Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:16, реферат
«Силовая» стратегия, когда фирмы-соперники переманивают друг у друга клиентов, предлагая им товар по более низкой цене (по принципу «дешево, хотя прилично»). Крайним проявлением ценового соперничества является демпинг, когда продавцы начинают назначать цены на степени затрат либо даже сейчас ниже, отказываясь от выручки. Такое, казалось бы, иррациональное поведение (его применяют, в частности, японские фирмы, осваивая свежие зарубежные рынки) вмещает смысл, потому что победитель в ценовой конкуренции может, одолев соперников, взвинтить цены и наверстать потери. Впрочем данный метод опасен, потому что ценовое соперничество может закончиться и обоюдным разорением конкурентов.
Это не
относится к тем хозяйствующим
субъектам, которые являются естественными
монополиями. В качестве примеров подобной
деятельности хозяйствующих субъектов
можно привести производство услуг
по передаче электрической и тепловой
энергии, по транспортировке газа по
трубопроводам, по транспортировке
нефти и нефтепродуктов по магистральным
трубопроводам, по железнодорожным
перевозкам. Особенности государственного
регулирования в сферах естественной
монополии установлены в
Монополистическая
деятельность на рынке не имеет ничего
общего с законным предпринимательством
и свободой экономической деятельности.
Монополистическая деятельность фактически
выступает антиподом
При антимонопольном
регулировании рыночных отношений
государство использует различные
правовые средства, которые применяются
компетентным государственным органом
в целях поддержки и охраны
конкуренции. При этом порядок их
установления, формы, способы и меры
воздействия основываются на действии
следующих конституционных
Условно применяемые государством правовые средства, закрепленные в антимонопольном законодательстве, могут быть разделены на три группы:
o средства, используемые с целью отграничения сфер и объектов антимонопольного регулирования;
o средства, применяемые для предупреждения противоправных антиконкурентных проявлений и контроля за концентрацией на товарных и иных рынках;
o средства, применяемые с целью пресечения правонарушений в сфере конкуренции.
Таким
образом, конкуренция в рыночной
экономике, играет заметную роль в экономическом
развитии, сохраняет важнейшее место
в рыночном механизме. Рынок, конкурентный
механизм, закон стоимости обеспечивают
поддержание основных народнохозяйственных
пропорций, задают критерии эффективности
производства, стимулируют
Конкуренция воплощает в себе стихийно регулирующее (саморегулирующее) начало. Силы конкуренции действуют в сторону усиления воздействия всех факторов экономической эффективности, ведущих к обеспечению динамического равновесия спроса и предложения. В силу своего стихийного характера конкуренция, особенно при условии ее полного господства на рынке, может вызвать побочные отрицательные экономические и социальные последствия. Однако в целом можно сказать, что конкуренция с ее безжалостными законами - главный двигатель современного прогресса.
Присущая капиталу внутренняя тенденция к самовозрастанию формируется и поддерживается условиями конкуренции, вынуждающей каждую хозяйственную единицу прилагать максимум усилий по повышению эффективности своей деятельности.
В то же
время это налагает на собственников
большое бремя социальной, в том
числе юридической, ответственности
на рынке, поскольку смысл конкуренции
не только в возможности крупного
экономического выигрыша, но и в
высокой степени риска
Государство
продолжает играть активную роль в
регулировании конкуренции, руководствуясь
общенациональными интересами. Именно
от него во многом зависит создание
условий для благоприятной
Е.А.Ерохина. “Циклы
развития национальной экономики”.
Томский государственный университет.
http://www.lpur.tsu.ru/art99/
2. “Микроэкономика. Теория и российская практика” под редакцией А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. М. ИТД “КноРус”, 1999
3. Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” от 22.03.91 №948-1 (редакция от 02.01.2000)
4. Федеральный закон от 14.06.1995 №88-ФЗ 1995 года “О государственной поддержке малого предпринимательства Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 12.05.1995)
5. Федеральные закон от 17.08.1995 №147-ФЗ “О естественных монополиях” (принят ГД ФС РФ 19.07.1995)
6. Федеральный закон от 02.01.2000 №3-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в статью 18 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (принят ГД ФС РФ 01.12.1999)
7. Федеральный закон от 18.07.1995 №108–ФЗ “О рекламе” (принят ГД ФС РФ 14.06.1995)
8. Паращук С.А. “Недобросовестная конкуренция: содержание и правовые средства ее пресечения”. Автореферат кандидатской диссертации М., 1996. с.22-23.).
9. Тотьев К.Ю. “Правовые проблемы ограничения монополистической деятельности на товарных рынках”. Автореферат кандидатской диссертации М., 1995. С.14).
10. Юданов А.Ю. “Конкуренция: теория и практика”. М., 1996.
Информация о работе Способы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве