлины, сборы В том числе: • налоги и сборы субъектов РФ • местные налоги и сборы II. Неналоговые доходы: В том числе: 1. Доходы
от использования имущества, 2. Штрафы, санкции, возмещение ущерба 3. Доходы
от внешнеэкономической 4. Прочие неналоговые доходы III. Доходы целевых бюджетных фондов |
580 966 859 737 84 456 24 488 15 403 424 594 332 332 10 370 38 489 34 725 63 220 |
10,7 15,8 1,5 0,4 0,3 7,8 6,1 0,2 0,7 0,6 1,2 |
3,5 5,1 0,5 0,1 0,09 2,5 2,0 0,06 0,2 0,2 0,4 |
Как следует из таблицы, в бюджетных доходах Российской Федерации превалируют налоговые доходы (более 90%). Наиболее весомыми доходами бюджета являются косвенные налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы (более 24%). Если к ним прибавить импортные и экспортные пошлины, то их доля возрастает до 40%.
Налоги, связанные с производством (налог на прибыль), относительно невелики и составляют примерно 16% всех бюджетных доходов. Даже если к ним прибавить налоги на имущество предприятий, то в совокупности эти доходы составляют не более 22%.
Главная
причина превалирования в бюджете
косвенных налогов – резкий спад
производства и снижение прибыли. В
то же время высокий уровень
Неналоговые
доходы бюджета не превышают 8%. В их
числе наиболее значительны поступления
от целевых бюджетных фондов (1,2%) и доходы
от использования, принадлежащего государству
имущества (6%). Бывшие когда-то весомым
источником доходы от внешнеэкономической
деятельности составляют примерно 1%.
4.
Экономическая характеристика
системы доходов федерального
бюджета
Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный федеральный фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития.
Средства
федерального бюджета являются главным
источником финансирования структурной
перестройки экономики, конверсии
предприятий военно-
Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развития искусства, культуры, средств массовой информации.
Особенности федерального бюджета на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг. заключается в том, что это – первый трехлетний бюджет после того, как практика разработки трехлетних бюджетов была приостановлена в связи с кризисом. Этот бюджет можно назвать бюджетом модернизации российской экономики после кризиса. Модернизация будет базироваться на экономическом росте, на новых факторах, связанных в основном не с экспортом нефти и газа, а с постепенным освобождением от сырьевой зависимости. Именно такую стратегию выбирает Правительство на ближайшие годы для того, чтобы в следующие десять лет уйти от нее в рамках «Стратегии-2020». Приоритетное развитие получат другие отрасли.[ ]
Для решения этих задач федеральный бюджет в соответствии с Бюджетным и Налоговым кодексами Российской Федерации наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Основные налоговые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (в соответствии с нормативами отчислений):
Основные неналоговые доходы федерального бюджета. В федеральный бюджет зачисляются следующие неналоговые доходы:
В доходы федерального бюджета также поступают:
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов. Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным бюджете на очередной финансовый год.
Состав
и структуру доходов
Таблица 3.
Доходы федерального бюджета Российской Федерации за 2010 г., млн. руб.
Показатель | Сумма | % к итогу |
I.
Налоговые доходы – всего
В том числе: 1. Налог на прибыль организаций 2. Единый социальный налог 3. Налог на добавленную стоимость 4. Акцизы 5. Платежи
за пользование природных 6. Налоги
на внешнюю торговлю и 7. Прочие налоги и сборы II. Неналоговые доходы – всего: В том числе: 1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности 2. Доходы
от внешнеэкономической III. Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней IV. Доходы целевых бюджетных фондов Всего доходов |
3 154 262 205 720 442 218 1 069 691 109 738 434 252 859 737 23 623 224 613 171 601 38 489 35 923 4 999 3 428 873 |
91,9 7,3 12,9 31,2 3,1 12,6 25,1 0,7 6,5 4,9 1,1 1,0 0,5 100 |